Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Прогнозирование профессиональной успешности специалиста еще до начала его профессиональной деятельности можно определить как составление обоснованного вероятного прогноза его будущего профессионального становления, роста и успешности в профессиональной деятельности. В разработке системы прогнозирования можно выделить следующие этапы:

1.      Анализ психологической составляющей профессиональной деятельности, который позволяет выделить детерминанты успешности деятельности. Детерминанты могут включать в себя как профессионально важные качества сотрудника, так и факторы, влияющие на профессиональную успешность.

2.      Подбор психодиагностического инструментария, направленного на диагностику выявленных детерминант.

3.      Разработка критериев объективной оценки профессиональной успешности. Критерием выступает то, что должно быть спрогнозировано. Внешний критерий выбирается в результате психологического анализа профессиональной деятельности. Также для разработки критерия возможно использование субъективных методов оценки, например метод экспертной оценки.

4.      Эмпирическим путем, с помощью психодиагностических методик необходимо выделить предикторы, которые будут влиять на внешний критерий.

5.      Оценка степени влияния предикторов на внешний критерий с помощью статистических методов. Несмотря на разнообразие статистических методов, которые возможно применять в прогнозировании, наиболее часто используется модель регрессионного анализа, особенно при составлении прогноза успешности будущего сотрудника в профессиях особого риска. Множественный регрессионный анализ позволяет изучить силу влияния предикторов, или независимых переменных на зависимую переменную.

На примере работы по прогнозированию профессиональной успешности сотрудников профессий особого риска, можно поэтапно изучить процесс применения регрессионного анализа для разработки прогноза.

На первом этапе был использован регрессионный анализ экспертных оценок для того, чтобы выяснить, какая из детерминант имеет наибольшее значение для профессиональной успешности.

На втором этапе исследования регрессионным анализом оценивалась информативность психодиагностических методик, которые использовались для распознавания выявленных в ходе исследования качеств профессиональной успешности.

В своей работе мы рассматривали прогнозирование профессиональной успешности на примере бортпроводников. В исследовании участвовало о 40 бортпроводниц авиакомпаний «Utair» и «Руслайн», со стажем работы от 3 до 5 лет и возрастом 25-30 лет.

Проанализировав составляющие профессиональной деятельности бортпроводников, изучив различные аспекты их профессиональной деятельности, основываясь на экспертной оценке, мы выделили качества, которые считаем необходимыми для успешного овладения профессией: уравновешенность, способность к эмпатии и рефлексии, самоконтроль поведения, стрессоустойчивость, гибкость в общении, самопринятие и принятию других людей, дипломатичность, интеллект и осведомленность. В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1.   Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

2.   Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

3.   «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко

4.   «Шкала психологического благополучия Рифф» (Версия Лепешинского) Эмпирическое исследование включало в себе несколько этапов:

1.      Экспертная оценка в форме ранжирования личностных качеств, необходимых бортпроводнику для успешной деятельности и выявленных в ходе контент-анализа. В роли экспертов выступили бортпроводники со стажем работы от 5 до 12 лет, а именно: старшие бортпроводники, бригадиры и инструкторы. Им предлагался опросник, где необходимо было проранжировать личностные качества бортпроводников. В ходе ранжирования экспертами было выявлено, что наиболее ценными личностными качествами у бортпроводников являются стрессоустойчивость, дипломатичность, способность к эмпатии, стремление к саморазвитию.

2.      Учитывая полученные данные, мы подбирали психодиагностические методики, направленные на диагностику данных качеств.

3.      На третьем этапе проводился опрос экспертов. Экспертам было предложено заполнить опросник, основанный на методике «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, на каждого из своих подчиненных, в котором на основании предложенных качеств они оценивали удовлетворенность от работы конкретного бортпроводника. В опроснике приведены семь качеств,  каждое из которых  определяется десятью словами- синонимами. На первой стадии этого этапа нам нужно было выявить влияние этих качеств на социометрический статус. Для этого мы использовали формулу множественной регрессии, где предикторами выступают  семь оценочных качеств, а внешним критерием – социометрический статус сотрудника (СС). На второй стадии мы проводили повторный регрессионный анализ, где внешним критерием являлись качества, выделенные на предыдущей стадии, а предикторами – личностные качества, выделенные на втором этапе исследования.

