28 января 2017г.
Сегодня приоритетной задачей РФ является задача формирования нового поколения обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., разделяющего традиционные нравственные ценности. Основой решения этой задачи является воспитание детей, в этой связи была разработана стратегия развития воспитания на период до 2025 года [8]. Согласно стратегии, основными направлениями государственной политики в области воспитания детей являются: поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение родителей.
Конец XX начало XXI вв. ознаменованы стремительным развитием информационных технологий. Человечество ступило на новый виток развития – постиндустриальное или информационное общество, что повлияло на все сферы человеческой жизни. Сегодняшние реалии требуют от индивида непрерывности образования («образование в течение всей жизни»). Непрерывное образование становится требованием времени и залогом успешной жизни в современном обществе. Необходимость получения все новых знаний проникла во все сферы человеческой жизни – профессиональную, общественную и семейную.
Современная семья претерпела существенные изменения: психологи отмечают дисфункцию семьи, неосознанное родительство, снижение родительской ответственности в вопросах воспитания детей. Современные семьи по большей части нуклеарные, что свидетельствует о дистанцировании старшего поколения от воспитательной функции. Растет процент альтернативных и нетрадиционных семей, семей в которых у двоих супругов в приоритете карьерный рост. Все это указывает на потребность семьи в разносторонних педагогических и психологических знаниях.
Современная наука, обогащенная новыми знаниями о развитии детей, доказала безоговорочное влияние семьи на становление личности ребенка. Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка и именно она наделена определенными компетенциями, т.е. правами и обязанностями в воспитании и образовании своих детей, что подтверждается рядом государственных документов, в первую очередь Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Семейным кодексом РФ». В данных документах указывается, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны заботиться, о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Это требует от них высокого уровня педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей.
На современном этапе развития общества педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, в ней отражается весь опыт предыдущих поколений в воспитании и обучении детей. Педагогическая культура является фундаментом всей воспитательной деятельности родителей, от степени владения педагогической культурой зависит успешность семейного воспитания детей. Педагогическая культура – это результат потребности человечества в накоплении и передаче социального опыта детям, с тем, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни.
В педагогике педагогическая культура чаще всего рассматривается со стороны профессиональной деятельности педагога. Исследователи Е.В. Бондаревская, Л.М.Митина, В.А. Сластенин и др. рассматривают педагогическую культуру как основу профессиональной деятельности педагога. Они обращают внимание на такие ее значимые элементы, как гуманное отношение к детям, демократический стиль общения, глубокие профессиональные познания, знание специальных наук о человеке, владение педагогической психологией, педагогический такт.
Если в трактовке педагогической культуры исследователи практически едины, то в трактовке психолого-педагогической культуры родителей современные авторы дают различные формулировки. Так, В.Н. Дружинин [4] за основу берет ценностные ориентации семьи, которые и определяют цели и пути воспитания детей. Т.Н. Доронова [3], Т.А. Куликова [6] и Е.И. Наседкина [7] делают акцент на признании родителями ответственности за воспитание своих детей, обращают внимание на практические умения родителей взаимодействовать с ребенком, указывают на возможность плодотворной связи семьи с другими социальными институтами (ДОО, школой, медицинскими учреждениями и др.) Согласно Т.А. Данилиной [2] еще одним фактором, влияющим на эффективность воспитательного потенциала семь и, является степень осознания родителями, целей воспитания, совпадающих с социальным запросом. Е.В. Бондаревская [1] делает упор на способность родителей к воспитанию ребенка с учетом его интересов, на гуманное отношение взрослых по отношению к детям, на личностные качества родителей, уровень их образования, педагогические знания, умения и опыт, на внутрисемейные традиции.
Обобщая все вышесказанное, психолого-педагогическую культуру родителей можно обозначить как:
- умение разумно и сознательно выполнять обязанности по воспитанию детей;
- способность осознать всю ответственность за воспитание и образование детей;
- к этому необходимо добавить наличие педагогического опыта и практических умений взаимодействия с собственными детьми;
- наличие последовательности и согласованности действий между семьей и общественными институтами в
вопросах воспитания детей;
- наличие способностей к эмпатии, рефлексии и самоконтролю.
Характерными чертами современного семейного воспитания являются: непрерывность, продолжительность и устойчивость. Если воспитательное воздействие родителей правильное и вовремя начато в раннем и дошкольном возрасте, то оно положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. В противовес, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей в дошкольном детстве, отрицательно скажется в их дальнейшей жизни.
