Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Аннотация: в публикации представлен опыт использования возможностей моделирования и проектирования в конструировании инновационного пространства ДОУ; вариативная модель реализации системно-деятельностного подхода посредством «недельных тематических проектов», используемых в качестве элементов построения целостного образовательного процесса развивающего характера для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, блочно-тематическое планирование, «недельный тематический проект».

Основу реализации ФГОС нового поколения определяет системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию образовательных процессов на результаты, развитие личности субъектов учения на основе усвоения универсальных действий познания мира и освоения способов успешного осуществления вариативных видов деятельности, что составляет цель и основной результат образования [17].

Особенность реализации системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании заключается в создании условий оптимально содействующих трансформации осваиваемой детьми образовательной информации в предметную деятельность и деятельность внутреннюю – психическую. Обновлённое содержание образования «должно опосредовать органичный синтез, интеграцию разных типов мышления ребенка, в т.ч. эмпирического и теоретического» [17]. В соответствии с теорией развивающего обучения содержание образования, наряду с обучением учащихся специфическим способам познания той или иной предметной области, предполагает включение системы содержательных обобщений, слов- обозначений, «предпонятий», понятий; практику их толкования и словообразования, обогащения семантических полей, ассоциативных рядов, развитие умения наполнять слова - обобщения конкретным содержанием. Т. е, активизацию механизмов «наполнения» понятий значениями и смыслами самими субъектами учения, что обеспечивает условия и возможности последующего самостоятельного использования их в доступных, вариативных видах деятельности.

По мнению В.В. Давыдова «совершенствование системы преподавания требует понимания процессов мышления, прежде всего процессов обобщения учебного материала. В.В. Давыдов последовательно развивал оригинальную теорию взаимосвязи полноценной учебной деятельности с процессами построения у субъектов учения содержательных абстракций и обобщений. В настоящее время именно она оказывает значительное влияние на психологическое обоснование содержания и методов организации учебного процесса, на его совершенствование и развитие в целом» [16].

Автором была разработана и успешно апробирована теория вариативных форм организации процессов освоения теоретических и эмпирических знаний, которая сегодня раскрывает возможности проектирования принципиально новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Системообразующим механизмом организации практики развивающего обучения В. В. Давыдов определял «конструирование форм организации процессов мышления в рамках учебного материала, которые передаются ребенку для того, чтобы обеспечить его дальнейшее самостоятельное движение в усложняющемся содержании учебного материала и познавательного саморазвития». Василий Васильевич подчёркивал тезис о том, что в основе процесса освоения научных понятий лежит специфика организации системы учебных познавательных действий. Поэтому первичная форма существования теоретического знания в мышлении «ученика» любого возраста - это способы учебных действий и оперирование ими в той или иной области познания.

В свою очередь, любая деятельность требует освоения вариативной палитры компетенций.

Компетентность - характеристика высокого уровня выполнения субъектом деятельности, которая должна не только обеспечивать её успех, но и обогащаться посредством совершенствования индивидуально- неповторимого стиля выполнения деятельности. Чем больше локальных, узких компетенций осваивает субъект в рамках деятельности, тем больше вероятность становления индивидуального стиля её выполнения (В.С. Мерлин, Е.А. Климов,1967;Э.И. Маствилискер, 1986;Л.Я.Дорфман, 1989;Д.А. Леонтьев, 1998; М.А. Холодная,2004; И.О.Александров, 2007 и др.). В случае проявления «индивидуального стиля», можно говорить о реализации задач индивидуализации процесса образования, о комфорте и гармонии которые переживает любой субъект учения или специалист - «мастер своего дела» не только от того, что добивается результата, но и от того, что выполняет работу «удобными способами», эффективно, продуктивно, «по- своему».

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает изменение содержания образования, стратегий и тактик организации образовательных систем; проектирования процессов направленного развития индивидуальности, креативной личности; использования вариативных моделей интеграции разных видов деятельности относительно области и предмета познания; использования вариативных моделей структурирования учебной деятельности на разных этапах обучения, использование вариативных форм индивидуальной или совместной ее организации.

Основанием преемственности разных ступеней образования становится направленность педагогических процессов на формирование у субъектов учения «умения учиться» - умения учить себя, открывать свои возможности в разных видах деятельности, используя при этом освоенные «универсальные учебные действия», индивидуально неповторимые способы, индивидуальные когнитивные стратегии освоения и самостоятельного осуществления разных видов деятельности.

