Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИДЕР В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ: РОЛИ И ФУНКЦИОНАЛ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малая она благодаря своей малочисленности, а социальная, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда. Также, один из признаков команды, которым не обделена и спортивная команда – общая цель: достижение успехов в своем виде спорта.

Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована, и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой [4].

Актуальность вопроса лидерства в спортивной команде заключается в том, что знание социально- психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива.

Цель нашей работы – выявить и проанализировать роль лидера в деятельности спортивной команды.

Для достижения данной цели было решено использовать метод теоретического анализа литературы, а конкретнее: произвести анализ литературы о феномене «лидерство», выявить особенности феномена «лидерство» в спортивной деятельности и выявить основные функции лидера в спортивной команде.

Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления. Так начали формироваться концепции происхождения лидерства: «теория черт»[7] – значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р.  Стогдилл, которые пытались определить набор качеств необходимых лидеру; «ситуационная теория» [7] – своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д. МакГреггор, К, Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» [2] – явилась своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана.

Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального, которые стали традиционные для социальной психологии [1].

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер – это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели [6].

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.

В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать  в управлении спортивной командой  у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой [2].

Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационная, информационная и воспитательная [5].

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам.  Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

1.      Роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи. Деловой лидер более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение четко сформулированных задач, в этих ситуациях хорошо организует работу и распределяет обязанности. Но, мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует личными интересами и спокойствием членов группы ради достижения успеха в делах [3].

2.      Роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Эмоциональный лидер заботлив, внимателен в межличностных отношениях, может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача. Эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений. Но менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием [3].

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские роли выполняет один спортсмен [5].

Таким образом, в ходе теоретического анализа мы выявили, что спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Проведя теоретический анализ литературы, мы можем сделать вывод, что лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений  между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

Таким образом, в спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать, но нередко обе роли (роль делового лидера и роль эмоционального лидера) успешно реализует одна личность.

 

Список литературы

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.

2.      Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).

3.      Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.

4.      Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.

5.      Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.

6.      Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149

7.      Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.