Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАНТОВ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современном мире количество людей по разным причинам меняющих место жительства постоянно увеличивается, и в настоящее время, значительную его часть составляют вынужденные мигранты − беженцы и вынужденные переселенцы [5,7,8].

Известно, что в ХХ веке миграции из стран Азии и Африки в Европу, Северную Америку, Австралию приобрели массовый характер. Поэтому, начиная примерно с 50-60 гг., американские, австралийские, английские психологи стали заниматься исследованиями причин и мотивов миграций, психологических проблем адаптации мигрантов к другой культурной и природной среде, изучением психологических особенностей у мигрантов [9].

В отечественной науке вопросы психологии вынужденной миграции до начала 90-х гг., практически не разрабатывались. Однако, когда вследствие сложной демографической ситуации связанной со снижением рождаемости и увеличением смертности населения образовался дефицит кадров на рынке труда, эта проблематика закономерно приобрела актуальность и для Российской Федерации. На сегодняшний день, в значительной мере, изменяющиеся потребности этого рынка удовлетворяет миграционный приток населения из стран Средней Азии и Закавказья в Россию [2,3,4].

На территории Республики Хакасия традиционно основную долю от общего количества прибывших иностранных граждан составляют граждане СНГ,  а миграционный поток характеризуется относительной стабильностью. Так, в 2013 году из Узбекистана прибыло 4634 человека или 39% от общего количества поставленных на миграционный учет (4447 человек в 2012 году), из Кыргыстана – 2200 человек (18,5%), Таджикистана – 1432 человек (12%), Казахстана – 350 (2,9%), Азербайджана – 483 (4.1%), Армении – 291 (2,4%). Очевидно, что в основе миграционных процессов лежат мотивы социально-экономического характера, связанные с желанием получить материальную и/или моральную выгоду от переезда на новое место. По состоянию на 30.09.2013 года в республике на основании разрешения на временное проживание проживает 1133 иностранных гражданина, а также − лица без гражданства. Наблюдается увеличение количества оформленных видов на жительство, что является одним из этапов получения гражданства Российской Федерации.

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция влияет на экономическую ситуацию и социально-политические процессы, вносит коррективы в жизнь регионов [3]. По данным наблюдений специалистов, процесс адаптации мигрантов к новой культуре связан с большими сложностями [8]. Причем проблемы возникают не только у мигрантов, но и у местных жителей. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем, сталкиваясь в новых условиях жизнедеятельности с объективными трудностями, возможность преодоления которых напрямую зависит от их субъективных качеств и способностей.

В Республике Хакасия, как и во многих других регионах России, адаптация мигрантов относится к числу особо актуальных вопросов, требующих научного анализа и практического решения. Острота проблемы и ее социальная значимость обусловили организацию данного исследования. В соответствии с целью работы − выявить личностные особенности, способствующие социально-психологической адаптации мигрантов из стран Средней Азии, была сформирована выборка, первоначально включающая 60 человек. В качестве испытуемых были привлечены "трудовые" мигранты из Средней Азии, уроженцы Узбекистана. На основе данных анкеты, направленной на выявление социо-демографических характеристик, установлено. Все участники исследования − мужчины; приехали из Узбекистана в Хакасию с одной целью − найти работу. Средний возраст мужчин составил 38 лет. 35% − не женаты; 65% − женаты. Все мигранты имеют среднее образование, владеют русским языком, на уровне разговорного. Следует отметить, что 45% мигрантов хотели бы им овладеть в совершенстве. Религиозное исповедание: ИСЛАМ. Респонденты отмечают, что проблемы, возникающие у них, связаны с разными аспектами жизнедеятельности на новом месте: жильѐ, гражданство, работа, языковой барьер. 35% мигрантов сожительствуют с кем-то, 65% − арендуют жильѐ. Все участники исследования заняты в сферах, где выполняют тяжѐлую физическую работу.

Для выявления личностных особенностей, способствующих социально-психологической адаптации мигрантов, был использован комплекс психодиагностических методик. Изучение особенностей социально- психологической адаптации проводилось по методике «Диагностика социально-психологической адаптации»

К. Рождерса, Р. Даймонда. Личностные особенности исследовались с помощью «Стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ (Л.Н. Собчик) по следующим шкалам: плохая приспособляемость (70 шкала), шкала социальной ответственности (шкала 174), отношение к работе (211 шкала), осознанная выраженная враждебность (99 шкала).

В начале нашего исследования мы выявили уровень социально-психологической адаптации мигрантов. На основании полученных данных среди участников эксперимента были выделены респонденты с высоким и низким уровнем социально психологической адаптации. В дальнейшем они были разделены на две группы. Результаты представлены в Табл.1.