Реализация стандартов нового поколения в области дошкольного образования ориентирована на оптимизацию психолого-педагогических условий формирования базиса культуры личности дошкольника, его готовности к усвоению универсальных учебных действий на этапе школьного образования. Многолетняя опытно-экспериментальная работа с педагогами и детьми дошкольного возраста в рамках технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса выявила условия, которые позволили успешно реализовать ряд вышеизложенных положений и изменить традиционные подходы к организации процессов познания, формирования образа мира и обогащения деятельностных компетенций детей дошкольного возраста и педагогов [2, 3, 5, 9, 11]. В процессе изучения возможностей и условий успешного освоения детьми 3-7 лет содержания образовательных программ была создана инвариантная модель деятельностных компетенций, которая сегодня используется в качестве показателя успешности освоения детьми содержания образования в рамках той или иной образовательной темы. Модель компетенций включает: степень осведомлённости и структурированности знаний об окружающем мире (в рамках темы), уровень сформированности умений использовать знания в любой практической, проблемно-этической и\или другой жизненной ситуации, в т.ч. творческой созидательной практике;

степень сформированности и вариативность проявлений детьми индивидуальной палитры складывающихся отношений, субъективно-оценочной, личностной позиции относительно происходящих событий (появления любых предпочтений, способность к выбору действий, деятельности, партнёра по игре; умение обосновать свой выбор аргументированным высказыванием; сформулировать суждение оценочного характера и пр.);

уровень проявления самостоятельности в организации и осуществлении деятельности (осознанное и ответственное стремление к самостоятельности, начала проектного мышления, планирование элементарной системы необходимых действий в той или иной деятельности, доведение деятельности до конца, осознанное использование элементов рефлексивного мышления - самоанализа, самоконтроля, самооценки).

Перечисленные показатели образуют содержание понятия «деятельностные компетенции», то есть проявления того, что на разных этапах развития ребёнок знает, умеет, к чему способен выразить отношение и выполнить самостоятельно в рамках любой деятельности. Содержание, возможные формы проявления деятельностных компетенций проектируются педагогом на основе образовательной программы и ситуационного анализа среднестатистических достижений детей группы. Они становятся основанием для разработки содержания образовательной содеятельности, предметом мониторинга профессионализма и качества осуществляемой педагогом образовательной работы. Деятельностные компетенции рассматриваются в качестве целеобразующего компонента, необходимого элемента проектирования локальных образовательных систем, тематических образовательных проектов, содеятельности педагога с детьми любой временной протяжённости (время НОД, прогулки, одного дня, недели и пр.). В условиях реализации принципа «относительной завершённости» отдельных фрагментов целостного образовательного процесса, конструируемого на основе тематической интеграции образовательного содержания, компетенции становятся объективным основанием для отбора содержания, выбора тактики организации образовательной работы. В конечном итоге, используются в качестве индикатора «качества образования».Содержание ожидаемых (проектируемых) компетенций детей по результатам освоения тематического образовательного проекта легко определяются педагогами, владеющими основами проектного мышления, технологиями моделирования и целесообразного планирования вариативных ситуаций образовательной содеятельности, компетенциями достаточными для организации психолого-педагогического сопровождения процесса реализации проекта[6, 7].

Одним из направлений первого этапа ОЭР (выполненной автором на базе ДОУ Пермского края в период 1989 -1998) стала разработка и реализация педагогами тематических образовательных проектов - «углублений в тему», опосредующих формирование и обогащение компетенций детей в разных видах деятельности, организованных в систему благодаря общей тематической направленности проекта[2,6].Сегодня, используя систему «тематических образовательных проектов» интегрированного характера реализуемых в ограниченный отрезок времени, педагог раскрывает возможности оптимальной реализации системно-деятельностного, личностного, индивидуально-ориентированного и развивающего принципов организации образовательной содеятельности с дошкольниками разного возраста. Тематические проекты, организованные в концептуально обоснованную систему (календарная сеткатематических проектов на год), обеспечивают процессы формирования ментального образа мира каждого воспитанника и научно обоснованной (доступной возрасту) целостной картины взаимосвязи четырёх миров: людей, природы, рукотворных предметов и искусства.

