Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ, ПРИ ПОВТОРНОМ БРАКЕ У РОДИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Аннотация. В статье расширены представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей 7-9 лет, при повторном браке у родителей. Установлено, что специфические особенности внутрисемейных отношений при повторном браке родителей различаются в воспитании девочек и мальчиков.

Ключевые слова – семья, повторный брак, детско-родительские отношения.

В развитии ребенка важную роль играет его взаимодействие с родителями. И эта роль важна на каждом возрастном этапе. Ведь то, как будут складываться детско-родительские отношения в процессе воспитания и взаимодействия, будет влиять на то, как будут складываться отношения ребенка к миру и, что крайне важно, к самому себе.

В нашей работе мы исследуем особенности детско-родительских отношений в семьях повторного брака с учетом пола ребенка. Как мы все знаем, воспитание мальчика и девочки существенно отличается в каждой семье, с учетом особенностей психологических процессов каждого. Поэтому особенно важно родителям это знать и учитывать в выполнении своей воспитательной родительской функции. Но в семьях, когда появляется новый родитель – отчим или мачеха, становится более важным учитывать то, как будут относится дети к своим новым родителям и наоборот.

Чаще всего семьям с повторным браком гораздо сложнее решать задачи своего становления и развития в сравнении с нуклеарными семьями. Д. Браун и Д. Кристенсен [3] считают, что в повторном браке возникает множество проблем. Во-первых, приходится решать ещё неразрешенные проблемы предыдущего брака, в том числе и установление новых ролей и границ взаимоотношений. Во-вторых, устанавливать новые границы и взаимоотношения в следующем браке. В-третьих – решать возникающие трудности с детьми, как родными, так и неродными. При этом выстраивание детско-родительских отношений несет в себе более значимую роль, чем супружеские и прочие отношения между родственниками.

Согласно статистике (по данным «Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения России в 2012 году» [6]), количество семей повторного брака в современном обществе с каждым годом возрастает. Так на 2012 год, было выявлено, что число граждан, состоящих в повторном браке приблизительно в 5 раз больше чем число граждан, состоящих в первом браке.

Авторы, изучавшие детско-родительские отношения и адаптивность детей разного возраста к повторному браку родителей, такие как Т.Е. Аргентова, В.В. Колотилина [1], В.М. Целуйко [7], отмечают, что в семьях повторного брака дети предподросткового и подросткового возраста, в силу своей чувствительности, начинают яростно протестовать против требований и мер воспитания «нового родителя» (отчима или мачехи). Разумеется, отношение детей к повторному браку родителей зависит не только от возраста, но и от пола ребенка, анамнеза семьи, наличием сиблингов, отношениями с родными родителями, типами воспитания в семье и другими факторами. И, поэтому важную роль здесь играет то, как будут выстраиваться детско-родительские отношения в семье.

Таким образом, целью нашей работы является: Выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми 7 - 9 лет при повторном браке у родителей.

Для реализации поставленной цели нами были использованы следующие методики диагностики:

1.                        Авторская анкета, направленная на выявление смешанных семей.

2.                        Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера [8], позволяющий оценить то, какими образом родители воспитывают своего ребенка, какие типы негармоничного воспитания они используют.

3.                        Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) отношений [5], позволяющий выявить особенности детско-родительских отношений.

4.                        Методика «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене и Д. Антони (форма для детей 6-8 – 10 лет и подростков) [3], позволяющая качественно и количественно оценить чувства ребенка, которые он испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

5.                        Проективная методика «Рисунок семьи» [4], позволяющая выявить особенности внутрисемейных отношений.

Анализ полученных данных с учетом пола ребенка в семьях, где родители состоят в повторном браке, позволил  установить,  что  в  воспитании  девочек  преобладает  такой  тип  воспитания,  как:

«Потворствование» (У+). Различия достоверны по U-критерию Манна-Уитни, приp<0,05), (рис.1).


