07 февраля 2016г.
В статье представлена авторская теоретическая многомерная модель эмоциональной зависимости (ЭЗ) и ее параметры. Предпринята попытка обобщить сведения о возможных причинах возникновения данного явления в подростковом возрасте, имеющиеся в зарубежных и отечественных публикациях.
Существует широкий спектр теорий, пытающихся объяснить этиологию сходных по эмоциональным и поведенческим проявлениям психоэмоциональных состояний и расстройств таких как: зависимое расстройство личности (ЗРЛ), любовная аддикция, невротическая любовь, фиксация на другом человеке, патологическая привязанность и т.п. Все они предполагают«судорожное цепляние»за значимого человека, подчинение своих потребности и желаний персоне, на которой зафиксировалась зависимая личность. Также для нее характерны: страх отвержения; потребность в постоянной поддержке, заботе, одобрении со стороны избранного человека, его идеализация, нередко поклонение ему; покорность; чувствительность к критике; тревожность; ригидность [1; 7; 9; 11; 12].
ЭЗ входит в их число, являясь одной из форм зависимого поведения. Однако, с одной стороны, ЭЗ от педагога может быть проявлением психопатологического расстройства – постоянное присутствие и/или забота, одобрение педагога являются необходимыми для обеспечения чувства личной безопасности и внутренней целостности. С другой, ЭЗ может являться нормативной привязанностью к педагогу – в основе дружеская симпатия и не более того[4; 5].
На сегодняшний момент времени в психологической науке отсутствуют сколь-нибудь однозначные и эмпирически проверенные сведения как о причинах возникновения ЭЗ (как, впрочем, и ЗРЛ и т.п.), так и о психофизиологическом механизме, лежащем в ее основе. Показательна зарубежная статистика распространенности ЗРЛ – его средняя распространенность составляет 20% с диапазоном от 2 до 55% [12, с. 66]. Подобный процентный разброс демонстрирует отсутствие четких диагностических критериев ЗРЛ, что, в принципе, характерно и для остальных малоизученных форм зависимого поведения, упомянутых выше.
Наиболее распространены в научной литературе предположения о личностных механизмах формирования зависимого поведения [2; 3; 8]. С другой стороны, имеются сведения о том, что основная причина возникновения патологической привязанности к человеку – нарушения в сфере детско-родительских отношений и специфика стиля воспитания [6; 8; 10]. Также стоит отметить, что в основе механизма формирования ЭЗ может лежать и психофизиологический компонент [8]. Что касается половой распространенности, то показано, что ЭЗ начинает проявляться, как правило, у девочек начиная с подросткового возраста (Bornstein, 1992)[12, с. 68].
На основе изученной литературы по теме исследования и полученных данных, о которых пойдет речь далее,мы предположили, что ЭЗ может быть коморбиднас ЗРЛ, депрессией, циклотимической и экзальтированной психопатией, тревожным и невротическим расстройствами личности. По всей вероятности, во- первых, это и затрудняет определение четких критериев для ее выявления, поскольку имеет место «наслоение» симптоматики одного расстройства на поведенческие и эмоциональные проявления зависимости. А во-вторых, установление первопричины ЭЗ и «пускового механизма» ее формирования из-за этого также достаточно проблематично. Так, встает вопрос о том, что первично – невротическая симптоматика или выраженность характеристик ЭЗ в поведении. Отметим, что ЭЗ от человека становится формой психопатологии, когда есть патологическая зависимость – причиняющая страдания (долговременные острые негативные переживания), способствующая изменению нормативного функционирования на разных уровнях жизнедеятельности (когнитивном, эмоциональном, коммуникативном, биологическом и др.)[12].
Немногочисленность исследований связи зависимого поведения с индивидуально-личностными, психофизиологическими характеристиками зависимой личности и другими критериями обусловлено также и отсутствием психодиагностического инструментария, обладающего должным психометрическим качеством. Что касается оценки выраженности различных аспектов ЭЗ от педагога у подростков, то подобных методик на сегодняшний момент времени не существует.
В связи с вышесказанным, нами был разработан первичный вариант самооценочной методики «Эмоциональная зависимость от педагога» (ЭЗП) для оценки степени выраженности у учащихся ЭЗ от педагога в целом и частных аспектов ее проявления в поведении.
На первом этапе была применена рациональная стратегия разработки методики (концепция аспектного анализа Гутмана). На основе имеющихся теоретических сведений и анализа реальных случаев проявлений ЭЗ у школьниц и студенток начальных курсов, нами были выделены следующие шкалы данного опросника: специфика социализации; нарушения в сфере детско-родительских отношений; индивидуально-личностные особенности ЭЗ субъекта; сформированность ЭЗ от педагога; компенсаторное поведение; изменение уровней жизнедеятельности под влиянием ЭЗ; невротизация. Содержание пунктов (всего их 200), соответствующих данным шкалам, отражает различные аспекты проявления ЭЗ в подростково-юношеском возрасте, особенности зависимых субъектов и факторы, имеющие отношение к формированию ЭЗ от педагога и ее прогрессированию.
На втором этапе использована эмпирическая стратегия разработки методики. Пилотажное исследование с помощью ЭЗП было осуществлено на испытуемых 13-20 лет женского пола (N=20) со сформированной ЭЗ от педагога с целью анализа внутренней структуры опросника ЭЗП и уточнения набора его шкал и пунктов. Все испытуемые состояли в группе одной из социальных сетей Интернета, посвященной любви к педагогу. Заполнение опросника осуществлялось дистанционно в электронном виде. Испытуемым было предложено выбрать степень согласия с утверждениями ЭЗП (от «полностью согласен» до «полностью не согласен»). Все пункты являются однонаправленными (прямыми). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета SPSS 20.
