Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В настоящее время для обучения русскому языку как иностранному (РКИ) создано огромное количество учебников, учебных пособий, справочников и прочей учебной литературы для разных условий обучения и разных контингентов учащихся как в России, так и за рубежом. Очевидно, что концепция, структура и содержание учебников и учебных пособий различна, так как напрямую зависит, в частности, от специфики аудитории учащихся, для работы с которой предназначен тот или иной учебник или учебное пособие, а также от других значимых факторов. Безусловно, пособие, предназначенное для обучения русскому языку как иностранному подростков, должно иметь некоторые существенные отличия от пособий, рассчитанных для работы со взрослой или детской аудиторией учащихся. В данной статье рассматриваются специфические черты пособия для обучения РКИ подростков: концепция пособия, особенности структуры, содержания и подачи материала.

При создании пособия для иностранных школьников необходимо учитывать несколько значимых аспектов. Прежде всего, это психофизиологические особенности учащихся, которые оказывают большое влияние на процесс овладения учебными дисциплинами. Эти особенности следует учитывать при создании пособия, так как они предопределяют, в том числе, принцип презентации учебного материала и работы с ним. Другим важнейшим фактором, в значительной степени определяющим успешность учебного процесса, является учёт интересов и сфер увлечений подростков, непосредственно связанных с мотивацией обучения. Учёт сфер интересов и увлечений учащихся в значительной степени влияет на принцип отбора учебных материалов для пособия, определяет тематику текстов, проблемных и проектных заданий.

В данной статье мы обращаемся к характеристике учебного пособия по РКИ, предназначенного для обучения такого специфического контингента учащихся, как подростки. Далее охарактеризуем специфику учебного пособия и его отличия от учебника по РКИ. Учебное пособие представляет собой средство обучения, целью которого является обучение одному из аспектов языка или виду речевой деятельности: учебное пособие по фонетике, грамматике, по развитию речи, книга для чтения. (Хавронина, Балыхина 2008: 111). Так как пособие направлено на обучение одному из видов речевой деятельности, оно необязательно должно включать в себя все элементы учебника, которые перечислены выше: фонетический материал, лексический, грамматический и т.д.. Также оно не предназначено для изучения языка с азов (алфавита, представления о различии букв и звуков и т.п.),  так как посвящено рассмотрению  и обучению одному из видов речевой деятельности.

Обращаясь к характеристике учебного пособия  для подростков,  отметим важнейшие черты данной аудитории учащихся и их влияние на специфику учебного пособия по РКИ и организации учебного процесса. В силу возрастных психофизиологических особенностей для подростков характерна быстрая утомляемость, в связи с этим рекомендуется частая смена видов речевой деятельности на занятии. У подростков, как правило, достаточно небольшой объем оперативной памяти, что предполагает строгое дозирование материала. Учащиеся в этом возрасте (11-19 лет) очень активны, поэтому следует включать подвижные игры, предполагающие повторение и закрепление изученного языкового материала. Для подростков на данном этапе становления личности, как правило, характерна рефлексия, поиск себя и своего места в социуме, в связи с этим в пособии по обучению РКИ желательно включение различных проблемных и творческих заданий. Подростки нередко стараются каким-то образом выразить свое превосходство, лидерство, поэтому в процесс обучения представляется целесообразным включение различных соревновательных заданий. Учащиеся в этом возрасте очень активны в плане общения, поэтому желательно включение различного рода групповых заданий, выполнение которых предполагает общение со  сверстниками на изучаемом языке, что способствует формированию коммуникативных навыков учащихся. Для подростка специфично стремление к получению новой информации о мире, особенно о тех сферах жизни, которые представляют для него наибольший интерес, это влияет на принцип отбора учебного материала, так, учебный материал должен быть информативным, содержать какую-либо новую, интересную и познавательную информацию. Учащиеся в подростковом возрасте в большей степени стремятся ко всему новому и оригинальному, что позволяет говорить о том, что материалы для обучения РКИ этого контингента учащихся должны отвечать принципу актуальности и содержать наиболее новую и интересную для подростков информацию. Наконец, последний, немаловажный критерий, это критерий соответствия материалов пособия сферам интересов и увлечений современных учащихся-подростков. Учёт сфер их интересов позволяет в существенной степени повысить мотивацию к процессу изучения русского языка как иностранного, что помогает добиться лучших результатов обучения.