В результате обратного пошагового метода линейного регрессионного анализа было получено следующее уравнение множественной регрессии:

СС = 6,618 + 0,115 * УС + 0,578 * ОР + 0,317 * НК + 0,766 * ЛК + 0,544 * ОЛ

где: СС – прогностический показатель социометрической оценки по пятибалльной шкале; УС – показатель «Умственные способности; ОР – показатель «отношение к работе; НК – показатель «Нравственные качества»; ЛК–   показатель «Лидерские качества; ОЛ – шкала «Отношение к людям.

Коэффициенты предикторов, а также их корреляционная зависимость с социометрическим статусом определяют степень влияния предикторов на распознаваемый показатель.

Как мы видим, у всех из значимых качеств прослеживается положительная корреляционная зависимость с социометрическим статусом (Табл.1). Можно говорить о том, что предпочтительными являются высокие показатели по этим шкалам. Предиктор «лидерские качества» имеет наибольший значимый коэффициент (0,766).

 

Таблица 1 Результаты корреляционного анализа между переменными опросника экспертов по коэффициенту r- Спирмена.

соц.оценка

ФР

УС

ОР

НК

Х

ЛК

ОЛ

соц.оценка

ФР

-0,18

УС

0,49**

0,06

ОР

0,64***

-0,07

0,51**

НК

0,49**

-0,3*

0,34*

0,49**

Х

-0,23

-0,39*

0,52**

0,37*

0,3

 

 

ЛК

 

 

0,44*

 

 

0,52**

 

 

0,31

 

 

0,27

 

 

-0,13

 

 

-0,11

ОЛ

0,52**

-0,18

0,41*

0,55**

0,77***

0,32

-0,16

 

Для распознавания шкал «умственные способности», «отношение к работе», «нравственные качества», «лидерские качества», «отношение к людям» мы повторно применили регрессионный анализ, в результате которого получили уравнения множественной регрессии, в котором предикторами являлись шкалы методик. Тем самым мы оценили вклад каждой методики в распознаваемый показатель.

По итогам регрессионного анализа, использованного для выявления влияния качеств, наличие которых у бортпроводника, по мнению экспертов, способствует успешности профессиональной деятельности сотрудника на социометрический статус, который оценивался по результатам ответа на вопрос: «Если бы Вам предложили формировать новое аналогичное подразделение, взяли бы Вы оцениваемого сотрудника с собой?», а также корреляционного анализа, для выявления взаимосвязи этих показателей, было выявлено, что психологическими детерминантами, определяющими профессиональную успешность, являются: стрессоустойчивость, эмпатические способности, коммуникационные и организаторские способности, а также стремление к личностному росту.

При определении влияния шкал методик на значимые показатели по опроснику экспертов, мы установили, что шкалы по методикам КОС, «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, «Шкала психологического благополучия Рифф» оказывают значимое влияние на такие показатели как «отношение к работе», «нравственные качества», «отношение к людям».

 

Список литературы

1.      Абгарян М.А. Прогнозирование профессиональной успешности в рекрутменте выпускников гуманитарных направлений // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 12 – c. 51–54.

2.      Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Красов Д.А. Прогнозирование  профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний России. / Б.Г. Бовин, А.В. Кокурин, Д.А. Красов //Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2010. -№2. – с. 18-47

3.      Булка А.П. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечеткой нейронной сети: диссертация. – Санкт-Петербург, 2005. –180 с.

4.      Миллер Скотт. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. - 174 с.

5.      Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Академия, 2007. - 384.

6.      Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Ред. Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Раков А.М. – Москва 2014. - 532 с.