Большинство авторов (Е.А. Арнаутова, O.JI. Зверева, O.A. Карабанова, В.М. Целуйко и др.), рассматривая проблемы современных семей, совпадают во мнении, что уровень педагогической культуры родителей недостаточен для полноценного воспитания детей, объясняется это рядом факторов: государственной семейной политикой, экологией, социальным статусом, уровнем образованности, материальным положением семьи.
Однако самые часто встречающиеся ошибки семейного воспитания таятся в недопонимании родителями самого ребенка, в незнании особенностей, и направлений развития детей; отсюда — неспособность педагогически грамотно организовать процесс семейного и домашнего воспитания (Е.П.Арнаутова, Т.А.Даниила, О.Л.Зверева, А.Д.Кошелева, O.A. Шагарева и др.).
Сегодня, одной из актуальнейших задач является задача по повышению роли родителей в воспитании детей. Ясно, что результативность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. Большой вклад в дело психолого-педагогического просвещения родителей могут внести общественные институты воспитания, в том числе и дошкольные образовательные организации, главное преимущество которых – оперативная обратная связь с родителями. Сегодня педагог ДОО может систематически оказывать практическую помощь семье в деле воспитания ребенка, организовывать обмен положительным опытом семейного воспитания между родителями, активно привлекать родителей в образовательный процесс.
Практика показывает, что не все современные педагоги готовы к такому взаимодействию. Основными проблемами в деле сотрудничества с родителями воспитанников являются: неумение установить контакт с семьей, отсутствие коммуникативных и поведенческих умений, отсутствие у педагогов мотивационной установки на сотрудничество, преобладание тактики воздействия на родителей, а также отсутствие ориентации на индивидуальный результат. Это говорит о недостаточной профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с семьей. Помочь преодолеть эти трудности может система повышения квалификации педагогов в русле методической работы [5]. Значимость этой работы заключается в том, что педагоги смогут приобрести познания из различных областей знаний о человеке, эти умения можно будет непосредственно использовать в деле, педагоги смогут осознать всю важность и необходимость в самообразовании и в самостоятельной поддержке уже полученных знаний и умений.
По утверждению Т. Н. Кротовой [5] современный педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности должен обладать следующими качествами:
- устойчивой потребностью к самосовершенствованию в сфере общения с родителями;
- признавать роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
- стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
- обладать высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
- проявлять внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;
- владеть знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- обладать развитыми коммуникативными навыками.
Педагог ДОО должен постоянно развиваться, овладевать методами и приемами изучения семей, умело использовать всевозможные практические формы взаимодействия с родителями, содержание педагогического просвещения родителей определять задачами современного общества и самое главное - это виртуозно владеть принципами работы со взрослыми людьми. В работе с родителями педагог должен учитывать то, что ведущая роль во взаимодействии принадлежит родителям, педагог только оказывает помощь в выявлении проблемы, в систематизации имеющегося у родителей педагогического багажа знаний и в его пополнении.
Показателями положительной результативности взаимодействия педагогов с родителями являются:
- отношение к родителям как единомышленникам;
- отказ от обвиняющей позиции педагога;
- доброжелательное отношение ко всем субъектам воспитательно-образовательного процесса;
- заинтересованность педагога во взаимодействии, вместо формального общения с родителями;
- умение оказывать конкретную помощь семье;
- взаимодействие с родителями должно носить системный характер.
Таким образом, целенаправленная организация процесса взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников с целью психолого-педагогического просвещения родителей — одна из актуальнейших задач современной педагогической практики. В настоящее время идут активные поиски путей оказания социально-педагогической помощи семье, создания моделей повышения психолого- педагогической культуры родителей в условиях детского сада.
Взаимодействие семьи и дошкольных образовательных организаций основывается на понимании взаимодополняемости двух воспитательных институтов, подразумевает их обоюдную активность, что позволяет считать их субъектами рассматриваемого процесса. Повышение психолого-педагогической культуры возможно при ряде условий, когда взаимодействие семьи и детского сада осуществляется как специально организованные целенаправленные процессы, в ходе которых развиваются, изменяются все участники взаимодействия.
Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях / Введение в педагогическую культуру. - Ростов-н-Д.: РГПИ,1995.-С. 47-61.
2. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1- № 2.
3. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 199 с.
5. Кротова, Т.В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 108-122.
6. Куликова, Т. А. Взаимодействие детского сада и семьи: традиционные и новые подходы // Традиции и современность: выпуск четвертый / под ред. А.Д. Шатовой. - М.: МИОО, 2001. - С.33- 39.
7. Наседкина, Е.И. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1979.- 19 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html