Рисунок 1. Типы воспитания, относящиеся к нарушениям процесса воспитания в семьях, где родители состоят в повторном браке.

На Рисунке 2 мы видим явно выраженный показатель «Предпочтение детских качеств» (ПДК) в семьях, где воспитывают девочек, тогда как в воспитании мальчиков он отсутствует вовсе. То есть, родители девочек считают их вечно маленькими и игнорируют их взросление (различия достоверны по U- критерию Манна-Уитни, при p<0,05). Также выявилось, что в воспитании мальчиков у родителей преобладает шкала «Воспитательная неуверенность» (ВН) (различия достоверны по U-критерию Манна- Уитни, при p<0,01). Также, интересен тот факт, что «Предпочтение родителями женских качеств» (ПЖК) характерно не только для родителей девочек (18,2%), но и, даже в большей степени, для родителей мальчиков (22,2%). То есть, при наличии высокого показателя ПЖК в воспитании девочек наблюдается обычно потворствующая гиперпротекция, а в воспитании мальчиков – неосознаваемое непринятие ребенка мужского пола.




Рисунок 2. Типы воспитания, относящиеся к личностным проблемам самих родителей, которые они склонны решать за счет ребенка в семьях, где родители состоят в повторном браке.

Анализсреднегрупповых       значений       по        методике        «Взаимодействие       Родитель-Ребенок» (И.М. Марковской) (рис.3) с учетом пола ребенка позволил установить, что к мальчикам родители более требовательны (73,9%) и строги (66,9%), чем к девочкам (47,3% и 50,7%, соответственно), (различия достоверны по U-критерию Манна-Уитни: «Нетребовательность – Требовательность», при p<0,01),

«Мягкость – Строгость» (при p<0,05). Девочек же, стараются больше контролировать (60,9%). Различия достоверны по U-критерию Манна-Уитни, при p<0,05.

Рисунок 3. Особенности взаимодействия родителей и детей.

Исходя из вышеперечисленных результатов, логически вытекает следующее: мальчики, воспитывающиеся в семьях с повторным браком родителей более эмоционально-дистанцированы от родителей (39,2% по шкале «Эмоциональная дистанция – Близость»), чем девочки, как в силу гендерных особенностей, так и в силу предъявляемых к ним множественности требований. К девочкам родители испытывают более близкие отношения (51,6%).

Анализ средних значений по методике «Эмоциональное отношение в семье» (Е. Бене и Д. Антони) (рис.4)позволил оценить чувства ребенка по отношению к членам своей семьи.

По данной методике мы выявили отношения детей с членами семьи: положительные и отрицательные чувства, эмоции, которые исходят от ребенка (И+: исходящие положительные реакции; И-: исходящие отрицательные реакции) и переживаются им, как исходящие от других (П+: приходящие положительные реакции; П-: приходящие отрицательные реакции).

§ По отношению к маме – от девочек исходит больше положительных реакций (И+) (60,6%), как и приходит (П+) от мамы к ним (55,6%). Что касается мальчиков, сколько к ним положительных реакций приходит (П+) (47,5%), столько же (И+) они и отдают (47,5%).

§ Что касается отрицательных реакций, то к девочкам приходит (П-) их больше (12,6%), чем исходит (И-) от них (9,6%). К мальчикам же приходит (П-) значительно меньше отрицательных реакций (4,9%), чем от них исходит (И-) (15,4%).

Различия достоверны по U-критерию Манна-Уитни: И- (при p<0,05) и П- (при p<0,05) § По отношению к папе – от девочек исходит практически в два раза больше положительных (И+) чувств, эмоций (48,0%), чем к ним от, в основном, отчимов, приходит (П+) (24,7%). Мальчики склонны отвечать на приходящие (П+) к ним положительные реакции (25,9%), практически тем же (И+) количеством (22,2%).

