Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В настоящее время произошло осознание обществом необходимости серьезного реформирования высшего и непрерывного профессионального медицинского образования. В решении задач, стоящих перед медицинским образованием, особенно в плане его фундаментализации и экологизации, важная роль принадлежит биологическим дисциплинам. Биологическая подготовка как часть фундаментальной подготовки врача в системе медицинского образования развивается в рамках указанных тенденций.

Однако, как совершенно справедливо замечают В.Ф. Антонов и Н.М. Ливенцев [1], ситуация осложняется еще и тем, что временной разрыв между приобретением биологических знаний и использованием их в специальных дисциплинах зачастую в вузе достигает трех-четырех лет. Без соответствующего подкрепления половина полученной фундаментальной подготовки теряется студентами на втором году обучения. Кроме того, слабая преемственность знаний по фундаментальным дисциплинам у обучающихся обеспечивается недостаточной подготовкой преподавателей клинических кафедр по вопросам интеграции знаний фундаментальных и специальных дисциплин.

В государственной программе о «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» [7] указано, что отличительной чертой современной медицинской науки  является  ее «биологизация», широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии.

Как справедливо отмечает В.Н. Садовский [8] под системой понимает: «множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность».

Исследованию мировоззренческих, методологических  и  прикладных аспектов системности посвящено большое количество трудов известных ученых: В.Г. Афанасьева, А.П. Беляевой, И.В. Блаубеога, В.И. Вернадсткого, Б.М. Кедрова, Э.С. Маркаряна, А. Рапопорта, В.Н. Садовского, В.С. Тюхтина, А.Д. Урсула, И.И. Шмальгаузена, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и др.

Сложность и многообразие элементов, связей, отношений объекта, как системы, обеспечивают иерархическое строение системы – упорядоченную последовательность ее различных компонентов и уровней, взаимосвязей между ними [4].

С этих позиций под системой можно понимать такие сложные объекты, как всю систему профессионального образования, или только систему непрерывного профессионального медицинского образования, или систему практического здравоохранения страны, так как они состоят из множества связанных между собой элементов, упорядоченных по отношениям и характеризующихся единством общих целей функционирования. Таким образом, мы имеем дело с иерархией систем.

Многоуровневое непрерывное профессиональное образование представляет социально-педагогическую категорию, отображающую идею поступательного развития образовательных потребностей человека как конкретно-педагогического процесса [2].

Системообразующим фактором системы непрерывного профессионального образования являются категории «специальность» и «квалификация», обеспечивающие в определенных социально-экономических условиях жизнедеятельность отдельной личности, общества, человечества. Они составляют профессионально- квалификационный потенциал и включают философские, социальные, экономические, научно-технические, педагогические, психологические производственные компоненты [3;5;8].

Объект нашего исследования – биологическая подготовка врачей в условиях непрерывного профессионального медицинского образования представляет собой систему, интегрирующую биологические, экологические, профессиональные, квалификационные, социальные, методические и личностно-деятельностные факторы.

Для теоретического обоснования системы биологической подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании недостаточно накопления сведений из биологических, экологических, педагогических, методических и других наук, так как  биологическая подготовка врача имеет особенности – формирование профессиональной готовности врача к решению задач практического здравоохранения. В этой связи система биологической подготовки врача представляет собой целостную, открытую систему, способную функционировать и развиваться во взаимодействии с условиями среды системы – потребностей практического здравоохранения.

Следует отметить, что биологическая подготовка врачей в высшем и дополнительном профессиональном образовании относится к проблемам, изучение которых требует системного подхода по причине многофакторности проблемы: биологической подготовки, практической, педагогической и социальной значимости.

Выделение той или иной системы знаний зависит от точки отсчета, выбранной в связи с задачами исследователя, в данном случае ‒ с задачами биологической подготовки врачей, как составляющей фундаментализации непрерывного профессионального медицинского образования.

В качестве системных объектов биологической подготовки врачей в непрерывном профессиональном медицинском образовании могут выступать как объективно существующие в природе объекты (системно- структурные уровни организации природы: от молекулярного и клеточного до биосферного и ноосферного), так и гносеологические конструкты, возникающие в процессе дифференциации и интеграции наук о природе:

− комплексная проблема «человек и его здоровье»;

− интегративные науки и теории (биофизика, биохимия, биоинформатика, экология, эволюционная теория и др.).

Система биологической подготовки врачей в непрерывном профессиональном медицинском образовании является подсистемой целостной системы медицинского образования и имеет компоненты, общие с целостной системой непрерывного профессионального медицинского образования: цели, содержание образования, организация процесса, формы, методы и средства формирования квалифицированного специалиста, управление учебным процессом, воспитание, оценка знаний, умений, навыков, формирующих профессиональные компетенции, результат обучения.

В свою очередь система подготовки врачей непрерывного профессионального медицинского образования подразделяется на две подсистемы: высшее образование - «подготовка кадров высшей квалификации (ординатура)» и «дополнительное профессиональное образование».

Анализ компонентов системы биологической подготовки врача позволяет выявить характерные особенности, вызванные интеграцией и обусловленные целями, задачами, спецификой содержания и результатами.

Между компонентами системы биологической подготовки врачей существуют системообразующие связи, которые объединяют компоненты в единое целое – систему. Эти связи многочислены и разнообразны: между теоретическим и практическим обучением; между процессами конструирования содержания и процессами его реализации; между содержанием биологической подготовки, формами, методами и средствами; между целями и результатами обучения. Эти связи несут системообразующие функции как к системе в целом, так и к ее компонентам.

В качестве системных объектов биологической подготовки врачей в непрерывном профессиональном медицинском образовании могут выступать как объективно существующие в природе объекты (системно- структурные уровни организации природы: от молекулярного и клеточного до биосферного и ноосферного), так и гносеологические конструкты, возникающие в процессе дифференциации и интеграции наук о природе:

− комплексная проблема «человек и его здоровье»;

− интегративные науки и теории (биофизика, биохимия, биоинформатика, экология, эволюционная теория и др.).

Анализ  компонентов  системы  биологической  подготовки  врача  позволяет  выявить  характерные особенности,  вызванные  интеграцией  и  обусловленные  целями,  задачами,  спецификой  содержания  и результатами.

 

Список литературы

1.      Амиров Н.Х. О фундаментальной подготовке врача / Н.Х. Амиров, Д.Р. Сидорова, Р.У. Ахмерова // Вестн. высш. школы. - 1988. - № 7 - С. 31-32.

2.      Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. – СПб.: Радом: РАО ИПТО – 1997. – 225 с.

3.      Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. – СПб.; Радом, 1999. – 480 с.

4.      Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. – 270 с.

5.      Выготский Л.С. Развитие внешних писхических функций: Из неопубл. тр. – М.: Изд-во АПН, 1960. – 230 с.

6.      Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах: Метод. Пособие / Подготов. К.М. Андреева; НИИ профтехобразования. – СПб.: 1992. – 32 с.; Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. – М.: 1973. – 464 с.

7.      Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года»

8.      Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М.: Наука, 1974. – 277 с.