Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВУШЕК ОТ ПЕДАГОГА КАК МНОГОМЕРНЫЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В статье представлена авторская теоретическая многомерная модель эмоциональной зависимости (ЭЗ) и ее параметры. Предпринята попытка обобщить сведения о возможных причинах возникновения данного явления в подростковом возрасте, имеющиеся в зарубежных и отечественных публикациях.

Существует широкий спектр теорий, пытающихся объяснить этиологию сходных по эмоциональным и поведенческим проявлениям психоэмоциональных состояний и расстройств таких как: зависимое расстройство личности (ЗРЛ), любовная аддикция, невротическая любовь, фиксация на другом человеке, патологическая привязанность и т.п. Все они предполагают«судорожное цепляние»за значимого человека, подчинение своих потребности и желаний персоне, на которой зафиксировалась зависимая личность. Также для нее характерны: страх отвержения; потребность в постоянной поддержке, заботе, одобрении со стороны избранного человека, его идеализация, нередко поклонение ему; покорность; чувствительность к критике; тревожность; ригидность [1; 7; 9; 11; 12].

ЭЗ входит в их число, являясь одной из форм зависимого поведения. Однако, с одной стороны, ЭЗ от педагога может быть проявлением психопатологического расстройства – постоянное присутствие и/или забота, одобрение педагога являются необходимыми для обеспечения чувства личной безопасности и внутренней целостности. С другой,  ЭЗ может являться нормативной привязанностью к  педагогу – в основе дружеская симпатия и не более того[4; 5].

На сегодняшний момент времени в психологической науке отсутствуют сколь-нибудь однозначные и эмпирически проверенные сведения как о причинах возникновения ЭЗ (как, впрочем, и ЗРЛ и т.п.), так и о психофизиологическом механизме,  лежащем в ее  основе. Показательна зарубежная статистика распространенности ЗРЛ – его средняя распространенность составляет 20% с диапазоном от 2 до 55% [12, с. 66]. Подобный процентный разброс демонстрирует отсутствие четких диагностических критериев ЗРЛ, что, в принципе, характерно и для остальных малоизученных форм зависимого поведения, упомянутых выше.

Наиболее распространены в научной литературе предположения о личностных механизмах формирования зависимого поведения [2; 3; 8]. С другой стороны, имеются сведения о том, что основная причина возникновения патологической привязанности к человеку – нарушения в сфере детско-родительских отношений и специфика стиля воспитания [6; 8; 10]. Также стоит отметить, что в основе механизма формирования ЭЗ может лежать и психофизиологический компонент [8]. Что касается половой распространенности, то показано, что ЭЗ начинает проявляться, как правило, у девочек начиная с подросткового возраста (Bornstein, 1992)[12, с. 68].

На основе изученной литературы по теме исследования и полученных данных, о которых пойдет речь далее,мы предположили, что ЭЗ может быть коморбиднас ЗРЛ, депрессией, циклотимической и экзальтированной психопатией, тревожным и невротическим расстройствами личности. По всей вероятности, во- первых, это и затрудняет определение четких критериев для ее выявления, поскольку имеет место «наслоение» симптоматики одного расстройства на поведенческие и эмоциональные проявления зависимости. А во-вторых, установление первопричины ЭЗ и «пускового механизма» ее формирования из-за этого также достаточно проблематично. Так, встает вопрос о том, что первично – невротическая симптоматика или выраженность характеристик ЭЗ в поведении. Отметим, что ЭЗ от человека становится формой психопатологии, когда есть патологическая зависимость – причиняющая страдания (долговременные острые негативные переживания), способствующая изменению нормативного функционирования на разных уровнях жизнедеятельности (когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, биологическом и др.)[12].

Немногочисленность    исследований    связи     зависимого     поведения    с     индивидуально-личностными, психофизиологическими характеристиками зависимой личности и другими критериями обусловлено также и отсутствием психодиагностического инструментария, обладающего должным психометрическим качеством. Что касается оценки выраженности различных аспектов ЭЗ от педагога у подростков, то подобных методик на сегодняшний момент времени не существует.

В  связи  с  вышесказанным,  нами  был  разработан  первичный  вариант  самооценочной  методики «Эмоциональная зависимость от педагога» (ЭЗП) для оценки степени выраженности у учащихся ЭЗ от педагога в целом и частных аспектов ее проявления в поведении.

На первом этапе была применена рациональная стратегия разработки методики (концепция аспектного анализа Гутмана). На основе имеющихся теоретических сведений и анализа реальных случаев проявлений ЭЗ у школьниц и студенток начальных курсов, нами были выделены следующие шкалы данного опросника: специфика социализации; нарушения в сфере детско-родительских отношений; индивидуально-личностные особенности ЭЗ субъекта; сформированность ЭЗ от педагога; компенсаторное поведение; изменение уровней жизнедеятельности под влиянием ЭЗ; невротизация. Содержание пунктов (всего их 200), соответствующих данным шкалам, отражает различные аспекты проявления ЭЗ в подростково-юношеском возрасте, особенности зависимых субъектов и факторы, имеющие отношение к формированию ЭЗ от педагога и ее прогрессированию.

На втором этапе использована эмпирическая стратегия разработки методики. Пилотажное исследование с помощью ЭЗП было осуществлено на испытуемых 13-20 лет женского пола (N=20) со сформированной ЭЗ от педагога с целью анализа внутренней структуры опросника ЭЗП и уточнения набора его шкал и пунктов. Все испытуемые состояли в группе одной из социальных сетей Интернета, посвященной любви к педагогу. Заполнение опросника осуществлялось дистанционно в электронном виде. Испытуемым было предложено выбрать степень согласия с утверждениями ЭЗП (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»). Все пункты являются однонаправленными (прямыми). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета SPSS 20.

