Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Раннее детство – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека. В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и подготовке детей к полноценной жизни в обществе». Очередной задачей общественного воспитания стало введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Эксперимент, проводимый Министерством образования РФ, показал, что наиболее востребованными в данном направлении оказались группы кратковременного пребывания (ГКП) детей раннего возраста в детском саду.

Организовывая в 2006 году группу кратковременного пребывания  на базе ДС №173 «Василёк» г.о.Тольятти, мы, прежде всего, ориентировались на то, что раннее развитие ребёнка – это не просто мода в родительской среде, это новая философия нашего времени.

Наиболее быстро ребёнок развивается в первые три года жизни. В этот период семье необходима квалифицированная помощь по разностороннему развитию ребёнка, которую мы предлагаем в рамках ГКП еще до поступления в сад. Именно в этот период ребёнок активно растёт, обогащает свои знания и опыт, а также создаются предпосылки для будущей готовности дошкольника к обучению.

Для работы с детьми были выделены следующие приоритетные направления:

·    обеспечить ребёнку комфортную социализацию в новом сообществе детей и взрослых, его развитие по всем основным направлениям (познавательное, физическое художественно-эстетическое, эмоционально- личностное);

·    обеспечить родителей психолого-педагогическими знаниями об особенностях раннего развития и воспитания детей, помочь получить конкретные навыки общения с ними.

Опыт работы групп кратковременного пребывания на базе нашего детского сада был обобщен в методическом пособии «Самостоятельные детки», целью которого является оказание всесторонней помощи родителям, педагогам в организации работы с детьми раннего возраста.

В методическом пособии разработаны конспекты комплексных занятий-встреч на год (с сентября по май). Весь предлагаемый материал  построен в  форме тематического планирования, виды деятельности в  каждом месяце объединены одной темой: «Игрушки» (сентябрь), «Овощи. Фрукты» (октябрь), «Одежда» (ноябрь), «Транспорт. Новый год. Ёлка» (декабрь), «Домашние животные» (январь), «Дикие животные» (февраль), «Мама. Цветы» (март), «Мебель, посуда» (апрель), «Птицы. Насекомые» (май). Встречи проводятся в групповой форме по 8-10 детей раннего возраста (от двух до трех лет) вместе с мамой или другими близкими людьми. Продолжительность и периодичность встреч зависит от запроса родителей.

В организации ранней помощи детям и родителям главными задачами для нас являются:

1.        Формирование коммуникативных навыков общения со взрослыми и сверстниками, умения устанавливать эмоциональный контакт в атмосфере психологического комфорта.

2.   Обогащение речи детей, их словаря.

3.   Формирование представлений о предметах и объектах окружающего мира.

4.   Развитие общей и мелкой моторики.

5.   Обогащение знаний о свойствах, признаках предметов, умение пользоваться получаемой полисенсорной информацией в различных видах деятельности.

6.   Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

7.     Обеспечение психолого-педагогической поддержки семье, повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования и укрепления здоровья.

8.        Выполнение социального заказа родителей: обеспечение полноценного развития детей, их социализации.

Работа в ГКП организована на основе общедидактических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка раннего возраста и успешную подготовку его к дошкольному учреждению.

Ведущая роль на занятиях отводится предметной деятельности и общению со взрослыми. В содержание образовательной деятельности мы включили дидактические игры, развивающие задания, пальчиковые гимнастики, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, упражнения и задания с участием различных анализаторов.

Каждая встреча начинается с приветствия, целью которого является создание положительного эмоционального настроя в группе, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребёнка. Во время приветствия на начальном этапе мы обучаем ребёнка в процессе общения с педагогом фиксировать взгляд на лице взрослого, вызывать у него улыбку. Когда малыш освоит эмоциональные способы общения, начинаем формировать невербальные: при встрече протягивать руку, посылать воздушный поцелуй.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Систематические пальчиковые гимнастики перед занятием по развитию речи являются мощным средством повышение работоспособности головного мозга. Во время проведения пальчиковых игр для улучшения максимального эффекта мы используем упражнения на сжатие, растяжение и расслабление кисти, изолированные движения каждого из пальцев. Игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев, развивая их подвижность и гибкость. В целях совершенствования подражательной способности детям предлагают пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пройденный материал они закрепляют с родителями дома.

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети знакомятся с предметами ближайшего окружения. Словарный запас обогащается обобщающими понятиями, такими как игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт и т.д.

Важно в первую очередь показать функциональное назначение предметов: «Покажи, чем будем кушать, из чего будем пить?», «Покажи, где куртка. Куртку одеваем, когда идём гулять». Затем учим детей соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинках: «Покажи на картинке, где такая игрушка», «Принеси такую же игрушку, как на картинке» и т.д. Знакомим детей с домашними и дикими животными, птицами, насекомыми, формируем умения выделять характерные и отличительные особенности, различать их по внешнему виду и способам передвижения. Рассказываем: «Вот птичка, она летает. Посмотри, как крылышками машет. Вот кошка, она бегает. Там лягушка прыгает, квакает». Занятия по сенсорному развитию проходят по трём направлениям: развитие зрительного восприятия цвета, формы и величины. Малыши с интересом нанизывают разноцветные бусы для куклы, раскладывают зёрнышки для птичек и морковки для зайчиков, складывают овощи и фрукты из частей, собирают матрешки и т.д.

Социально-эмоциональное развитие является одним из важнейших факторов в формировании коммуникативных навыков ребенка раннего возраста. С помощью подвижных и дидактических игр мы развиваем у детей внимание и интерес к сверстнику, формируем навыки общения, чувство уверенности в окружающей среде. Во время театральных постановок воспитываем у малыша внимательность, усидчивость, формируем навыки понимания текста.

В процессе продуктивных видов деятельности малыши рисуют, лепят, выполняют аппликации самостоятельно и вместе со взрослыми. С особым интересом работают кистями, пальчиками, тампонами, с удовольствием используют готовые формы, трафареты, силуэтные картинки. Много радости приносит лепка из соленого теста и последующее обыгрывание поделок.

Педагог, работающий в группе кратковременного пребывания, самостоятельно определяет время сменяемости данных видов деятельности в зависимости от интереса детей, степени усвоения материала, потребности.

Организация ранней помощи детям и родителям, несомненно, имеет свои положительные стороны, является важным для гармоничного развития дошкольника 2-3 лет, так как обеспечивает чувство психологической защищенности и доверия к окружающему миру. Как показывает наш опыт, такая форма работы с малышами пользуется достаточно большим спросом среди населения. Дети, поступающие в дошкольное учреждение после группы кратковременного пребывания, легче адаптируются к нему, становятся более активными, развитыми и самостоятельными. Меняются и формы взаимодействия педагога с родителями, так как сами родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.



Список литературы

1.      Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер- М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

2.      Компанцева, М.А. Самостоятельные детки (методическое пособие по организации работы групп кратковременного пребывания «Вместе с мамой» с детьми 2-3 лет) / М.А. Компанцева, Л.В. Сергеева, Т.В. Лапшина, Ю.А. Мирная, Н.В. Кобзарь, О. Н. Перевозкина – Тольятти: 2011. – 300 с.

3.      Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.: ил.

4.      Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.