Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Если ссылаться на словарь (или любой другой источник), то арт-терапия – это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве [2; 3; 4; 6]. Ключевое слово -«искусство». Оно и понятно из названия.

Сейчас в интернете свободно можно найти множество диагностических методик, связанных с арт- терапией. Большинство из них предназначены только для работы психолога. Занятия арт-терапией могут быть индивидуальными и групповыми. Это всегда набор заданий, которые имеют конкретную психотерапевтическую цель. Можно, конечно, и самим найти методику, порисовать и самого себя протестировать и проанализировать. Очень хорошо помогает тем, кто любит «самокопания»: и расслабился, порисовав, и голову загрузил (в хорошем смысле слова). Иногда это очень полезно, глядишь, что-то новое о себе узнаешь. А если серьезно, то арт-терапия только рисованием не ограничивается, в это понятие входит и арт-терапия в узком смысле слова (рисуночная терапия), и другие ее виды, которые представлены в Табл.1 [1].


Таблица 1  

Направления арт-терапии


Направление

Условия реализации

Решаемые задачи

Рисуночная

терапия

Использование методов

изобразительного искусства

Благотворное воздействие на психику и ее

гармонизация

 

Библиотерапия

Чтение специально подобранной

литературы

Нормализация и оптимизация

психического состояния

 

Сказкотерапия

Обсуждение трактовок сказки,

придумывание сказок, инсценирование

Активизация воображения, выражение

жизненных сценариев

 

Музыкотерапия

Использование музыки – активное (игра

на инструментах) и пассивное (слушание)

Преодоление внутренних конфликтов,

достижение внутренней гармонии

 

Драматерапия

Разыгрывание какого-либо сюжета,

изображение частной жизни человека и его конфликта с обществом

Реинтеграция личности, расширение

сознания, диапазона поведенческих стратегий и др.

 

Танцевальная терапия

Использование движения и танца как

посредника в психотерапевтическом процессе

Развитие личности, улучшение

самочувствия, обучение более зрелым способам построения взаимоотношений

 

 

Куклотерапия

 

 

Изготовление кукол, кукольный театр

Формирование эмоционального контакта,

снятие напряжения, коррекция моделей жизненных ситуаций, развитие психических процессов и др.

 

 

Песочная терапия

Использование деревянного подноса,

песка, воды и коллекций миниатюрных фигурок, включающих в себя объекты из окружающего мира

Снятие внутреннего напряжения на

бессознательно-символическом уровне, повышение уверенности в себе, открытие новые пути развития

 

На практике чаще используют именно первый вариант, т.е. рисуночный метод, т.к. для него легко найти материалы и также легко переместить результат. Действительно, где Вы видели, чтобы психолог на сеанс нес с собой мешок с песком? Хотя на это было бы забавно посмотреть…

Рисуночные методики удобны в плане диагностики, т.к. когда «творение» лежит «перед носом», то можно подольше посидеть, посмотреть и ничего не упустить из виду, что может произойти в драматерапии, к примеру. Но если есть возможность записать сей процесс на камеру, то коррекция также будет весьма эффективна. В общем, кому как удобно.

Так что же собственно нужно корректировать психологу?

Показания для проведения арт-терапии выделяют следующие: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная

«Я-концепция», низкая самооценка [3].

Эмоции, эмоции и еще раз эмоции. Уж куда без них? Рисование – это хороший способ снять эмоциональное напряжение. Кстати, сам термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны [1].

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности  клиента (будь то рисунок, скульптура, или инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

Оно и сейчас так, только в дополнение к этим взглядам существуют и более свежие. Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии выделяют на данный момент следующие: дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода; получить материал для психодиагностики; проработать подавленные мысли и чувства; установить контакт с клиентом; развить самоконтроль; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; развить творческие способности и повысить самооценку [5].

Многогранность метода арт-терапии позволяет с успехом его применять при коррекции и лечении таких сложных нарушений, как психосоматические.

Психосоматикой является направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Такая предрасположенность может оказывать влияние на выбор поражаемого органа или системы [4].

В этом контексте арт-терапия также рассматривается как совокупность методов психологического либо психофизического воздействия с помощью изобразительной деятельности на пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации [2]. Обычно, если психолог имеет дело с психосоматическими больными, то чаще их «поток» идет от врачей, не нашедших источник заболевания.

Основной задачей психолога в работе с  психосоматическими нарушениями является проработка внутренних конфликтов, нашедших свое проявление в теле человека, а именно в его внутренних органах и тканях.

Эффективность арт-терапии в работе с психосоматическими заболеваниями определяется тем, что процесс консультирования становится гораздо более интересным, клиент не сильно загружается поступающей к нему информацией и дает волю своим действиям, обнажая, тем самым, свои внутренние конфликты перед психологом.

С помощью методов арт-терапии (рисуночных методов или комплексного воздействия) чаще всего снижаются неосознаваемые агрессивные тенденции клиента, тревожность, выявляется депрессивный фон, какие- то психологические травмы (возможно почти забытые), или же клиент просто дает выход своим эмоциям для дальнейшей более продуктивной работы.

Арт-терапия обычно используется при: бронхиальной астме, эссенциальной гипертонии, желудочно- кишечных болезнях, язвенном колите, ревматоидном артрите, нейродермите, сахарном диабете, при сексуальных расстройствах, заболеваниях пищеварительной системы (анорексия, булимия, ожирение) и при многих других заболеваниях с психологическим фактором возникновения.

Следует также отметить, что арт-терапия работает с врожденной способностью человека к творчеству и игре. С возрастом большинство из нас теряет, забывает этот способ снятия напряжения и контакта со своим «Я», своим внутренним миром. Но мы можем его вспомнить и разбудить в себе снова детскую способность к игре. Творческая игра – способ отдыха и самовыражения и вместе с тем глубокий, но довольно интересный способ решить свои проблемы. Мы не «копаемся в себе», а играем, творим, оживляя себя, наполняя и выражая жизнь цветом, линиями, звуками и движением [6].

Так что берите в руки краски, карандаши и рисуйте, может даже у кого-то откроется к этому талант.



Список литературы

1.      Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М.: «Эксмо», 2003. 380 с.

2.      Копытин А.И. (сост. и ред.) Арт-терапия. Хрестоматия. СПб. : «Питер», 2001. 320 с.

3.      Копытин А.И. (ред.) Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. М.: «Когито-Центр», 2008. 288 с.

4.      Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М. : «Эксмо», 2008. 992 с.

5.      Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: «Питер», 2000.

6.      Сидорова  В.В.  Арт-терапия  и  терапия  искусствами.  [Электронный  ресурс]  //  Онлайн-журнал Psychologies.ru, 2014. URL: http://www.psychologies.ru (дата обращения: 10.12.2014).