Освоение ряда абстрактных понятий (содержательных обобщений) детьми в дошкольном возрасте осуществляется поэтапно, в определённые отрезки времени, с учётом возможностей конкретной группы детей и когнитивной сложности педагогов, проектирующих содержание образовательной содеятельности. Специфика отбора и конструирования содержания образования, включение в процесс обучения слов- обозначений, предпонятий, содержательных обобщений в рамках определенной предметной области, опосредует успешное формирование способов их наполнения детьми конкретным содержанием, освоение моделей оперирования этим содержанием в речи, игре, продуктивной деятельности, физической активности и т.п.[4, 6].

Недельный тематический проект как подсистема целостного образовательного процесса ДОУ. На протяжении более чем десяти лет инновационная практика ряда ДОО Пермского края организуется в рамках внедрения  технологии  блочно-тематического планирования образовательного  процесса, которая отличается от традиционных технологий тем, что

·                любое, ограниченное целью и временем образовательное взаимодействие воспитателя (или специалиста) с детьми приобретает форму «образовательного блока» - относительно законченного фрагмента целостного образовательного процесса;

·                педагогам предоставляется право самостоятельного выбора любых форм и средств организации содеятельности, структурирования образовательного содержания, определения последовательности и видов проектируемой образовательной содеятельности с детьми;

·                педагог и дети имеют равные права вносить ситуативные, тактические коррективы в намеченный (спланированный) ранее ход и содержание образовательной содеятельности.

В рамках инновационного деятельности по теме «Реализация требований ФГОС ДО средствами технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса» педагоги конструируют образовательный процесс на основе авторской модели «Организация работы с детьми в течение дня и недели». Основной формой планирования работы с детьми становится «недельный тематический проект». Разработка и использование «проектов» позволяет:

·                конкретизировать систему и содержание работы с детьми на протяжении дня, недели, года, видеть перспективу динамики образовательного содержания и достижений детей на 4-е года пребывания в детском саду;

·                направить образовательный процесс на понятные и достижимые результаты и продукты содеятельности с детьми «здесь и сейчас»;

·                обеспечить психолого-педагогические условия для успешного решения образовательных задач дня, недели, года,

 ·                сэкономить время педагога для решения актуальных просветительских, воспитательных задач, определения индивидуальных траекторий развития ребёнка.

В недельном тематическом проекте определены формы работы с детьми: занятия, беседы, экскурсии и т.п.; их содержание и последовательность в течение дня; предполагаемый результат дня и недели (знания, умения, проявления ценностного отношения детей к теме познания, степень проявления самостоятельности в деятельности). Основу конструирования содержания работы с детьми в течение дня и недели определяет тематическая матрица - модель поэтапного «открытия», осознания детьми существенных признаков объекта. Тема проекта может быть любая, главное чтобы в проекте ясно были определены объекты познания и обобщённые способы их освоения детьми разного возраста.

Реализация проекта требует:

·                обеспечения условий для освоения детьми новых знаний о предмете познания (организация среды, структурированный минимум образовательной информации, природосообразные средства и формы ее трансляции детям); базовых способов, умений оперировать знаниями в содеятельности с педагогом и\или самостоятельной деятельности;

·                активного содействия процессу становления субъективно-ценностного отношения детей к объектам познания, к теме в целом;

·                обогащения практики самостоятельного использования детьми знаний и умений в разных видах деятельности.

Количество «тематических проектов» на год рассчитывается по количеству недель и ключевых тем. Гибкая сетка проектов позволяет возвращаться к содержанию тем не только в течение года, но и на протяжении 4-х лет пребывания детей в ДОУ (по спирали), что в конечном итоге и обеспечивает принцип целостности в процессах разностороннего развития ребёнка, становления образа и картины мира, конструирования образовательного пространства.

Содержание «тематических матриц» опосредует принцип поэтапного погружения в разные темы, ежегодное освоение детьми новых способов познания, соответственно - обогащение знаний, подводящих детей 7 лет к относительно целостному, ментальному образу окружающей действительности. Ежегодно проекты могут обновляться, однако стратегия освоения содержательных обобщений в рамках базовых и ключевых тем проектов не должна быть изменена.