По результатам факторного анализа (ФА) данных по опроснику ЭЗП наиболее оптимальным оказалось шестифакторное решение (использовался метод главных компонент и Варимакс вращение) (см. Табл.1).


   Таблица 1

Шкалы опросника ЭЗП по результатам экплораторного факторного анализа

 

 

Модель

 

Фактор

 

r2

 

Название шкалы

Кол-во пунктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестифакторная (r2 = 40,01%)

 

1

 

30,72%

Стремление к близким отношениям с педагогом.

 

23

 

2

 

11,66%

Индивидуально-личностные особенности и проявления, характерные для ЗРЛ.

 

22

 

3

 

9,81%

Обусловленность самоощущения, интереса к жизни отношениями с педагогом.

 

17

 

4

 

8,32%

Психофизиологические проявления коморбидного патологического состояния (ЭЗ+невроз).

 

17

 

5

 

7,93%

Педагог – близкий взрослый, компенсирующий нарушения детско- родительских отношений.

 

10

 

 

6

 

 

6,58%

Острые негативные переживания при субъективном восприятии ответной реакции педагога как несоответствующей ожиданиям.

 

 

11

Примечание: r2 – процент объясненной дисперсии.



Стоит отметить, что полученная сгруппированность пунктов в факторах продемонстрировала «наслоение» симптоматики и различных проявлений ЭЗ, о котором упомянуто выше, поскольку в некоторых шкалах, выделенных в ФА, обнаруживались пункты из разных первоначальных семи шкал. При этом все шкалы ЭЗП достоверно коррелируют с общим баллом в диапазоне от 0,68 до 0,80 (при р≤0,01).

В графическом варианте можно представить содержание итоговых 6 шкал ЭЗП и в целом многомерной природы явления ЭЗ так, как на Рисунке 1.


Серые круги на Рисунке 1 – различные психологические и физиологические факторы, обуславливающие возникновение ЭЗ от педагога, также ее разнообразные проявления в поведении, патологические состояния, коморбидные с ЭЗ. Темный круг в центре – ЭЗ, как совокупность вышеперечисленного, отражающий ее многомерную природу и механизм формирования. Заштрихованные области – признаки, по которым можно оценить выраженность ЭЗ от педагога у подростка с помощью ЭЗП, те многоаспектные характеристики ЭЗ, которые ярко прослеживаются в поведенческих и эмоциональных реакциях зависимого подростка.

Итак, ЭЗП является многомерным опросником, поскольку конструкт ЭЗ является неоднозначным по этиологии, особенностям реализации в поведении, а также относительно границы норма/патология. Это обусловило интерпретацию нескольких факторов при анализе внутренней структуры ЭЗП, помимо установления их значимости. Также стоит отметить высокую надежность по внутренней согласованности ЭЗП (α=0,84).

Кроме того, нами была предпринята попытка определить основополагающие факторы ЭЗП – в первую очередь характеризующие наличие выраженной ЭЗ от педагога с помощью уравнения квадратичной регрессии. Установлено, что шкала 2 (независимая переменная) объясняет 32% дисперсии в распределении баллов по шкале 1, 70%  –  по шкале 3, 43%  – по  шкале 4. Шкала 4 (независимая переменная) объясняет 54% дисперсии  в распределении баллов по шкале 2, 48% – по шкале 3. Таким образом, можно предположить, что в основе формирования ЭЗ от педагога лежит две основных составляющих – индивидуально-личностные особенности подростка и специфика его психофизиологической организации.

В заключении отметим, что далее нами будет стандартизироваться опросник ЭЗП на выборке учащихся среднеобразовательных школ г.Санкт-Петербурга. Также будет продолжено исследование этиологии ЭЗ от педагога у девушек подростково-юношеского возраста.

 

Список литературы

1.      Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии[Текст]/А.Бек, А. Фримен.- СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

2.      Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст] /Б.С. Братусь.- М., 1988.-301 с.

3.      Дереча В.А. Человек в поисках острых ощущений. О видах и механизмах личностной зависимости [Текст] / В.А. Дереча.- Оренбург, 2001. - 120 с.

4.      Казикова Е.П., Зверева С.В. Проблема эмоциональной зависимости девушек подростково-юношеского возраста от педагога // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XVI студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – № 1 (16). – С. 196-208/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:   http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.

5.      Казикова Е.П., Зверева С.В. Эмоциональная зависимость девочек подростково-юношеского возраста от педагога как психологический и патопсихологический феномен [Электронный текст] / Е.П. Казикова, С.В. Зверева // Universum: Психология и образование: электрон.научн. журн.-2014.-№ 5(6). URL: http://www.7universum.com

6.      Комер Р.Патопсихология поведения [Текст] / Р. Комер.-4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-пресс, 2005. - 638 с.

7.      Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия[Текст] /Ц. П.Короленко, Н. В. Дмитриева. - М.: Академический Проект, «Деловая книга», 2000. - 460 с.

8.      Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)[Текст] / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова // Вестник клинической психологии [Текст]. - 2003. - Т. 1. - № 2. - С. 153-158.

9.      Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии[Текст] /Н. В.Репина. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - 480 с.

10.   Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников[Текст] /В.В. Шабалина. - СПб., 2001. - 176 с.

11.   Хорни К. Невротическая личность нашего времени[Текст] / К. Хорни. -М.:Айрис-пр.,2004.-464с.

12.   Faith, Chasidy (2009) "Dependent Personality Disorder: A Review of Etiology and Treatment". Graduate Journal of Counseling Psychology: Vol. 1: Iss. 2, Article 7.