Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.

Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Изучив учебно – методическую литературу поставила перед собой цель: развивать наглядно – действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных бытовых предметов.

Цель планирую реализовать через ряд задач:

1.      Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

2.      Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

3.      Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

4.      Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи.

Во – первых для успешного решения поставленных задач разработала перспективный план на весь год, цель которого формирования у детей основы культуры здоровья через решение следующих задач:

-   сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-   воспитание культурно – гигиенических навыков;

-   формирование культуры питания;

-   формирование культуры деятельности и общения как основы психического развития ребёнка. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания:

•        мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

•        умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

•        принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

•        мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

•        подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

•        полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

•        пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

•        пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

•        пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

•        ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

•        не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

•        мыть ноги перед сном.

Во – вторых режим дня, в формировании культурно – гигиенических навыков, имеет большое значение. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно – гигиенических навыков. Чтобы заинтересовать своих воспитанников я подобрала народные стихи и потешки которыми сопровождаю действия воспитанников во время умывания, приёма пищи, одевания и раздевания. Мной был подобран именно народный фольклор т.к. использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально- игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

В – третьих составила картотеки:

· Игры с водой.

· Пальчиковые игры.

· Дидактические игры.

В – четвёртых разработала и подобрала конспекты занятий и бесед:

·       «Формирование культурно – гигиенических навыков», программные задачи которой:

1.      Учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем.

2.      Формировать навыки личной гигиены.

3.      Воспитывать желание ухаживать за собой.

·       «Да здравствует мыло душистое», программные задачи:

1.      Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

2.      Рассказать детям о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;

3.      Подвести детей к понятию «Чистота залог здоровья»;

4.      Воспитывать культурно – гигиенические навыки;

· «Водичка – водичка», программные задачи:

1.      Формировать навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.

2.      Формировать навыки здорового образа жизни.

3.      Развивать наблюдательность; воспитывать у детей желание всегда быть красивым, чистым аккуратным.

·       «Почему заболели ребята», программные задачи:

1.      Познакомить детей с причинами заболевания.

2.      Закрепить понятие «витамины».

·         «Как нужно ухаживать за собой», программные задачи:

1.      Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков.

2.      Познакомить с предметами ухода за собой.

·       «Праздник Каши», программные задачи:

1. Создание положительного эмоционального настроя во время приёма пищи.

В – пятых в группе организовала центр «Здоровья» с героями куклами «Чистюлей им Грязнулей», которые помогают ребятам понять, что такое хорошо и что такое плохо, также в центре имеются предметы по уходу за собой, детская художественная литература и народный фольклор, книги – раскраски направленные на формирование у детей культурно – гигиенических правил.

Особое внимание я уделяю игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Для организации игровой деятельности подобрала и разработала дидактические игры:

«Волшебный шнурок» - развитие движений мелкой моторики рук.

«Найди пару» - учить различать парную обувь и одежду.

«Готовим обед для кукол» - учить различать продукты питания,

«Вымоем кукле ручки» - создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

«Мыльные перчатки» - учить детей хорошо намыливать руки.

«Подберём куклам одежду» - Учить называть предметы одежды.

«День рождения» - учить правилам культурного поведения в гостях и др.

Для закрепления культурно – гигиенических навыков и привычек я использую сюжетно – ролевую игру, в ней дети имитируют бытовые действия (мытьё рук, приём пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и др.), а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на стол расставить красиво.

И конечно постоянно использую приём поощрения, так как очень важно вовремя похвалить ребёнка.

В реализации поставленной цели и задач большую помощь оказывают родители воспитанников, так как они всегда имеют возможность быть в курсе событий, происходящих в жизни детей. И принимают активное участие в совместных мероприятиях. В свою очередь для взаимодействия с родителями использую: индивидуальные консультации, беседы, памятки.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

 

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г. 2. ФГОС от 01.01.2014г.

3.      Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А.,       Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997

4.      Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.