Профессиональные задачи педагога в процессе работы над проектом:

·                 осмысление особенностей презентации темы недели,

·                конкретизация объектов познания; содержания образовательной информации; задач вариативных видов содеятельности с детьми;

·                 отбор форм организации содеятельности с детьми и конструирование содержания;

·                 выбор наиболее эффективных средств реализации проекта;

·                организация предметно-развивающей среды и условий возникновения образовательного пространства;

·                включение в сотрудничество родителей и пр. заинтересованных субъектов образовательного процесса.

Особенности выбора объектов познания, средств, приемов, ситуаций и т.д., в рамках темы определяется возрастными возможностями детей и задачами недели.

Стратегическая задача недельного проекта - обеспечить условия:

- познавательного развития (способы восприятия, познания, мышления, когнитивные процессы и пр.);

-    эмоционального развития – эстетические художественные переживания и эмоции; обогащение эмоционального интеллекта, практика творческих эмоциональных переживаний;

- личностного развития – интерес, желание и умение передать, выразить отношение в поступках, продуктивной деятельности, выборах, предпочтениях, высказываниях и т.п..

В соответствии с предметом познания, задачами дня осуществляется наполнение и обогащение предметно-развивающей среды, с учетом интеграции содержания образовательных областей и интересов детей. Соблюдение требований и эффективное использование возможностей «недельного тематического проекта» обеспечивает внешнюю и внутреннюю систему связей целей, задач и результатов, содержания и средств реализации проекта, как подсистемы (относительно автономного образовательного «блока») целостного образовательного процесса.

Авторские модели, используемые в рамках технологии.


Виды деятельности детей дошкольного возраста, опосредующие формирование системы отношений с окружающей действительностью

 

Познание

окружающей действительности (интеграция знаний обыденного, естественнонаучного, эстетического, художественного способов познания мира)

Игра

(имитация, театрализованная, сюжетно-ролевая)

Коммуникативно-речевая

(формы коммуникаций, модели выражения и построения отношений, речь – способ коммуникации и мыслеизложения)

Художественное

творчество

(в изобразительной, музыкально- исполнительской, конструктивной, игровой и пр.)

 

Художественный образ создаваемый детьми на основе познания окружающей действительности – рассматривается как результат интеграции познавательной и художественно-эстетической практики, форма «опредмечивания», проявления личного, субъективно-оценочного, созидательно - эстетического отношения к миру.

Системообразующим элементом конструирования целостного образовательного процесса ДОО в рамках технологии блочно-тематического планирования становится «тематический образовательный проект», включающий все характеристики и свойства процесса: концепцию, цель, задачи, программно- методическое сопровождение, технологии и средства реализации, ожидаемый результат, мониторинг соответствия достижений детей намеченным результатам. Из содержания недельных тематических проектов, как из пазлов, педагог конструирует процесс формирования «образа окружающего мира» у детей разного возраста.Опыт  использования технологии позволяет говорить о том, что «картина развития» целостного образовательного процесса, подобна «картине саморазвивающегося фрактала».




ФОРМАТ НЕДЕЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Тема «….», Особенности темы….,

Средства организации образовательной содеятельности...

 

Понедельник Произвольно- волевой

 

Время игры

Вторник Сенсорно- познавательный

Среда Социально- личностный

Четверг Эмоционально- образный

Пятница

Рефлексивный

Утро - индивидуальная и подгрупповая содеятельность с педагогом

 

 

 

 

 

 

Утренняя гимнастика

Завтрак

Круг

Доброе утро!

Я рада вас всех видеть после выходных. (воспитатель…

.

Знакомство со средой, деятельность по выбору детей

Рассматриван ие альбомов, фотографий, иллюстраций в…..

15

НОД

Познавательно

е развитие -

«Беседа….. Музыкальное развитие……

25

Прогулка

Подготовка к обеду и содеятельность с педагогом

 

 

 

 

 

 

Обед, Сон

2-я половина дня

Просыпательная гимнастика

Подготовка к ужину и содеятельность с педагогом

Ужин

Деятельность и содеятельность по выбору детей

 

 

 

 

 

 

 

Оснащение предметной среды:… Компетенции детей к концу недели. Знают о…

Умеют...

Выражают отношение… Способны самостоятельно… Взаимодействие с родителями….

 

Пример информационной справки для родителей «Чем мы занимаемся на этой неделе». Автор проекта – Мелехина Р.В.МАДОУ № 404 г. Пермь.(науч. ред. Грибановой М.В.)

