07 февраля 2016г.
В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана отмечается: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие » [4].
Как показывает анализ источников, сегодня в мире живет около 4 000 наций, народностей и племен, которые объединены в более 240 многонациональных, многоплеменных государств. В основном они живут в многонациональных государствах. В суверенном, независимом Казахстане проживает около 140 нации, народностей, национальных и этнических групп и существует более 40 конфессий (его независимость признали более 150 государств, с 130-ю установлены дипломатические отношения).
Именно поэтому развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.
Слово толерантность в последнее время приобрело большую популярность. Однако его значение неоднозначно, а потому требует подробного разъяснения. Сама идея толерантности имеет давнюю историю, возникла еще в глубокой античности — как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам, и постепенно религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. Примечательно и то, что данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, философии, медицине и др. В разных языках слово «толерантность» имеет синоним «тер- пимость», при этом его фонетическое звучание практически идентично во всех языках. Например: казахский – толеранттылық, английский – tolerance, итальянский – tolleranza, французский – Tolérance, немецкий – Toleranz, испанский – tolerancia, македонский – толеранција. С целью раскрытия смысла данного понятия и выведения наиболее приемлемого для нас определения нами был проведен контент-анализ термина «толерантность». В ходе анализа нами была составлена следующая Табл.1:
Таблица 1
Контент-анализ понятия «толерантность»
Источник
|
Определение толерантности
|
Декларация принципов
толерантности [1]
|
Означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
|
Энциклопедия «Кругосвет»
|
Стремление и способность к установлению и поддержанию общности с
людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
|
Энциклопедия 90х
|
Терпимость и уважение к обычаям и к образу жизни других людей. Это
широкое понятие, которое обозначает принятие человека вне зависимости от его национальной и расовой принадлежности, сексуальной ориентации или вероисповедания. Антоним термина
«ксенофобия».
|
Философский словарь
|
В ситуации нынешнего религиозного плюрализма: уважение и терпимое
отношение одних общин к религиозным взглядам других, признание их права быть другими, иметь и выражать свои верования и убеждения, исключение принуждения в вопросах веры, способность к диалогу и умение сотрудничать с ними. Выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, достигнутую такими общинами.
|
Краткий энциклопедический
словарь
|
1. Способность переносить воздействие лекарственного вещества, яда
или антигена без развития соответствующего эффекта. 2. Терпимость к мнению, поведению, образу жизни и т. д. другого человека.
|
Словарь терминов по общей и
социальной педагогике
|
Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо
неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.
|
Этика: энциклопедический
словарь
|
Моральное качество, характеризующее отношение к интересам,
убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я
|
Щеколдина С. Д. Тренинг
толерантности
|
Умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо),
принимать, признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо, чему-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
|
Асмолов А.Г. На пути к
толерантному сознанию
|
Это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и
идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного
|
Нысанбаев Н.А.
Независимость. Демократия. Гуманизм.
|
Толерантность – не столько пассивное признание самоценности другой
культуры. Это – наивысшая степень уважения и взаимосогласия, когда горизонты культур взаимодействуют, изменяя участников диалога и способствуя их духовному росту.
|
Барлыбаева Г.Г. Эволюция
этических идей в казахской философии.
|
Предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность
к уважительному диалогу и сотрудничеству
|
Тесленко А.Н. Педагогика [5]
Принятие особенностей другого человека и собственной личности, понимание эмоциональных состояний людей, готовность к сотрудничеству и продуктивному диалогу во взаимодействии.
Анализируя вышеприведенные понятия, мы можем выявить в них общие положения. В основном толерантность рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию и уважать его. И гораздо реже в различных трактовках говориться о том, что толерантность – это стремление к взаимодействию, диалогу, гармоничным взаимоотношениям между людьми, имеющими какие-либо различия, направленное на принятие и взаимное понимание.
При всем этом, мы согласны с мнением Барлыбаевой Г.Г., которая в своей работе отмечает, что«…буквальный перевод с латинского «tolerantia» - «терпение» не совсем точно передает содержание понятия толерантности, обедняя его, потому что терпимость традиционно означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже некоторое превосходство по отношению к иным – терпимым – воззрениям. Тогда как толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству»[2].
Также, несомненно прав А.Н. Нысанбаев, который утверждает, что «толерантность – не столько пассивное признание самоценности другой культуры. Это – наивысшая степень уважения и взаимосогласия, когда горизонты культур взаимодействуют, изменяя участников диалога и способствуя их духовному росту. Становясь универсальным, согласие предполагает сбережение и продвижение различий и, следовательно, основывается не на подавлении и насилии, а на внутреннем взаимопонимании, притяжении души, национальных характеров и менталитетов. Согласие в такой постановке вводится в контексте взаимопонимания»[3].
Таким образом, путем глубокого анализа различных трактовок толерантность понимается нами как диалог и сотрудничество различных культур, характеризующее позитивное отношение к инакости других людей, основывающееся на стремлении к гармоничному взаимодействию, выражающегося в желании достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов.
Список литературы
1. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. – Алматы, 2011. – С.159 – 168
2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО – М., 2001 – 25 с.
3. 3.Нысанбаев А.Н. Формирование толерантного сознания в современном казахстанском обществе. – Алматы, 2009
4. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана: Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Январь, 2012 - http://www.akorda.kz
5. Тесленко А.Н. Педагогика