18 января 2020г.
Профессиональное становление юношей и девушек – это продолжительный процесс, которой зависит от внешних условий и индивидуальных характеристик личности.
Существует множество точек зрения на выбор профессии, в защиту каждой приводят множество аргументов. Это обуславливается сложностью этого процесса.
Успех в профессиональной деятельности определяют несколько факторов, такие как: профессиональная компетентность, интеллектуальное развитие, здоровье, а также ряд психологических характеристик.
Важной психологической характеристикой студентов является жизнестойкость и мотивация достижения успеха. Это качества личности, способствующие адаптации в обществе, а также успешному преодолению трудных жизненных ситуаций и достижения поставленных целей. Наличие и выраженность этих качеств у студентов помогает сохранить психологическое здоровье, высокую работоспособность, а также предупреждает возникновение сильного стресса и депрессивного состояния.
Согласно Д.А. Леонтьеву [1] понятие «жизнестойкость» определяется как «черта, характеризующаяся степенью преодоления человеком сложившихся обстоятельств, а в конечном итоге преодоление самого себя». Этому качеству личности свойственны черты, такие как стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Благодаря этим чертам личность сохраняет высокую работоспособность, легко препятствует жизненным трудностям, а также имеют защищенность от личностных расстройств.
Родственным понятием жизнестойкости является жизнеспособность, по А.Н. Фоминовой [5] это желание личности выжить не деградируя, в неблагоприятных условиях среды; стать индивидуальностью, иметь четкую жизненную позицию, реализовать свои способности. Автор считает, что жизнеспособность более широкое понятие, чем жизнестойкость, так как проявление этого качества свойственно человеку как индивиду, а жизнестойкость развивается как личностное образование на определенном этапе онтогенеза.
Б.Р. Мандель [4] утверждает, что жизнестойкость личности рассматривается как сложное качество личности, объединение отдельных качеств и способностей.
С. Мадди [3] пишет об особом личностном свойстве «hardiness», которое возникло в ходе разработки им проблем творческого потенциала личноти и регулирования стресса. Жизнестойкость «hardiness» представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Эта характеристика личности включает себя три компонента (вовлеченность, контроль, принятие риска), которые помогают совладать со стрессом в трудной жизненной ситуации.
Рассмотрим компоненты жизнестойкости подробнее:
1. Вовлеченность. С. Мадди утверждает, что вовлеченность - это «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности» [3].
2. Контроль является убежденностью в том, что борьба может повлиять на результат происходящего, даже если вляение небольшое и успех не гарантирован.
3. Принятие риска – это убежденность личности, что все то, что с ним случается будет способствовать его развитию, так как при любом опыте (позитивном или негативном) можно приобрести знания.
В структуре личности мотивация достижения является основным понятием, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
Мотивация достижения определяется как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым применяются критерии успешности и где выполнение данной деятельности может привести как к успеху, так и неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека: на достижение успеха или избегание неудачи [6].
Х. Хекхаузен [6] утверждает, что люди, мотивированные на достижение успеха, выберут большее вознаграждение, которое будет получено позже, нежели получат мгновенное, но маленькое. А те индивиды, которые не склонны к достижению успеха, отличаются большей привязанностью к настоящему, и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Личности, ориентированные на достижения успеха, согласно автору, склонны фокусироваться на «большей цели», а также выбирают задания, которые продолжительны по времени, могут требовать планирования. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать.
Жизнестойкость имеет влияние на потенциал личности, что способствует изучению взаимосвязи данной характеристики с мотивацией достижения у студентов.
В статье И.О. Логиновой и др. [2] рассматривают взаимосвязь мотивации достижения и жизнестойкости на примере студентов медицинского вуза. Выборка исследования состоит из студентов 2 и 3 курса, всего исследование прошло 146 человек. В результате были получены следующие данные: у большинства студентов преобладает мотив избегания неудачи, только у 17% студентов преобладает мотив достижения успеха. Также авторами была выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между компонентом жизнестойкости, таким как вовлеченность и мотивацией достижения. И.О. Логинова и др. [2] сделали вывод, что вовлеченность, как способность получать удовольствие от процесса деятельности, играет немаловажную роль в формировании достижения успеха у студентов. Соответственно, чем выше показатели по этому компоненту, тем выше мотивация достижения успеха. Положительная прямая пропорциональная зависимость прослеживается между мотивацией достижения и компонентом жизнестойкости «контроль». Это свидетельствует, что те студенты, которые имеют мотив достижения успеха, способны не только лично на поиск путей влияния на результаты стрессогенных изменений, но и могут привлечь к этому сторонних людей, объясняя им всю важность проявления активности в данной ситуации. Студенты, у которых преобладает мотив избегания неудачи, характеризуются не включенностью в решение стрессогенных ситуаций.
Взаимосвязь прослеживается между компонентом «принятие риска» и мотивацией достижения. Следовательно, студенты могу успешно адаптироваться к внешней среде, готовы действовать в ситуации, когда нет гарантий на успех, а также в большинстве случаев им характерен мотив достижения успеха. У испытуемых с мотивом избегания неудач прослеживается стремление к комфорту и безопасности.
В исследовании Т.М. Юнкиной [7] принимали участие юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет, общее количество 66 человек. У юношей и девушек преобладает средний уровень жизнестойкости, у большинства испытуемых преобладает мотив достижения успеха.
В результате автор получила следующие данные: положительная взаимосвязь между мотивацией достижения успеха и компонентами жизнестойкости «вовлеченность» и «контроль». Чем более активны, вовлечены в деятельность юноши и девушки, тем более преобладает у них мотивация достижения успеха. Между жизнестойкостью и мотивацией избегания неудач взаимосвязи выявлено не было.
Можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между мотивацией достижения и жизнестойкости у студентов. Дальнейшие исследования по данной теме будет способствовать формированию этих личностных характеристик.
Список литературы
1. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – Москва : Смысл, 2006.- 64с.
2. Логинова И. О. Исследование взаимосвязи характера мотивации достижения с показателями жизнестойкости у студентов медицинского вуза / И. О. Логинова, Т. И. Сердюк, Ю. В. Живаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1 (часть 1).
3. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. 542 с.
4. Мандель Б. Р. Психология стресса / Б. Р. Мандель. – Москва : ФЛИНТА, 2014. - 280 с.
5. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности: монография / А. Н. Фоминова. – Москва : Прометей,2012. – 152 с.
6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Санкт-Петербург : Смысл, 2003. – 860 с.
7. Юнкина Т. М. Развитие психологической жизнестойкости и мотивации достижения в юношеском возрасте / Т. М. Юнкина // II Всероссийский научный форум молодых ученых «Наука будущего – наука молодых»: тезисы (г. Казань, 20-23 сентября 2016г.).