По результатам факторного анализа (ФА) данных по опроснику ЭЗП наиболее оптимальным оказалось шестифакторное решение (использовался метод главных компонент и Варимакс вращение) (см. Табл.1).
Таблица 1
Шкалы опросника ЭЗП по результатам экплораторного факторного анализа
Модель
|
Фактор
|
r2
|
Название шкалы
|
Кол-во пунктов
|
Шестифакторная (r2 = 40,01%)
|
1
|
30,72%
|
Стремление к близким отношениям с педагогом.
|
23
|
2
|
11,66%
|
Индивидуально-личностные особенности и проявления, характерные для ЗРЛ.
|
22
|
3
|
9,81%
|
Обусловленность самоощущения, интереса к жизни отношениями с педагогом.
|
17
|
4
|
8,32%
|
Психофизиологические проявления коморбидного патологического состояния (ЭЗ+невроз).
|
17
|
5
|
7,93%
|
Педагог – близкий взрослый, компенсирующий нарушения детско- родительских отношений.
|
10
|
6
|
6,58%
|
Острые негативные переживания при субъективном восприятии ответной реакции педагога как несоответствующей ожиданиям.
|
11
|
Примечание: r2 – процент объясненной дисперсии.
Стоит отметить, что полученная сгруппированность пунктов в факторах продемонстрировала «наслоение» симптоматики и различных проявлений ЭЗ, о котором упомянуто выше, поскольку в некоторых шкалах, выделенных в ФА, обнаруживались пункты из разных первоначальных семи шкал. При этом все шкалы ЭЗП достоверно коррелируют с общим баллом в диапазоне от 0,68 до 0,80 (при р≤0,01).
В графическом варианте можно представить содержание итоговых 6 шкал ЭЗП и в целом многомерной природы явления ЭЗ так, как на Рисунке 1.
Серые круги на Рисунке 1 – различные психологические и физиологические факторы, обуславливающие возникновение ЭЗ от педагога, также ее разнообразные проявления в поведении, патологические состояния, коморбидные с ЭЗ. Темный круг в центре – ЭЗ, как совокупность вышеперечисленного, отражающий ее многомерную природу и механизм формирования. Заштрихованные области – признаки, по которым можно оценить выраженность ЭЗ от педагога у подростка с помощью ЭЗП, те многоаспектные характеристики ЭЗ, которые ярко прослеживаются в поведенческих и эмоциональных реакциях зависимого подростка.
Итак, ЭЗП является многомерным опросником, поскольку конструкт ЭЗ является неоднозначным по этиологии, особенностям реализации в поведении, а также относительно границы норма/патология. Это обусловило интерпретацию нескольких факторов при анализе внутренней структуры ЭЗП, помимо установления их значимости. Также стоит отметить высокую надежность по внутренней согласованности ЭЗП (α=0,84).
Кроме того, нами была предпринята попытка определить основополагающие факторы ЭЗП – в первую очередь характеризующие наличие выраженной ЭЗ от педагога с помощью уравнения квадратичной регрессии. Установлено, что шкала 2 (независимая переменная) объясняет 32%
дисперсии в
распределении баллов
по
шкале 1, 70% – по шкале 3, 43%
– по шкале 4. Шкала 4 (независимая переменная) объясняет 54% дисперсии
в распределении баллов по шкале 2, 48% – по шкале 3. Таким образом, можно предположить, что в основе формирования ЭЗ от педагога лежит две основных составляющих – индивидуально-личностные особенности подростка и специфика его психофизиологической организации.
В заключении отметим, что далее нами будет стандартизироваться опросник ЭЗП на выборке учащихся среднеобразовательных школ г.Санкт-Петербурга. Также будет продолжено исследование этиологии ЭЗ от педагога у девушек подростково-юношеского возраста.
Список литературы
1. Бек
А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии[Текст]/А.Бек, А. Фримен.- СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст] /Б.С. Братусь.- М., 1988.-301 с.
3. Дереча В.А. Человек в поисках острых ощущений. О видах
и механизмах личностной зависимости [Текст] / В.А. Дереча.- Оренбург, 2001. - 120 с.
4. Казикова Е.П.,
Зверева С.В. Проблема эмоциональной зависимости девушек подростково-юношеского возраста от педагога // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XVI студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – № 1 (16). – С. 196-208/ [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
5. Казикова Е.П., Зверева С.В. Эмоциональная зависимость девочек подростково-юношеского возраста от педагога как психологический и патопсихологический феномен [Электронный текст] / Е.П. Казикова, С.В. Зверева // Universum: Психология и образование: электрон.научн. журн.-2014.-№ 5(6). URL: http://www.7universum.com
6. Комер Р.Патопсихология поведения [Текст] / Р. Комер.-4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-пресс, 2005. - 638 с.
7. Короленко Ц.П.,
Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия[Текст] /Ц.
П.Короленко, Н. В. Дмитриева. - М.: Академический Проект, «Деловая книга», 2000. - 460 с.
8. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)[Текст] / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова
// Вестник клинической психологии [Текст]. - 2003. - Т. 1. - № 2. - С. 153-158.
9. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии[Текст] /Н. В.Репина. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - 480 с.
10. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников[Текст] /В.В. Шабалина. - СПб., 2001. - 176 с.
11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени[Текст] / К. Хорни. -М.:Айрис-пр.,2004.-464с.
12. Faith, Chasidy (2009) "Dependent Personality Disorder: A Review of Etiology and Treatment". Graduate Journal of Counseling Psychology: Vol. 1: Iss. 2, Article 7.