§ У девочек отрицательные реакции, как приходящие (П-), так и исходящие (И-), практически равнозначны. Как и у мальчиков, по отношению к отцу. Различия лишь в том, что у мальчиков и их пап/отчимов наблюдается более агрессивная позиция, соответствующая их гендерным особенностям.

Различия достоверны по U-критерию Манна-Уитни: И+ (U=26, при p<0,05) и П- (при p<0,05).


Рисунок 4. Сравнение особенностей эмоциональных отношений в семье с позиции детей.

Из анализа среднегрупповых значений по методике «Рисунок семьи» (рис.5) выявлено следующее: Наиболее явные различие наблюдаются в тревожности мальчиков (15,9%), по сравнению с девочками (8,7%). Предполагается, что мальчики хуже адаптируются к новым условиям, когда в семье появляется новый «папа» (в основном) или «мама». Также, они наиболее конфликтно ведут себя в «новой» семье (17,0%) и настроены враждебно (17,5%). Девочки же, наоборот, проще адаптируются и показатели конфликтности (8,6%) и враждебности (3,9%) у них существенно ниже, а импульсивность (37,1%) значительно выше, чем у мальчиков (24,1%), к которым предъявляется много требований.


Рисунок 5. Сравнение особенностей воспитания с позиции детей.

Также, по «Рисунку семьи» мы рассматривали такие критерии, как «Контакт рук» и «Значимость родителя».

Мы выявили, что в семьях повторного брака, в рисунках не наблюдается контакта рук, как показателя сплоченности и высокого уровня благополучия семьи.

Ещё одним интересным фактом является показатель значимости родителя. Когда ребенок рисует первого члена семьи, как наиболее важного. Большинство детей, вне зависимости от пола, нарисовали родного родителя, который является первостепенным для них. Но все мальчики, у которых есть родная старшая сестра (причем, сестра уже не проживает в семье, а учится в другом городе или просто живет отдельно от родителей) предпочли нарисовать её, как наиболее значимого члена семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что семьи, где родители состоят в повторном браке, имеют свои особенности гендерного воспитания детей.

1)    Так, родители девочек стремятся к тому, чтобы удовлетворить любые её потребности, на что указывает высокий показатель по шкале «Потворствование». Также, в совокупности с «Гиперпротекцией», у них выявлено «Предпочтение детских качеств». Таких детей родители считают вечно маленькими, игривыми, беззащитными и наивными. И, как следствие, их стараются больше контролировать и к ним предъявляется мало требований.

2)    К мальчикам предъявляется значительно больше требований. Родители строго и требовательно ведут себя с ними, несмотря на высокий уровень показателя «Гиперпротекции», выявленный у многих родителей. Это может быть связано с социально-предъявляемыми требованиями, что мальчиков необходимо воспитывать в строгости.

3)   Отношения у мальчиков с неродным родителем складываются хуже, чем у девочек. Это говорит о том, что девочки, вероятнее всего, имеют высокий уровень адаптации к новым условиям, возможно, в силу своей эмоциональности. А мальчики, как выявилось, зачастую, тревожны, конфликтны и настроены враждебно, поэтому адаптироваться к новой роли им сложнее.

4)      Также мальчики в семьях повторного брака склонны к замещению родного родителя на авторитетного «воспитателя» – старшую сестру, если она у них есть.

 

 

 

Список литературы

 

1.                   Аргентова Т.Е., Колотилина В.В. Особенности детско-родительских отношений в семьях повторного брака // Вестник КемГУ. – 2013. – №4(56). – с. 102-105.

2.                   Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.

3.                   Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии: Пер. с англ. Н. Мухиной – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

4.                   Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследовании агрессивной материнской позиции // Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» №1, 2005.

5.                   Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. – 150 с.

6.                   Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/RPN/Publisher/vol1.html(Дата   обращения:   06.02.2016).

7.                   Целуйко В.М. Супружеская перестрелка с УЛЕТальным исходом: как спасти отношения и стоит ли это делать. Екатеринбург: У-Фактория: АСТ Москва, 2008 – 224 с.

8.                   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).