Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЭКСТРЕМИСТКИХ УСТАНОВОК В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Установка – это определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении [5]. Установка определяется как психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации [7]. Установка обуславливает готовность человека к совершению определенной деятельности и/или действия.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности.

Эффекты установки непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов установки является прием «прерывания» деятельности. Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку, в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных установок. [1, 4, 5]

Ценностно-смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл.[5] По происхождению ценностно-смысловые установки личности производны от социальных установок. Ценностно-смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

С помощью ценностно-смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение ценностно- смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта. [1, 2, 4, 5]

А.Г. Асмолов в своих работах отмечает, что при формировании ценностно-смысловой установки необходимо учитывать как движение от деятельности к индивидуальному сознанию, так и от индивидуального сознания личности – к поведению личности. При движении от деятельности к сознанию можно говорить о личностном смысле для подростка, а при движении от сознания к деятельности можно говорить о его смысловых установках. [2] Таким образом, ценностно-смысловую антитеррористическую установку можно сформировать в молодёжной среде с использованием современных СМИ, основываясь на алгоритме, представленном на Рисунке 1. 

Д.Н. Узнадзе дает следующее определение установке: «это — целостное отражение, на почве которого, в зависимости от условий, может возникнуть или созерцательное, или действенное отражение. Оно заключается в таком налаживании, такой настройке целостного субъекта, когда в нем проявляются именно те психические или же моторные акты, которые обеспечивают адекватное созерцательное или же действенное отражение ситуации. Это первичная модификация субъекта, соответствующая определенной ситуации». [8]

Далее Узнадзе отмечает, что образовавшаяся установка не исчезает, а остается у субъекта как готовность к повторной актуализации в случае повторения надлежащих условий. Д.Н. Узнадзе [8] подчеркивает, что первично субъект не подходит к действительности с уже сложившейся установкой, она возникает в процессе воздействия этой действительности. Также он отмечал, что содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку, того, на что направлена установка.

Для стимулирования антиэкстремисткого восприятия действительности в молодёжной среде необходимо выработать у молодых людей установки на неприятие экстремизма и терроризма во всех его проявлениях. Большую роль в этом приобретают современные СМИ (как печатные, так и электронные).

В основе системы таких установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом выработки позитивных установок по отношению к антиэкстремиской деятельности является изменение отношения самой молодёжи к проблемам экстремизма и терроризма, имеющимся в обществе.

Они должны осознать, что экстремизм не является адекватным ответом на проблемы имеющие в обществе и что этот путь ведёт к разрушению, как общества, так и личности.

Логический способ выработки установки срабатывает не всегда, так как человек, как правило, избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации способствующей формированию установки (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения).

Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Молодой человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведением молодежи. Когнитивный диссонанс возникает только тогда, когда человек осознает, что его поведение не соответствует его установкам, и только после этого возможна коррекция существующих установок.

В случае сбалансированной системы формирования установок, воздействие действует на молодых людей по принципу ассимиляционного-контрастного действия: если мнение молодого человека близко к мнению инициатора воздействия, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно, то молодой человек еще больше убеждается в своей правоте (формируются контрастные установки). [4]

Эффективность различных методов воздействия на молодёжь зависит от ряда факторов, к которым можно отнести:  потребности,  интересы,  склонности и мотивацию молодых людей; установки, групповые  нормы  и самооценку личности; эмоциональное состояние, в котором молодой человек находится и которое изменяет его поведение в конкретный момент времени.

Для изменения поведения надо изменить иерархию мотивов молодого человека (актуализировать мотивы более низкой сферы). Для этого можно использовать метод создания неопределенных ситуаций, который позволяет ввести его в состояние «разрушенных установок» и после этого показать ему путь выхода из неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом.

Особенно этот метод эффективен, если при его реализации использовать приемы внушения: апелляция к мнению большинства, вовлечение в коллективную антиэкстремисткую деятельность.

По нашему мнению, установка на неприятие экстремизма и терроризма формируется у молодого человека если он:

-   периодически включается в соответствующую антиэкстемисткую практическую деятельность;

-      получает информацию о экстремизме и его вреде из разнообразных источников (печатные источники, средства массовой информации, кино- и фото-документы, Интернет-ресурсы и др.);

-   включается в престижную, значимую для него деятельность в группе (антиэкстремистком объединении), в которой используются различные механизмы для формирования установок неприятия экстремизма (кооптация).

Для усиления (актуализации установки) способной вызвать эмоциональный или моральный протест человека используется прием “совмещения стереотипных фраз”, с тем, что хотят внедрить (стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания установки).

Если мотивация, установки и эмоциональное состояние личности учтены, то воздействие будет наиболее эффективно.

