20 января 2018г.
Педагогическая психология использует научные методы, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тестирование и т.д. В зависимости от уровня научного познания теоретического или эмпирического – методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются эмпирические методы. Существуют различные психологические практикумы, помогающие определять свои педагогические особенности, влияющие на профессионально- коммуникативную деятельность [5]. Среди них, встречаются такие как, опросник А.К. Марковой, помогающий выявить свой индивидуальный стиль работы. В нём так же даны рекомендации для составления индивидуального плана совершенствования своего стиля преподавания. В предлагаемом опроснике содержаться 33 вопроса с наиболее подходящими ответами для человека, словами «да» или «нет».
Опросник выявления коммуникативной толерантности по В.В. Бойко, выявляет какие поведенческие реакции и установки, стоит подкорректировать в межличностных отношениях. В опроснике предлагают ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Оценки от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к респонденту.
Определение личностно-характерологических акцентуаций по К. Леогарду. Методика предназначена для выявления различных уровней акцентуированности личности. Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Общепризнанной необходимостью является первоначальная установка психологического настроя педагога в уровне собственных коммуникативных особенностей, которые смогли бы эффективно работать в выстраивании межличностных отношений между учителем и подростком.
В.А. Кан-Калик подчеркивал важность формирования именно коммуникативной культуры учителя. Он также при этом отмечал, что одним из первых шагов в этом процессе является определения себя как «коммунитанта».
Тест В.Ф. Ряховского предназначен для определения коммуникативных особенностей человека [6,с.52-54]. Они являются необходимыми профессиональными качествами для специалистов, в том числе и в педагогической деятельности. К компонентам коммуникабельности относятся: желание общаться с людьми, грамотная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, умение вести вежливую, располагающую беседу, умение убеждать, умение публично выступать. Этот тест содержит 16 вопросов, ответы на которые позволяют описывать предпочитаемое поведение респондента в различной ситуации. Так же допускается 3 варианта ответов, которые оцениваются по балльной системе:
- «да» (2 балла);
- «иногда» (1 балл);
-«нет» (0 баллов).
Полученные баллы суммируются. Максимально количество баллов, которое можно получить по этому тесту – 32 балла, а минимальное – 0 баллов.
Выделяют 7 уровней – от ярко выраженной некоммуникабельности, затрудняющей, в итоге, социальное взаимодействие, до болезненной коммуникабельности, мешающей налаживанию плодотворных отношений с окружающими. По мнению В.Ф. Ряховского, оптимальный уровень коммуникабельности находится в пределах от 9 до 24 баллов [8].
Использование этого теста должно быть дополнено другими приемами диагностики, которые
смогут определить профессиональную компетентность в области общения, а так же для получения более надежного заключения по респонденту.
Количественно - качественный анализ результатов исследования
В исследовании принимали участие школьники первого и второго класса на базе МОУ СШ№14 «Зелёный шум» г. Волжского Волгоградской обл. В количестве 15 человек.
При обработке тестов получились следующие результаты: у 68 % респондентов – низкие уровни коммуникативных способностей и возникновение сложностей при вступлении в диалог. Это означает, что коммуникабельность носит болезненный характер. И с этим показателями проявляются проблемы везде, где появляется индивид. У 32 % респондентов результат равен 13 баллам, это показывает, что респонденты весьма общительны и любопытны, охотно знакомятся с новыми людьми и вступают в диалог[4].
Если сравнивать полученные показатели по году обучения, то наблюдается, что 66 % процентов низких результатов коммуникативной способности получили школьники первого года обучения. На основе результатов исследования, можно сделать вывод, что развитие слабых коммуникативных способностей наблюдается у большой аудитории исследования.
Возникновение барьеров, которые непосредственно влияют на коммуникативную сторону профессионализма специалиста, могут быть вызваны по причине, что педагог сам не осознаёт возникновение проблемы. Такую точку зрения отстаивала и В.М. Целуйко [10,с.135]. Склоняясь к мнению А.К. Марковой, можно подчеркнуть, что эти затруднения возникают в связи с недостатком самоконтроля и самокоррекции [9,с.85]. Если подводить итог о вышесказанном, то можно сделать вывод, что первоначально в учебном взаимодействии педагога и учащихся очень важно учитывать сочетание черт тех или иных типов акцентуаций характера. Педагог должен осознавать и понимать возникшие трудности, и применять методы самоконтроля и самокоррекции.
Рассматривая причины затруднения общения, можно сделать вывод, что причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности человека, которое отражается в общении, эти особенности могут включать интеллектуальные, волевые, личностные. Затрудненное общение, в узком смысле слова- это незначительные трения и сбой в сфере межличностного общения, а в широком смысле слова – это виды и формы общения, приводящие к деструктивным изменениям поведения конкретных людей и общностей; к отказу от общения; к снижению уровня осознания причин, ведущих к затруднениям в общении; к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших ситуаций [1].
Главные сферы рассмотрения ситуаций затрудненного общения: межличностное, ролевое, межгрупповое, межэтническое, межкультурное взаимодействие.
Психологическая трактовка причин затрудненного общения рассматривается в неразрывной взаимосвязи между общением и личностью, контекстами ее жизнедеятельности, историей отношений, их включенностью в определённый социокультурный контекст.
Проблемами затрудненного общения занимались зарубежные и отечественные учёные, такие как К. Леонгард, К. Изард, В.М. Целуйко, А.А. Коломинский, В.А Кан-Калик, И.А. Зимняя и т.д.
В.М. Целуйко указывала, что именно психологические барьеры могут вызвать затруднения в общении. Знание о трудностях педагогического общения и факторах вызывающих это, а так же о способах снижения возникновения ситуаций затрудненного общения – это важный пункт в совершенствовании профессионализма. Но это общение не может быть усовершенствовано только знаниями о нём. Оно приобретается в практическом опыте.
Для исследования коммуникативных способностей, был взят тест В.Ф. Ряховского. На основе результатов исследования, были разработаны советы для повышения коммуникативного уровня, а так же приведены некоторые тренинги и упражнения, разработанные психологами, к примеру, упражнения В.А. Кан-Калика.
Педагогическое общение и учебно-педагогическая деятельность, так же является объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов. Оно включает в себе противоречивые моменты и затруднения, выступающие в качестве психологических барьеров[2]. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия, осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1976.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 2000.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1991
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону:Феникс,2000
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
7 Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. 1992
8. Лабунская В.А. - Психология затрудненного общения,М.,1991
9. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1984.
10. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения.М, 2008