Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ПЛАЧУЩИХ КЛИЕНТОВ»

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

«Ты плачешь, значит, ты снова становишься человеком»

Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

 

Индивидуальное консультирование является одним из видов психологической помощи людям, испытывающим трудности, проблемы в своей повседневной жизни, общении, профессиональной или учебной деятельности. В настоящее время это вид помощи востребован в различных сферах человеческой деятельности: образовании, медицине, спорте, бизнесе и т.д. Внутри самого консультирования можно отметить такие его направления как семейное, организационное, профориентационное, кризисное консультирование. За последние десятилетия отечественная консультативная практика накопила обширный практический материал, который освещается в статьях, монографиях, учебных пособиях. Для профессионального роста психолога, который является непрерывным, непрекращающимся процессом, значимой является сама возможность знакомства с опытом практикующих коллег, в котором освещаются вопросы структурирования беседы, целесообразности применения диагностического инструментария, этики взаимодействия с клиентами разного типа и их запросами. Однако анализ научной литературы показал малое количество публикаций, освещающих особенности работы психолога с «плачущим клиентом».

Многолетний опыт консультативной работы на базе центра психологического и социального здоровья молодежи, позволил выделить отдельной категорией клиентов, «эмоциональное» поведение которых отличается такой особенностью как плач («плачущий клиент») [5]. Подобные клиенты составляют достаточно большой процент от общего количества обращающихся студентов, что в свою очередь, послужило причиной обобщения особенностей консультирования подобных случаев. Плач клиента может иметь разный смысловой контексти методы работы с ним. Однако в психологической литературе представлен «обобщенный образ плачущего клиента». Под него попадают случаи, в которых плач клиента детерминирован совершенно различными жизненными сценариями и личностными особенностями человека.    Единичные публикации, в которых описаны рекомендации по работе, имеют характер «универсального  набора» знаний психолога и не  отражают специфики проявления  этого  феномена на разных этапах консультирования и в связи с уникальностью жизненного мира клиента [1].Более широкое освещение поставленных вопросов в области консультирования «плачущих» клиентов является актуальным для практикующих психологов, как в сфере эффективности профессиональной деятельности, так и в сфере сохранения психического здоровья, профилактики профессионального выгорания.

Плач - сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность [6]. Соответствующим данному понятию глаголом будет «плакать», что означает определенного рода психосоматическое эмоциональное действие. Пройдя этапы эволюции, плач ритуализировался и стал, своего рода, символом физического и душевного страдания, формой эмоционального поведения. В работе с клиентом плач рассматривается не как (физиологическая) реакция, а как деятельность, удовлетворяющая некоторую глубинную необходимость прекратить купирование душевной боли и найти конструктивные способы совладания с ней. Эта деятельность в контексте консультативной встречи, имеет свое «обрядовое» психологическое воплощение и обусловлена фрустрацией экзистенциальных потребностей. В этом случае плач может быть осмыслен посредством теории переживания, разработанной Ф.Е. Василюком. Здесь феномен плача может быть представлен как «отыскание новой ценностной системы, посредством которой можно придать внутреннюю цельность и смысл бытию, открыть новые смысловые перспективы»[2].

Характеризуя особенности консультирования «плачущих клиентов» отметим два аспекта.

1.        Плач как обряд, ритуал (культурный аспект).

Попытаемся проанализировать, каким образом, слезы появляются в жизни человека, и как следствие могут быть проявлены в процессе консультирования. Данная классификация подтверждена опытом русского народа, и отражена в виде пословиц и поговорок, либо в различных литературных произведениях.

1)   Слезы, как проявление аффекта, сильного переживания

Слезы — что гроза: после них человек всегда тише. Слеза — жемчужина страданья.

2)        Слезы, как сопровождение всей жизни Сколько ни плачь, а всех слез не выплакать.

3)        Слезы, как проявления горя и страданий

Дальше горе — меньше слез. Душа не болит и слеза не валит.