Образовательный тематический проект для детей седьмого года жизни на тему:

«Самые удивительные машины, которые придумал и создал человек для дома и своего

удобства»

Время: с 10 по 14 октября 2016 г.




Актуальность проекта.Конкретизация представлений детей о машинах и механизмах, связанных с силой электричества; представления осиле электричества; многообразии электроприборов используемых людьми в домашнем хозяйстве – быту. Доступный уровень презентации (в т.ч. рассказ педагога) о силе электрического тока, о том, какую опасность представляет ток для людей; о мерах предосторожности при обращении с электроприборами. Благодаря проекту будущие первоклассники, знают общие для всех людей правила осторожного, безопасного использования (обращения) с электроприборами; приобретают начальные умения различать, называть именем собственным самые востребованные в быту электроприборы, электромеханизмы; находят и понимают обозначения (знаки) работающего и не работающего электромеханизма - вкл. и выкл. В игровых ситуациях упражняются в выполнении безопасных правил, соблюдении последовательности действий в процессе использования устройств, связанных с электричеством; в умении сохранять внимание на моментах включения и выключения приборов.

Цель проекта:знания детей об «удивительных механизмах – электроприборах» и правилах их безопасного использования; начальные умения обращаться с электроприбором (вкл., выкл.); интерес к механизмам, устройствам; самостоятельное распознавание электромеханизмов, их названия, функции и использование людьми в быту.

Особенности темы. Доступная история добывания огня древними людьми - трение с силой деревянной палочкой о шершавую поверхность камня. Получение искры – превращение силы ладоней в маленький огонёк. Электричество в природе - молния – быстрая огромная искра, скопившегося в воздухе электричества; опыт в темноте с синтетическим материалом – маленькие искры – разряды скопившегося на ткани электричества, электрический скат, угорь и пр. – приспособления для защиты «силой электричества» у живых существ). Люди накопили знания и умения получать и использовать силу электричества, электрического тока для освещения, для работы разных механизмов и приборов. Гидроэлектростанции превращают силу воды в электрический ток. Ток бежит по проводам, которые проведены к любой квартире. К этой силе электрического тока мы подключаем электроприборы – телевизоры, холодильники, электрочайники и пр. Самое удивительное и новое изобретение робот-электропылесос без проводов, который включается и работает самостоятельно – без силы человека, на силе электричества.

«Открытия»: значения слов «электричество», «сила электрического тока», «электропровода», «электрическая розетка»; правил включения и выключения электротехники, правил безопасных действий с электроприборами в быту. Острожное и бережное! отношение к электромеханизмам.

Используем в работе с детьми: рассказ К. П. Нефедова « Бытовые электроприборы. Какие они?»; чтение стихов «Игрушечный холодильник», «Прозрачный пылесос», «Про бедную Золушку»; чтение загадок; заучивание стихотворения «Ток».

Дети самостоятельно рассказывают об электроприборах, которые используются  членами семьи дома (называют прибор, рассказывают о функциях электрочайника, электробритвы, фена для волос и пр.; правилах использования; о своём праве пользоваться электроприбором только под контролем взрослого). Рисование: «Наши помощники», «Где живет Электричество»; лепка: «Помощники в доме»; аппликация: «Телевизор»; альбом или коллективный коллаж – «Электроприборы, которые придумал и создал человек для дома и удобства».

Виды образовательной содеятельности педагога с детьми:

-   Проведение опытов по статическому электричеству; графический диктант по теме; проведение бесед: «Для чего нужен фен, и как им пользоваться?», «Электричество и электроприборы», «Знаки безопасности» (пожарные в том числе).

-    Использование дид. /игр: «Сколько лампочек в квартире», «Убери лишнюю картинку», «Самый тихий, самый легкий», «Что было, что будет?», «Свет и звук», «Соедини по точкам».

-   Рассматривание иллюстраций, картинок об электроприборах.

-   Составление и разгадывание кроссворда.

-     Создание альбома или коллажа «Электроприборы, которые придумал и создал человек для дома и удобства».

-   Сюжетно – ролевые игры: «Магазин бытовой техники», «Семья», «Мастерская ремонта электротехники», «Спасатели».

-   Просмотр мультфильмов: «Азбука безопасности тетушки Совы», «Смешарики».

