Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО КУРАТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ1 (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Успешное выполнение служебных задач сотрудниками органов внутренних дел МВД России, совершенствование процесса профессионального становления личности специалиста напрямую связаны с формированием у сотрудников полиции высоких морально-нравственных ценностей, а также психологической готовности личности к соблюдению служебной дисциплины и осуществлению профессиональных функций в условиях специфики служебной деятельности. Воспитание курсантов (слушателей) является наиважнейшей задачей и решается всеми подразделениями вуза системы МВД России. Одним из звеньев, реализующим данную задачу, является преподаватель-куратор, который назначается из числа наиболее подготовленных сотрудников кафедры, имеющих богатый опыт практической деятельности. Деятельность преподавателя- куратора направлена  на оказание  помощи в профессиональном становлении курсантов (слушателей), формирование и развитие высоких профессиональных и морально-этических качеств, укрепление служебной дисциплины и законности, поддержание устойчивого морально-психологического климата в учебном коллективе, создание условий для творческой самореализации личности, а также на организацию досуга во внеучебное время. [2]

Как показывает практика деятельности преподавателей-кураторов кафедры криминалистических экспертиз и исследований и кафедры судебно-экспертной деятельности университета (эти кафедры осуществляют подготовку специалистов в области судебных экспертиз), наиболее успешна деятельность профильных кураторов. Профильный куратор – преподаватель указанных кафедр, осуществляющий преподавательскую деятельность по основным дисциплинам профильного цикла, имеющий практический опыт работы в экспертных учреждениях МВД России, назначаемый куратором учебного взвода судебных экспертов. Таким образом, профильный куратор в силу высокого уровня собственных коммуникативных возможностей и уровня коммуникативной компетенции может сформировать не только положительный образ сотрудника полиции, но и положительный образ сотрудника того подразделения, где курсанты (слушатели) будут проходить службу после окончания вуза, так как является носителем традиций служебного коллектива. Уже в период обучения курсант (слушатель) погружается в специфику будущей службы, что позволит ему после окончания университета легко адаптироваться в подразделении.

Профильный куратор успешнее реализует свою задачу по повышению успеваемости курсантов (слушателей) в часы самоподготовки – ему легче рекомендовать специальную литературу, оказать методическую помощь при подготовке  к занятиям, проконтролировать выполнение учебных экспертиз на промежуточных этапах, так как обладает специальными познаниями в области всех судебных экспертиз.

В распоряжении профильного куратора имеются многообразные формы и методы воспитательной работы. В частности, куратор может организовать посещения театров, музеев, памятных исторических мест. И профильному куратору  легче выбрать музей или выставку, потому что он  может совместить культурное обогащение с обучением в рамках определенной дисциплины. Так, при изучении тем, посвященных правилам и видам фотосъемки, во внеурочное время взвода судебных экспертов посещают Музей судебной фотографии, при изучении тем и дисциплин, связанных с исследованием оружия, – Музей Артиллерии, при изучении судебной медицины – Военно-Медицинского Музей и т.п.

Для профильного куратора не составляет большого труда организовать встречу с практическим работниками экспертных учреждений. Как правило, преподаватели вышеуказанных кафедр не утрачивают связи с прошлыми местами службы, лично стажируются в экспертных подразделениях, знают какие сотрудники проводят те или иные виды экспертиз. Общение с практическими работниками для курсантов (слушателей) имеет огромное значение: повышается профессиональное общение, устанавливаются деловые контакты, лучше понимается специфика будущей служебной деятельности, появляется гордость за свою профессию.

Рассматривая вопрос кураторства в высших учебных заведениях гражданского образования можно говорить о том, что во многих вузах России данный институт существует формально, встречаются ситуации, когда кураторы назначаются из числа студентов старших курсов над младшими (на наш взгляд это может происходить только в помощь куратору-преподавателю). Кураторы не полностью понимают важность данной работы и ее специфику. Немаловажным в этом вопросе является и оплата данного направления деятельности, так как организация мероприятий по воспитанию всесторонне развитой личности ориентированной на определенный вид деятельности занимает значительный объем рабочего времени преподавателя.