Особенности современной фазы функционирования русского языка в мире ставят принципиально новые задачи перед методистами, авторами учебников, учителями. Усилилось внимание к речевой и практической направленности обучения, вошли в обиход понятия коммуникативной, речевой и языковой компетенций, формирование которых и составляет содержание обучения иностранному языку. Сегодня устное и письменное общение на русском языке призвано не только познакомить с культурой страны изучаемого языка, что было и прежде, но и осуществить взаимодействие, диалог культур – русской и родной. Разные коммуникативно- личностные потребности требуют разных форм и методов в преподавании РКИ. Преподавание языка в иноязычной аудитории обычно идет в направлении от потребности, цели, содержания, а не от формы. В этой связи в центр внимания ставится синтаксические, т.е. синтагматические, а не парадигматические связи, хотя и от них нельзя отказываться. В процессе обучения РКИ пользуются такими единицами описания, которые носят коммуникативно-деятельностный характер. Преподавание русского языка в иноязычной среде, будучи функционально семантическим и системным, должно быть: а) минимизированным; б) семантически адекватным, коммуникативно достаточным; в) сопоставительным.

Принципиально важно в этих условиях иметь строго отобранный дидактический материал и четкую систему преподавания и закрепления. Наиболее актуальными в современной методике преподавания РКИ являются пособия, имеющие коммуникативную направленность, так как одной из основных целей обучения русскому языку как иностранному является формирование коммуникативной компетенции. Такое пособие, имеющее коммуникативную направленность, целью которого является развитие речи, формирование навыков общения на изучаемом языке, предполагает наличие у учащихся определенных знаний об изучаемом языке (знаний о фонетическом строе, ритмико-интонационной организации высказывания, некую лексико- грамматическую базу). Подобное пособие может включать в себя определенный лексико-грамматический и коммуникативный материал, реализующийся в наиболее частотных высказываниях, речевых клише идиомах, который способствует развитию у учащихся навыков общения на изучаемом языке с использованием данного материала.

Такое пособие своей целью имеет формирование коммуникативной компетенции учащихся, оно отвечает следующим требованиям, диктуемым современной методикой преподавания РКИ, сформулированным Е.И. Пассовым: 1) речевая направленность, обучение в условиях, адекватных условиям реальной коммуникации; 2) функциональность; 3) ситуативность; 4) индивидуализация процесса обучения; 5) мотивированность, использование тем, важных для учащихся (Пассов, 1977).

Сделаем вывод и перечислим основные критерии, которым должно отвечать  современное пособие, предназначенное для обучения РКИ подростков и имеющее коммуникативную направленность:

1)    строгий отбор и минимизация лексико-грамматического и коммуникативного материала;

2)     соответствие материалов пособия интересам и увлечениям определенного контингента учащихся (подростков), что позволяет повысить их мотивацию к учебному процессу;

3)       представление учебного материала в естественной форме (диалогов, реплик, высказываний), максимально приближенной к современной русской речи;

4)    презентация лексико-грамматического материала по синтагматическому принципу: в предложениях и высказываниях;

5)      организация изучения, повторения и закрепления материала таким образом, который позволяет добиться ощутимых результатов в конце каждого из уроков;

6)     выраженная коммуникативная направленность пособия: представлен только тот учебный материал, который может быть непосредственно использован учащимся в процессе общения с носителями языка.

 

Список литературы

1.      Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Рус. яз., 1977. – 216 с

2.      Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». Учебное пособие. Приоритетный национальный проект «Образование» РУДН. Москва, 2008. – 394 с.