Таблица 1 Сравнительная характеристика уровня социально-психологической адаптации мигрантов на территории Республики Хакасия (в %)

 

Мужчины-мигранты

 

Уровень адаптации

 

Адаптированные мигранты

 

76,3% (22 человека)

Мигранты со сниженным и низким уровнем адаптации

23,7% (18 человек)

 

Как  показано  в  Табл.1,  мигранты  двух  групп  значительно  отличаются  по  уровню  социально- психологической адаптации (U=,000 при *p<0,01).

Так же при исследовании социально-психологической адаптации были получены результаты, которые представлены в Табл.2.

Таблица 2 Результаты сравнительного анализа характеристик социально-психологической адаптации мигрантов из Средней Азии

Группы

 

 

Шкалы

 

1 группа – мигранты с высоким уровнем адаптации

 

2 группа – мигранты с низким уровнем адаптации

 

Уровень значимости р

 

Адаптивность

 

47

 

45

 

Самоприятие

 

32

 

29

 

Приятие других

 

98

 

94

 

Эмоциональный комфорт

100

92

 

Интернальность

 

66

 

65

 

Стремление к доминированию

45

55

0.002**

*   ‒ различия на уровне р≤0,05; ** ‒ различия на уровне р≤0,01

 

Данные, представленные в Табл.2, позволяют отметить, что по подавляющему большинству шкал, показатели мигрантов с высоким уровнем адаптации превосходят результаты мигрантов с низким уровнем. У них в большей степени выражены − интернальность, самопринятие и принятие других, что повышает эмоциональный комфорт и адаптивность. Они способны переориентироваться на требования, предъявляемые в новых условиях, легче привыкают к переменам, нежели группа с низким уровнем адаптации. Однако, выявленные различия не достигают уровня статистической значимости.

Статистически значимые различия между мигрантами с разным уровнем адаптации были выявлены по показателю «стремление к доминированию», он более выражен в группе низким уровнем адаптации и определяет склонность к соперничеству в межличностных отношениях, стремление подавлять другого человека, проявление открытой агрессии в поведении у мигрантов с низким уровнем адаптации.

Показатели по шкалам методики СМИЛ, мигрантов с высоким и низким уровнем адаптации представлены в Табл.3.

   Таблица 3 Результаты сравнительного анализа личностных качеств мигрантов из Средней Азии по методике СМИЛ

 

Группы Шкалы

 

1 группа – мигранты с высоким уровнем адаптации

 

2 группа – мигранты с низким уровнем адаптации

 

Уровень значимости р

Общая плохая

приспособляемость

3.85

5.8

0.001**

Социальная ответственность

5.95

5.85

Отношение к работе

5.85

4.85

Осознанная выраженная

враждебность

 

4.1

 

5.9

 

0.004**

*   ‒ различия на уровне р≤0,05; ** ‒ различия на уровне р≤0,01

 

У респондентов с высоким уровнем адаптации в большей степени, чем у представителей с низким уровнем адаптации выражены такие личностные особенности как: «социальная ответственность» и «отношение к работе», что свидетельствует о том, что мужчины с высоким уровнем адаптации обладают выраженными показателями социальной ответственности, положительным отношением к работе и дружелюбием. Статистический анализ полученных данных позволил обнаружить значимые различия между представителями групп с высоким и низким уровнем адаптации по следующим качествам: «Общая плохая приспособляемость» и «Осознанная выраженная враждебность». Это позволяет констатировать тот факт, что мигранты с низким уровнем сложнее адаптируются в новых условиях и медленнее привыкают к переменам, в межличностных отношениях более враждебно настроены и агрессивны с окружающими.

Таким образом, результаты проведенного исследования личностных особенностей мигрантов с разным уровнем социально-психологической адаптации показали, что мигранты с высоким уровнем свободнее ориентируются в новых условиях и привыкают к переменам. Они принимают других людей, а также ожидают позитивного отношения к себе окружающих. Для них характерны позитивная самооценка, самоодобрение, доверие к себе, положительные эмоции, ощущение, того, что происходящие события являются результатом их деятельности, благополучия в жизни. Они дружелюбны, обладают положительным отношением к работе, выраженными показателями социальной ответственности.

У мигрантов с низким уровнем адаптации наиболее выраженными характеристиками являются стремление к доминированию в межличностных отношениях, враждебный настрой к окружающим, плохая  общая приспособляемость.

 

Список литературы

1.      Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий // Полис. - 1999. -№ 5.

2.      Витковская Г.С. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции // МОМ. - М., 2004.

3.      Глазырин В.В. Труд иностранцев в России. – М.: Юридический дом Юстицинформ, 2007.

4.      Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран Средней Азии и Казахстана в России // Этническая психология и общество. - М., 1997.

5.      Зайончковская Ж.А. Россия: миграция в разном масштабе времени. – М., 2005.

6.      Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 9.

7.      Прудникова Т.Н. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность.Теоретико-методологические аспекты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

8.      Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - М, 2003.

9.      Попов А.Н., Суворова Н.Н. Миграционный потенциал//Миграция. - Вып.2. - М.: ФМС РФ, 2008.