Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО НАРОДНЫХ ИГР В СОДЕРЖАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Современный этап развития страны характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и физического развития, а также состоянию здоровья учащейся молодежи. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни [4].

Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура» должны отражать, в том числе:

-    овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

- расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма [1].

Одна из главных задач физического воспитания в школе – это развитие и совершенствование двигательной  подготовленности   обучающихся. Поэтому, в настоящее время, в физическом воспитании детей, особенно актуальной становиться задача комплексного подхода к эффективному совершенствованию двигательной подготовленности подростков за счёт использования различных средств и методов системы физического воспитания. Усилившаяся необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры привела к появлению эффективных вариантов программ  физического воспитания школьников. Однако существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка [6].

Научными исследованиями установлено, что наличие негативных тенденций в состоянии здоровья школьника во многом зависит от образовательного учреждения, в котором он  обучается. По мнению ученых, педагогов обучение детей умению сохранять и приумножать здоровье должно стать составной частью образовательной школьной программы по любому предмету с первого по выпускной класс [5].

В связи с этим, руководством СК СВУ уделяется большое внимание поиску путей укрепления здоровья и совершенствования физического развития суворовцев. В плане реализация этих направлений предполагается наличие определенной материально-технической базы в училище, соответствующую классификацию педагогов и организацию внеурочных форм занятий.

Средства и методы обучения суворовцев физическим упражнениям, используемые в училище, также могут в полной мере решить задачу укрепления их здоровья. Система средств, используемых для коррекции и компенсации их физических качеств, должна обладать разносторонним характером воздействия, а применяемые к ним нагрузки – соответствовать их физической готовности и возрасту.

Как показал анализ работы в Северо-Кавказском суворовском военном училище, физическому воспитанию суворовцев во внеурочное время уделяется достаточно внимания. Тренерско- преподавательский состав имеет достаточную профессиональную подготовку для осуществления учебно- тренировочного процесса во внеурочной деятельности суворовцев.

Именно внеурочные формы работы дают, на наш взгляд, больший эффект в физическом развитии суворовца, чем уроки физкультуры в училище. Причиной этому является, во-первых, недостаточное количество учебных часов, отведенных на занятия физкультурой, во-вторых, отсутствие выбора в физических упражнениях на уроках физкультуры. Суворовцы на уроках занимаются по плану, предусмотренному учителем.

Занятия физкультурой в секциях, клубах – это свободный выбор суворовца. Как всякий свободный выбор он имеет мощный стимул к достижению определенных результатов, что, несомненно, способствует эффективному развитию физических и моральных качеств суворовца. Занятия различными видами спорта во внеурочное время, как правило, более соответствуют индивидуальным наклонностям и способностям суворовца, а также состоянию его физических возможностей. Помочь ему определиться в выборе вида спорта должны, прежде всего, рекомендации преподавателя физической культуры в училище и советы родителей.

Практика осуществления физического воспитания суворовцев младших классов показывает, что наилучший эффект отмечается там, где на уроках физической культуры широко используются активные, игровые формы занятий.

Стремление к активным действиям и игровой форме занятий обусловлено психологической характеристикой этого возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а народная игра с ее многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение положительных чувств у суворовцев [2].

Игры - один из элементов культуры, результат народного творчества. В них отражены традиции народа, вековой уклад его жизни и быта. Лучшая иллюстрация этого - национальные игры. Недаром одна из пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. В них отражены культурные традиции образа жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, патриотизме, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе [3].

По содержанию все народные игры выразительны и доступны детскому пониманию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, познанию элементов различных культур, стимулируют развитие организма. Именно поэтому  игра признана ведущей деятельностью суворовцев младших классов, а народные игры способствуют развитию здоровья ребенка, его психических функций, являются мощным средством нравственного развития детей.

Включение отдельных национальных игр в программу физического воспитания значительно оживит занятия по физкультуре, повысит интерес суворовцев к занятиям. Это во многом обогатит и средства физического воспитания детей. В зависимости от возраста подвижные игры должны усложняться, как содержанием, так и правилами. А такие игры как «Перетягивание палкой», «Борьба на поясах», «Вытолкни плечом из круга» можно широко использовать как подготовительные к таким видам спорта, как борьба, бокс, рукопашный бой.

Урочные и неурочные формы работы должны взаимно дополнять друг друга. Как бы ни увлекал суворовцев урок, но их организму жизненно необходимы частые смены занятий и двигательной деятельности.

Очень удобная форма для применения народных игр – прогулка. Разумеется, игры не являются единственным занятием на прогулке, но они ее делают особенно интенсивной, насыщенной развивающими моментами. Не все игры подходят для прогулки. Игра–эстафета, футбол и другие - излишне интенсивны и подчеркивают организующую и контролирующую роль педагога. Учебный день суворовца и без того состоит из времени, подконтрольного педагогам, воспитателям, сокращает свободное времяпрепровождение суворовцев, что ведет к нервным перегрузкам. Поэтому рекомендуем включать народные игры, где непосредственными организаторами являются сами суворовцы.

Эффективным средством физического развития суворовцев является туристско-краеведческая работа. Она не только развивает физические способности суворовца, закаливает его, формирует основы естественных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), но и развивает умения, навыки коллективной деятельности. Как правило, туристические походы и экскурсии организуются с какой-либо познавательной целью. Такие походы не только закаливают суворовца физически, но и способствуют его нравственному развитию.

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия нацелены на оздоровление суворовцев, привитие им любви к физкультуре и спорту. Формы их многообразны: «Дни здоровья и спорта», «А, ну-ка мальчики», спортивные соревнования, спортивно-физкультурные праздники и другие.

Важно, чтобы при организации этих мероприятий не забывалась и воспитательная цель – развитие любви к народным традициям, играм, обычаям, гордость за свой народ, Родину. Для этого необходимо включать в праздники народные подвижные игры, соревнования, показательные выступления в национальных видах спорта. Подготовка к этим праздникам в училище дает для воспитания не меньше, чем само празднование.

Ошибаются те, кто стремится «подарить» своим воспитанникам готовый праздник. Дети с таких празднеств часто уходят разочарованные; они не желают быть в роли пассивных зрителей, им хочется получать на празднике простор для собственной активности, подготовленный и проведенный своими силами и с большим количеством детей-участников праздник принесет всем больше радости и удовольствия.

Народные подвижные игры воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность и гуманность, т. е. имеют большое значение в формировании не только физических, но и личностных качеств.

 

Список литературы

 

 

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897)

2.        Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей среднего и старшего школьного возраста. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 128 с.

3.        Кукушкин В.С. Этнопедагогика. - М.: Изд-во МПСИ, 2002. 215 с.

4.        Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-18.

5.        Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ. Проблемы. Находки. - М.: РАО, МГФСО, 1992. - 97 с.

6.        Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 622 с.