Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребѐнка. Кроме того, это серьѐзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребѐнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Центральными вопросами при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными  педагогами, (Эльконин Д.Б., Усова А.П., Иванкова Р.А., Жуковская Р.И., Залогина В.П., Лиштван З.В.) является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их  взаимоотношения, на  формирование коллективистических  и  гуманных качеств личности ребенка.

Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект. Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность.  Усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый. Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого - уметь заме- тить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними. Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Межличностные отношения проявляются и формируются в процессе  общения как информационного, эмоционального и предметного взаимодействия. От характера взаимоотношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие личностные качества сформируются у него. Необходимо изучать особенности взаимоотношений детей со сверстниками для того, чтобы целенаправленно оптимизировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе.

С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений.

Таким образом, благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отно - шений являются:

Ø эмоциональный комфорт для каждого ребенка.

Ø сформированность положительных взаимоотношений между детьми.

Для успешной социализации, по Л. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

·       стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

·       игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение ролей;

·       стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет, и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роль партнеров.

Решить существующие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и социализации дошкольников может помочь реализации следующих задач:

ü Совершенствование коммуникативной сферы и формирование навыков общения;

ü Формирование социально приемлемых форм поведения и усвоение моральных норм;

ü Формирование позитивных коллективных взаимоотношений;

ü Обогащение жизненного опыта детей, развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;

ü Включение всех детей в игровую деятельность;

ü Создание социализирующей среды, способствующей творческой активизации социального опыта дошкольников.

Решение этих задач социализации посредством игровой деятельности предполагает:

ü Формирование у детей дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;

ü Создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры;

ü Активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).

При таком подходе к руководству игровой деятельностью детей, можно  определить игру как форму практического размышления ребенка о действительности. А вместе с этим и решить проблему  социально- личностного развития ребенка.

 

Список литературы

1.      Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб: Питер, 2004.

2.      Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.

3.      Менджерицкая   Д.В. Воспитателю   о детской игре.   Пособие  для воспитателя детского сада.  М.: Просвещение, 1982.

4.      http://www.firo.ru Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».