4)                   Слезы, как манипуляция

Не плачь, куплю калач. Дитя не плачет, мать не разумеет.

5)                   Слезы как проявление ощущения собственной сущности, «ощущения себя как живого человека»

–   Если бы я была не настоящая, я бы не плакала, – сказала Алиса, улыбаясь сквозь слезы: все это было так глупо.

Всякому своя слеза солона [4].

В обществе существуют экспектации в отношении плачущего человека, которые задают культурные рамки этого ритуала. Следует отметить, что желание клиента «поплакать» у психолога (в отличие от друзей, родителей и т.д.), будь то сознательное решение, отраженное в запросе или неосознанное (импульсивное, возникшее в процессе интервью) действие, должно быть оформлено не только с учетом культурных норм и требований к этому ритуалу. В рамках консультативной встречи это развернутая во времени, сопровождаемая соответствующими техниками, приемами совместная деятельность «психолог-клиент», которая способствует не только снижению эмоционального напряжения человека, но и прояснению причин, которые его порождали. В этом отношении показательным является пример, приводившийся психиатром Рюмке. Он отмечает, что характеристика феномена плача без реального контекста теряет смысл. Можно описать плач как раздражение слезных желез, как признак слабости («ты слишком большой, чтобы плакать»), как реакцию на несчастье или на счастливое событие («слезы радости»). И каждый раз эффект- понимание может оказаться разным. В феноменологии должен существовать не плач сам по себе, а «плач, потому что...» [3].Как и ритуал (обряд) в культуре эта деятельность подчинена определенному порядку, который обусловлен целями, задачами, принципами психологического консультирования и обеспечена соответствующим психологическим инструментарием.

2.        Экзистенциальный аспект.

Многие клиенты в консультировании не в состоянии ощутить собственную целостность и «живость» без проявления слез и рыданий. Плач является естественным сопровождением осознания собственных страхов и тревоги, вызванных экзистенциальными проблемами. В экзистенциальной психологии  и  консультировании  консультант  работает  в  поле  конфликта  который  обусловлен «конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» мы понимаем определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире». 

Основная работа консультанта подразумевает вызывание у клиента глубокой личной рефлексии, которая возможна в условиях, описанных И. Яломом: «одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта»[7]. Зачастую человек, попадающий в такие условия, склонен к глубокому чувствованию, которое сопровождается плачем. Зачастую слезы означают окончание процесса сопротивления, которое проявляют клиенты в процессе консультирования и начала процесса истинной психологической работы. В рамках экзистенциального консультирования необходимо всегда помнить, что клиент зачастую плачет о своих экзистенциальных страхах, тревогах, переживаниях, таких как одиночество, свобода (или бегство от нее), любовь, решимость, совесть, о потере своей целостности.

Итак, психологическое консультирование «плачущих клиентов» имеет свою специфику. Феномен плача при этом рассматривается, как дополнительная возможность стабилизировать эмоциональное состояние клиента и прояснить причины, опираясь на уникальность внутреннего мира клиента. Консультативная модель работы с этой категорией клиентов, строится с учетом двух аспектов. Первый аспект – работа с плачем клиента, представляет собой запланированный (незапланированный) этап в процессе интервью, который  имеет свои структурно – содержательные характеристики, требующие от психолога определенных знаний и умений. Второй аспект – плач характеризует проблему клиента как субъективно значимую, которая нарушая целостность внутреннего мира человека, может быть связана с фрустрацией экзистенциальных потребностей.

 

Список литературы

 

1.        Брылева О.А., Мельникова Ю.А. Психологическая помощь в решении жизненных задач // Мир науки, культуры, образования. 2009, №4 (16). С. 233-236.

2.        Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

3.        Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д.Менделевич. – 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.

4.        Пословицы и поговорки. http://poslovicy-pogovorki.ru/o_plache/

5.        Русина С.А. Психологическое консультирование студентов по вопросам коррекции самооценки /Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции — Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», 2013. — 192с.

6.        Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.

7.        Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 576 с.