Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОДРОСТКОВОМУ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

Активное развитие высших психических функций происходит в период младшего школьного возраста. Прогрессивно развиваются структуры речевых зон – области Брока и Вернике и отделы лобной коры, которые отвечают за программирование речевой деятельности. К 9-10 годам усиливается участие лобных областей в речевые процессы, мозговая организация вербальной функции приобретает более избирательный характер и признаки левосторонней латерализации. Мозговое обеспечение произвольных точностных движений интенсивно формируется к 9-10 годам. В организации зрительно-пространственной деятельности в 7-8 лет участвуют и левое, и правое полушарие, в то время как с 9-10-летнего возраста выявляется преимущество правого [3].

Структурно-функциональное созревание высших корковых формаций продолжается в течение дли- тельного периода онтогенеза, включая подростковый возраст. В подростковом возрасте, по мере прогрессивного созревания коры продолжается совершенствование механизмов зрительного опознания в направлении возрастающей функциональной специализации правого и левого полушарий. У подростков 13- 14 лет еще не сформировалась свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания изображения на основе вычленения значимого разделительного признака без анализа всех остальных его свойств (классификационный тип опознания). Полушарная специализация в зрительном опознании отчетливо выявляется с 16-17-летнего возраста.

К концу подросткового возраста функциональная организация зрительного восприятия формируется по зрелому типу. В сенсорном анализе стимулов и их запечатлевании ведущую роль берет правое полушарие, а левое становится ответственным за осуществление и реализацию заключительных этапов восприятия [2].

Подростковый возраст является переходным в виду того, что главная его особенность - переход от детства к взрослости. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя так называемыми переломными моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Дети переходят из начальной школы в среднюю, происходит усложнение учебной программы и изменения в социальной сфере. Важной в формировании здоровой психической деятельности детей и их успешного обучения является волевой компонент деятельности, произвольность высших психических функций. В настоящее время работ, посвящённых нейропсихологическому исследованию здоровых детей в разные возрастные периоды, в современной психологической науке недостаточно. Среди имеющихся, как правило, преобладают направленные на изучение детей с задержкой психического развития, причём их авторы ограничиваются исследованием детей младшего школьного возраста. Поэтому необходимо выявить динамику развития высших психических функций у детей, которые находятся в переходном возрасте от младшего школьного к подростковому и определить влияют ли процессы, сопровождающие этот переход на формирование высших психических функций.

В работе были использованы методы нейропсихологической диагностики: (А.Р. Лурия (2000), система оценки и интерпретация результатов Т.В. Ахутиной (2012)) [1; 4]. В качестве метода математической статистики - параметрический t-критерий Стьюдента для независимых и для парных выборок. Пакет программ IBM SPSS Statistics 20.

Выборку исследования составили 45 детей (22 девочки и 23 мальчика) - ученики 4 класса МБОУ СОШ № 11 города Абакана. 45 детей (22 девочки и 23 мальчика) из того же класса, повторно обследованные через год.

При исследовании функций программирования и контроля произвольных форм деятельности выявлена некоторая положительная динамика у мальчиков. К подростковому возрасту, мальчики более успешны в пробе, направленной на оценку возможности подчинять свои действия речевой инструкции, регулировать их, а также в пересказе текста по критерию возможности программирования мальчики также повышают результаты. У девочек статистически значимых различий не выявлено.

Анализируя показатели динамики функции серийной организации движений и речи, выявлено, что выполнение одной пачки пробы графомоторной координации требует меньше времени у мальчиков- подростков, а скорость выполнения в баллах выше у младших школьников. К подростковому возрасту сокращается количество ошибок, свидетельствующих о нарушениях тонуса. Координационная работа правой и левой руки и межполушарное взаимодействие у мальчиков–подростков продуктивнее. При этом у девочек динамика проявляется только в серийной организации 2 программы. Это можно связать с несколько более развитой данной функцией и с научением при выполнении второй программы после первой.

Анализируя показатели динамики кинестетических функций, было выявлено, что продуктивность праксиса позы пальцев левой руки и орального праксиса выше у мальчиков-подростков, при этом у девочек динамика выражается в продуктивности праксиса позы пальцев как правой руки, так и левой.

Динамика зрительного гнозиса носит избирательный характер и касается, прежде всего, правополушарных компонентов. К подростковому возрасту снижается частота встречаемости ошибок фрагментарности у мальчиков. Девочки более успешны в узнавании недорисованных изображений и меньше совершают перцептивно далекие ошибки.

При взрослении улучшается переработка слухоречевой информации. Так, у мальчиков к подростковому возрасту существенно сокращаются ошибки: пропуски слов, нарушение порядка следования слов. А также они лучше дифференцируют близкие по значению слова. У девочек при оценке слухоречевой памяти число звуковых замен сокращается, однако увеличивается количество переходов слов в другую группу. Что касается оперативной и долговременной слухоречевой памяти, так к подростковому возрасту увеличивается объем оперативной памяти у мальчиков, долговременной – у девочек.

К подростковому возрасту значительные изменения касаются развития зрительно- пространственных функций. У мальчиков динамика выражается в сформированности «схемы тела», улучшении избирательности следов зрительно-пространственной памяти: сокращены такие ошибки, как пропуски фигур, трансформация фигур в знаки и общее количество ошибок. Показатели понимания пассивно-активных логико-грамматических конструкций выше у мальчиков-подростков, чем у мальчиков младшего школьного возраста. Динамика у девочек касается сформированности «схемы тела», пространственного мышления, зрительно-пространственной памяти: снижается частота пропусков фигур. Однако выявлена отрицательная динамика, которая выражается в увеличении количества таких ошибок, как правосторонние изменения, зеркальность, количество правополушарных ошибок. Почти все эти показатели связаны с правым полушарием. Вероятно, у девочек на фоне более раннего пубертата начинается снижение некоторых, преимущественно правополушарных компонентов ВПФ.

В результате проведенного лонгитюдного исследования, можно сделать вывод о том, что при переходе от младшего школьного возраста к подростковому наблюдается общая положительная динамика высших психических функций. Особенности динамики ВПФ на данном возрастном этапе связаны с полом детей. У мальчиков возрастные изменения носят более выраженный характер, а у девочек - менее явный и более избирательный характер и не затрагивает функции программирования и контроля произвольных форм деятельности и обработки полимодальной информации. А также у девочек отмечается отрицательная динамика в состоянии зрительно-пространственных функций, что проявляется в нарастании ошибок, обусловленных дефицитарностью правого полушария.

 

Список литературы

 

1.       Ахутина Т. В., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Максименко М. Ю. Методики нейропсихологического исследования детей // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М.: Секачев, 2012 С. 11 – 33.

2.    Дубровинская Н.В. Психофизиологические особенности подросткового возраста [Текст] / Н. В. Дубровинская // Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для вузов / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва, 2000. - С. 99-104

3.          Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

4.   Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. изд. М.: Академический проект, 2000.