Чтобы изменить поведение группы необходимо изменить групповые нормы, которые определяют, регулируют поведение, как отдельных индивидов, так и группы в целом. Активное воздействие на групповые нормы либо включение в другую деятельность может так же осуществить лидер данной группы. Сопротивление такому воздействию зависит от:

ü уровня групповой сплоченности;

ü фиксирования на содержании старых норм и требований;

ü от степени расхождения уже сформированных установок с новыми нормами им требованиями. Повлиять на групповую сплоченность, а значит и на формирование смысловых установок можно через:

-   осознание группой своей социальной роли и отличия ее от других групп;

-   использование групповых символов (эмблема, форма и др…);

-   развитие чувства «Мы», то есть способность участника группы чувствовать себя полноправным членом группы, поддерживать имеющиеся в группе установки поведения в обществе.

Смысловые установки включают три компонента:

-    информационный компонент (взгляды человека на окружающий мир и образ того, к чему человек стремится);

-   эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии);

-   поведенческий компонент (готовность действовать). [1]

С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей общества (инструментальная функция), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы (познавательная функция).

Ценностно-смысловая установка является важнейшей составляющей понимания и личностного усвоения антиэкстремистского содержания информации. Отсутствие этой установки можно рассматривать как «не включенность механизма понимания», которая внешне проявляется в отсутствии какого-либо интереса к содержанию (меня этот вопрос абсолютно не интересует и я не хочу вникать в детали) [1, 2]. Такая установка может рассматриваться как негативная установка и как барьер возникновения смысловой установки по неприятию экстремизма и терроризма [4].

Ценностно-смысловой установке должна предшествовать перцептивная положительная установка (по терминологии Панасюка А.Ю. – установка на восприятие), которая активизирует познавательный интерес молодого человека, воздействует на его эмоциональную сферу («Интересно послушать, что он скажет», «Интересно посмотреть, что это такое»).

Перцептивная установка не тождественна смысловой установке, которая актуализирует глубинное понимание «хочу докопаться до истины, хочу узнать, что за этим скрывается». Иначе говоря, установка на восприятие и усвоение информации еще не означает, что у него есть смысловая установка (он может воспринимать ее отнюдь и не пристрастно). Но если у человека есть ценностно-смысловая установка, то ей обязательно предшествует перцептивная установка [6]. Ценностно-смысловая установка обеспечивает не просто понимание или усвоение изучаемого содержания, но, что самое основное, выводит знание на уровень личностного присвоения, личностного принятия. Принятие на личностном уровне можно рассматривать как процесс интериоризации убеждающей информации для реализации антиэкстриемисткой деятельности молодёжи на субъектном уровне.

При таком механизме, знания выводятся на субъектный уровень и становятся регулятором поведения не только тогда,  когда  они приобретены и получены, но и тогда, когда  они уже превратились  в личностную ценность. Интериоризация знаний, интериоризация убеждающей информации – это превращение знаний в ценности данной личности. «Если нечто стало значимым, ценным для человека, то это значит, что человек изменил свое отношение к этому (явлению, предмету, словам). Отсюда, - интериоризация знания может рассматриваться как результат понимания убеждающей информации в позитивную сторону. А это изменение напрямую связано с образованием мотива». [4]

Выводы: 1. Информация антиэкстремистского характера станет для молодых людей личностно значимой только тогда, когда она не будет противоречить уже сложившейся у них системе ценностей и ориентаций. Но это является хотя и необходимым, но не всегда достаточным фактором, чтобы убеждающая информация стала для молодого человека личностно значимой. Для того чтобы перевести убеждающую информацию в личностно значимую для человека, ему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению его определенных потребностей.

2 Только после удовлетворения  вышеперечисленных критериев можно будет постепенно скорректировать установки личности молодого человека и привить ей установки на неприятия терроризма и экстремизма во всех его разнообразных проявлениях. Современные средства массовой информации могут играть в данном процессе большую роль (как позитивную, так и негативную), поэтому необходимо обучать молодежь правилам работы с текстами СМИ, а также приемам противодействия механизмам негативного воздействии на личность через различные виды СМИ.

 

Список литературы

1.      Абакумова И.В., Азарко Е.М., Ефименко В.Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии [Текст] /Ростов–на–Дону: Изд-во РГУ, 2002.

2.      Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во «Смысл», 2001.

3.      Кравченко А.И., Социология в вопросах и ответах [Текст] - М., «Проспект»,2008 г.,

4.      Нестеренко И.Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе [Текст]: дис. канд. психол. наук / Нестеренко И.Е. –Ростов-на- Дону, 2009.

5.      Словарь «Психология развития» [Текст] / Под. ред. А.П. Венгера. Спб.: Изд-во «Речь», 2005.

6.      Тоффлер Э. Третья волна [Текст] - М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 1999, сс.6-261

7.      Торшинин М.Е. Социально-психологическая установка личности [Текст] / М.Е. Торшинин.- Иваново: Изд- во «МИБИФ», 2010.

8.      Узнадзе Д.Н. Психологические исследования [Текст] /Д.Н. Узнадзе. М.: Изд-во «Наука», 1996.