Обращаясь к научным данным можно говорить, что вопрос становления личности молодого человека завершается к 25-30 годам. [3] Если учесть, что молодой человек приходит учиться в ВУЗ в возрасте от семнадцати до двадцати двух лет (самый активный для становления период), можно полагать, что работа куратора по профессиональной ориентации имеет особо важное значение. Необходимо учитывать так же тот факт, что большинство студентов- первокурсников в полной мере не понимают специфику выбранной профессии и не знают все тонкости будущей деятельности. Это, как правило, относится к специальностям мало освещенным в прессе. В этом ключе задача профильного куратора - сориентировать обучающихся, возможно организовав профильную экскурсию на действующее производство. Получив полное представление о своей будущей профессии, студент более полно понимает необходимость изучения той или иной дисциплины и больше времени тратит при самостоятельной подготовке на углубленное изучения материала.

Неправильно думать, что только куратор должен заниматься процессом становления личности студента, многие аспекты кураторской деятельности должен брать на себя ВУЗ, составляя рекомендованные мероприятия, договариваясь о взаимодействии с практическими структурами, организовывая профессиональные конкурсы, круглые столы, семинары для обучающихся. К этой работе необходимо привлекать не только преподавателей, сотрудников деканатов, профкомов, но и все возможные структуры с которыми взаимодействует ВУЗ. Руководство ВУЗа должно не только помогать кураторам, но и не пускать его работу на самотек. Контроль за работой куратора не должен сводиться к наказанию за невыполненное, но больше к помощи по выполнению тех или иных мероприятий.

Возвращаясь к опыту кураторства в Санкт-Петербургском университете МВД России можно отметить, что инициатива профильного куратора всегда находит отклик в управленческом аппарате ВУЗа, при необходимости руководство университета связывается с руководством тех организаций, которые, по мнению куратора необходимо посетить для успешного освоения учебной программы или общего развития личности. Так, к примеру, организуются экскурсии на производство или в театры и музеи города, что значительно упрощает деятельность куратора, а порой и удешевляет мероприятие. Многие культурные учреждения города готовы оказывать посильную помощь организациям занимающимся воспитанием и образованием молодежи и зачастую предлагают выгодные условия для посещения своих мероприятий.

В настоящее время, в столь сложных политических и экономических условиях, воспитание всесторонне развитой личности, способной ориентироваться в огромном объеме информации, имеющей свою точку зрения на происходящее и способность ее отстаивать, является важнейшей задачей всего нашего общества. [1] Работа куратора направлена именно на поддержание молодого человека в довольно сложный для него период, так как он возможно в первые совершает самостоятельные шаги в жизнь. Многие студенты приезжают из других городов и без контроля родителей начинают жить, именно в этот период на них обрушивается поток неконтролируемой информации, который они порой не способны «переварить». Организуя работу куратора по профильному и культурному воспитанию, ВУЗ помогает молодому человеку окрепнуть в информационном поле, выбрать правильную позицию не только по отношению к своей будущей профессии, но и к жизни, укрепить свои жизненные принципы и убеждения, принятия себя как активного субъекта в собственном жизненном пространстве. Что, по мнению авторов, в настоящее время очень важно, так как неокрепшие умы молодых людей подвержены негативному влиянию различных террористических и экстремистских организаций. К сожалению, нередки случаи вербовки молодежи и привлечения к участию в различных запрещенных на территории Российской Федерации организациях. Учитывая все вышеизложенные аспекты, авторы предлагают обратить внимание на положительный опыт деятельности преподавателей-кураторов ВУЗов системы МВД России, в том числе и Санкт-Петербургского университета МВД России, и воспользоваться им в деятельности гражданских образовательных учреждениях.

 

Список литературы

1.      Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года. [Текст]: постановление Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

2.      Положение по организации работы кураторов учебно-строевых подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России. [Текст]: приказом начальника университета от 03.10.2014 года №508 «Об организации работы преподавателей-кураторов учебно-строевых подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России».

3.      Байкова, И.Н. Социально-педагогические проблемы антиобщественных действий молодежи. [Текст] / И.Н. Байкова. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. Т. 58. № 2. С. 166-172.