Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛОГИКЕ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Образовательные учреждения охватывают дошкольное детство (3-7 лет) и детство школьное: младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый (10-14 лет) и старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет). В системах обучения и воспитания отражаются опыт и знания особенностей детей, накопленные и отработанные многими поколениями. Эти знания провидят к выводу, что изменения в психической жизни ребенка происходят неравномерно, а процессы, протекающие независимо одно от другого, внутренне связаны друг с другом. Восприятие, память, мышление и т.д. не являются самостоятельными линиями в психическом развитии [3].

Возрастная периодизация выделяет сущность происходящих возрастных изменений, этапы развития, каждый из которых характеризуется своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, и особыми личностными новообразованиями [8].

Обращаясь к периодизации индивидуального развития необходимо учитывать существование множества классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей знаний, основанных на разных критериях. И на сегодняшний день единой классификации не существует. Но, выявляется наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой [9].

Ученые сходятся во мнении, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, которые сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Ряд исследователей считают, что возрастные кризисы нормативный процесс и необходимый элемент социализации, обусловленный логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Л. Божович). [1, 2, 6, 7]. Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец). Так или иначе, наличие кризисов признают все [8].

По Эриксону, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека [9].

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развития личности.

Таблица 1 Взаимосвязь в логике психосоциального подхода стадий индивидуального развития и базисных институтов общества.

 

 

8.3релость

Интегратив

-ность - Безыс- ходность

 

 

7.Взрослост ь

 

Генератив- ность- Стагнация

6.Ранняя

взрослость

Интимност

Изоляция

5.Подростко

вый юность

Идентич-

ность- социальна

я

4.Латентная

 

 

стадия

Компетент-

ность- Неуспсш- ность

З.Локомотор

ная стадия

Инициати

Вина

2.Мышечно-

анальная стадия

Автоном

Стыд, сомнение

■   -

1.Орально-

сенсорная стадия

Доверие-

Недовери

Возрастные

стадии развития / Базисные институты общества

1.Религия

2. Право,

политика

З.Экономи

4.Технолог

5.Идеология

6.Ссмья

7.Образова

ние

8.Культура

 

Как видно, в рамках возрастной периодизации, предложенной Э. Эриксоном, жизненный цикл человека представляется в виде последовательности восьми возрастных кризисов, каждый из которых можно рассматривать как поворотную точку в процессе развития. Сходные классификации возрастного развития используют и другие авторы.

В основе каждого кризиса лежит конфликт между позитивным и негативным началом в присущих данному возрасту проявлениях. Разрешение этих конфликтов определяется генетической заданностью, результатом предшествующего развития и социальным контекстом. Таким образом, Э. Эриксон охватывает личностно- социальное развитие индивида во всех его проявлениях, а значит, максимально отражает особенности каждого возрастного периода. Исходя из того, что образовательные программы и рекомендации по воспитанию детей должны учитывать все особенности развивающейся личности детей, периодизация Э. Эриксона может помочь всесторонне понять, что происходит в каждый из периодов развития ребенка, а значит, составить корректные программы развития и воспитания детей.

Практически все психологические школы, в том числе и оппозиционные психоанализу, разделяют точку зрения, согласно которой прегениальные стадии развития играют критическую роль в формировании личности. Так же, в логике психосоциальной схемы качественные особенности идентичности и результаты разрешения базисного конфликта пятой стадии интегрируются в функциональное целое. Негативное же разрешение конфликта хотя бы одной из первых четырех стадий психосоциального развития означает отсутствие, как минимум, одного из ключевых компонентов развивающейся структуры, что приводит, в той или иной степени, к психосоциальной спутанности. По этим двум основаниям, первые четыре кризиса психосоциального развития правомерно рассматривать в качестве базисных [4].

Собственно, идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте, и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. То есть, на прямую связано с важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [10]. В связи с чем, процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [5].

 

Список литературы

1.      Выготский Л.С. / Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).

2.      О.Б. Дарвиш / Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

3.      Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с., 1999

4.      В.А. Ильин. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.05 / Ильин Валерий Александрович; [Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет].- Москва, 2009.- 388 с.: ил.

5.      В.А. Ильин / Социально-психологические особенности российской идентичности и тенденции ее трансформации в современных условиях реформирования общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 2003.

6.      Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175с.

7.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.

8.      И.Г. Малкина-Пых / Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Изд-во Эксмо, 2005. - 896с.. ISBN: 5-699-06448-6

9.      В.С. Мухина / Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408

10.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г.Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 3038