Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МАЛОЧИСЛЕННОМ КЛАССЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
д. Туендат
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

В статье рассматривается вариант дифференцированного обучения в малочисленном классе малокомплектной сельской школы посредством учебных карт.

Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, малочисленный класс, дифференцированное обучение, учебная карта.

Сельская школа. Уютные маленькие классы, самые добрые и ласковые дети. Любимый предмет и работа. И, кажется, что этого достаточно, чтобы научить 5-6 учеников одного класса математике, но за 38 лет работы в малочисленной малокомплектной школе наблюдаю, какие трудности преодолевают учителя, чтобы сконструировать тот самый современный урок, который и развивает и обучает и воспитывает.

Опыт работы в сельской школе показывает, что использование традиционных методов обучения при изучении математики не всегда дает положительные результаты, как правило, успешны те дети, которые имеют сильный уровень усвоения знаний. Часто классы малочисленных сельских школ представлены школьниками разного уровня усвоения знаний, кроме этого, увеличивается количество детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Учитывая вышесказанное, мы понимаем, что в условиях, когда необходимо учитывать способности и склонности обучающихся, а также их здоровье, необходимо моделировать учебный процесс таким образом, чтобы у обучающихся была возможность получить качественное образование в сельской школе.

Рассмотрим два момента.

Во-первых, «урок в нашей школе был и остается основной формой организации учебной работы». [2, с.133] Особенностью урока в малочисленном классе малокомплектной сельской школы мы считаем дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Во-вторых, учебные и предметные действия, которые выполняют учащиеся в процессе изучения данного учебного материала, должны соответствовать содержанию такового в соответствие с требованиями программы и методических рекомендаций. И, так как учебная деятельность школьников на уроке осуществляется посредством практических и теоретических заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях, эти задания должны быть дифференцированы на уровне возможностей каждого школьника.

Таким образом, мы полагаем, что моделирование урока в сельской школе может представлять собой процесс, в основу которого положена дифференциация с учетом индивидуальных возможностей учащихся и выбором средств обучения, соответствующих содержанию учебного материала.

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявляющиеся способности [3, с.173 ].

«Индивидуальность – это прежде всего философская категория, которая сейчас широко изучается в рамках различных наук, связанных с формированием личности человека», однако, учителей школы в большей степени интересуют индивидуальные особенности учащихся по отношению к выполняемой ими учебной деятельности. [1, с.185]

Мы считаем, что при обучении математике на средней ступени обучения в основу урока может быть положена специально организованная самостоятельная деятельность обучающихся. Средством обучения в рамках такой деятельности может являться учебная карта, которая представляет собой последовательность учебных и (или) предметных действий, расположенных в соответствие с содержанием учебного материала, который изучается на уроке или самостоятельно в рамках внеурочной деятельности.

Под учебной картой мы будем понимать план деятельности учащегося по формированию учебных и предметных умений с помощью специально подобранных заданий и упражнений.

Учебная карта имеет уровневую структуру, однако в ней нет четкого деления учебного материала на уровни, и каждый школьник имеет возможность продвигаться по уровням постепенно, учитывая индивидуальные различия в учебной деятельности – скорость, мотивацию, тщательность, регуляцию действий, когнитивность. Способ деятельности обучающихся по учебной карте корректируется учителем в процессе выполнения заданий.

При таком подходе учащиеся усваивают знания постепенно, сугубо индивидуально, что повышает эффективность дифференцированной работы.

Учебные карты могут разрабатываться для разных видов учебной деятельности и применяться на разных этапах урока.

Данная форма дифференциации осуществляется в рамках классно-урочной системы, поэтому важно определить место в системе уроков для такой карты, тогда появится возможность наиболее эффективно организовать дифференцированную работу учащихся, «увидеть» все проблемные места и вовремя провести коррекцию. При таком подходе высвобождается время для работы на разных уровнях: коррекционном, базовом, углубленном.

Мы считаем, что при данной организации дифференцированной работы каждый учащийся имеет возможность выбрать свой путь изучения материала, вовремя исправить ошибки и оценить свои знания. Это обеспечивает включенность в образовательный процесс каждого ученика.

Кроме того, дифференциация, в основе которой лежат индивидуальные возможности учащихся, дает возможность реализовывать углубленное обучение в условиях классно-урочной системы в малочисленном классе малокомплектной сельской школы, что создает предпосылки для успешной профильной дифференциации на старшей ступени обучения, когда приоритетом для школьника является необходимость самостоятельного осознанного движения в получении собственного образования.

Приведем примеры таких карт.

1.        Учебная карта для подготовки к экзаменам.

2.        Учебная карта для формирования навыков самоконтроля.

3.        Учебная карта, используемая при обобщении и систематизации учебного материала.

4.        Учебная карта, используемая при изучении нового материала.

5.        Учебная карта входного контроля.

6.        Диагностическая учебная карта.

7.        Карта для выполнения домашних заданий.

8.        Карта для углубленного изучения математики.

Каждая карта имеет собственную структуру. Например, личная диагностическая карта для подготовки к экзаменам по теме «Числа» имеет разделы:

1.        Содержательный блок по теме «Числа».

2.        Раздел основных видов деятельности (на уровне предметных действий).

3.        Раздел с заданиями и упражнениями по формированию предметных действий (умений).

Работать с учебной картой для подготовки к экзаменам учащийся может дома самостоятельно или на специальных занятиях. При работе с картой учащийся учится соотносить предметное умение с заданием, с помощью которого формируется данное умение. Таким образом, при обобщающей работе над содержательным блоком «Числа» учащиеся последовательно овладевают понятием число. Попутно, данная карта выполняет роль диагностической карты. Учитель видит проблемы ребенка и может вовремя провести коррекцию знаний и умений по данной теме.

В статье нами приведены лишь отдельные моменты организации дифференцированной работы в малочисленном классе малокомплектной сельской школы с использованием учебной карты.

 

Список литературы

 

1.        Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.

2.        Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996. – 440с.

3.        Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов-н/Д : Изд-во «Учитель», 2004. – 288 с.