-   Использование подвижных игр: «Для чего это нужно», «Пожарные на учении», «Электрики», «Заморозка».

-   Просмотр презентации «Что было, что есть».

-   Раскраски «Бытовая техника».

Компетенции детей к концу недели (ожидаемые результаты):

-    Знают и называют электроприборы; имеют представления об электричестве в природе и быту человека, значение, для чего нужны (функции) электроприборов, знаки и правила безопасностного использования.

-   Умеют связно рассказывать (3-5 предложений), сочинять историю о предмете (чайник, фен и пр.).

-      Проявляют интерес и желание помогать родителям, выполняя простейшие операции с электроприборами. Выражают отношение к теме в высказываниях, устойчивом интересе к продуктивной деятельности: аппликация – «Телевизор», лепка – «Наши помощники» и пр. В свободной деятельности обращаются к сюжетно – ролевым играм с игрушками и атрибутами по теме познания.

-   Способнысамостоятельно связать 3 –5 предложений в рассказ, создать и передать образы темы в рассказе, высказывании, рисунках, лепке, аппликации, сюжетно – ролевой игре.

Дорогие родители, будем очень вам признательны за намерение посильно включиться в нашу работу и на время проекта подобрать книги, игрушки, иллюстрации и т.д. по теме недели (с возвратом).

С благодарностью и уважением ваши педагоги! Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в практике моделирования и проектирования образовательного процесса ДОО позволяет представить цель образования в виде системы ключевых задач, отражающих приоритетные направления становления базовых качеств личности ребёнка в рамках познавательной, игровой, эмоциональной, коммуникативной, речевой и художественно-эстетической практик. На основе концепции разностороннего развития детей в 5 – и образовательных областях, обосновать и выделить специфику обобщённых способов действий; условия освоения и обогащения деятельностных  компетенций,  формирующихся  в  рамках  системно  организованных  тематических образовательных      проектов интегрированного  характера.     Определять      содержание     образования, опосредующего интеграцию вариативных подходов к решению задач развития, обучения, воспитания в их органичной связи и ориентацией на результат. Проектировать конкретные результаты обучения и воспитанияв  форме  «деятельностных  компетенций»,  как  достижений  личностного,  творческого  и познавательного развития детей в вариативных видах деятельности.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Александров И.О. Структура индивидуального знания: закономерности организации и становления: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М.: Институт психологии РАН. 2007. 46 с.

2.        Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно- эстетического развития детей 3-7 лет, (пособие) Учебно-методическое пособие. Пермь, 2003.

3.        Грибанова М.В. Моделирование интеллектуально-познавательного развития  детей. Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процесса в дошкольных учреждениях: материалы III Международной научно-практической конференции 15 марта 2010 года, г. Томск.

4.        Грибанова М.В. Оптимизация педагогического процесса в современных условиях функционирования ДОУ. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования: материалы региональной научно-практической конференции 24 февраля 2010 года, г. Добрянка.

5.        Грибанова М.В. Концептуальные аспекты оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях Актуальные проблемы подготовки специалистов для системы дошкольного образования. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов (2-3 февраля 2011 г., г. Москва) – М.:Баласс, 2011.

6.        Грибанова М.В. Реализация технологии блочно-тематического планирования в формате ФГТ к основной общеобразовательной программе ДОУ Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: матер. междунар. науч.-практ. Конф. (10-12 октября 2012 г., г. Пермь), Пермь, 2012.

7.        Грибанова М.В. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. - 208 с.

8.        Грибанова М.В. Технология формирования интегрированного знания в дошкольном возрасте Современное образование теория и практика: материалы II Всероссийской заочной научно- практической конференции. 25 ноября 2013. Чебоксары 2013.

9.        Грибанова М.В. Когнитивное моделирование в рамках технологии блочно-тематического планирования образовательных процессов Тенденции развития психологии, педагогики и образования/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань 2014.

10.     Грибанова М.В. Моделирование образовательного пространства в период введения ФГОС ДО Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Уфа 2014.

11.     Грибанова М.В. Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных организаций. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М., 2016.

12.     Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопр. психологии.1989. № 5. С. 88—95.

13.     Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили — взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.-С. 93-108.

14.     Маствилискер Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В.А. Колги. Таллин, 1986. С. 47-50.

15.     Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование ИСД в процессе обучения // Советская педагогика. 1967.№ 4. С. 110—118.