Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Аннотация. В статье проанализированы условия развития и воспитания талантливого ребенка, особенности поведения одаренных обучающихся в общеобразовательной школе, представлена структура специфической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися.

Ключевые слова. Одаренные дети, организационно-психологические условия, тьюторство, организационно-психологическое   сопровождение.

Современные изменения в общественной жизни, экономике и политической сфере требуют обновления и системы образования. Преобразования в жизни общества обусловили переход к новой образовательной парадигме. Сегодня сложилась потребность в талантливых, высококвалифицированных специалистах в разных областях жизни нашего общества. В условиях нового образовательного стандарта особое внимание уделяется системе образования и воспитания подрастающего поколения.

Одной из важнейших проблем является развитие творческого потенциала личности на разных этапах ее становления. Именно наличие творческого подхода, который может быть применим для реализации различных задач, является свидетельством наличия креативности и высокого уровня развития личности.

Школьный возраст является сензитивным периодом, характеризующимся бурным ростом и развитием обучающихся. Школьное образование сегодня представляет самый длительный этап в развитии образования ребенка. И от того, каким будет наше школьное образование, зависит не только успешность каждого отдельно взятого обучающегося, но и долгосрочная программа развития нашей страны.

Новый стандарт общего образования выстраивает разветвленную систему поиска талантливых детей и создает обновленную модель организационно-психологических условий развития одаренных обучающихся в общеобразовательной школе.

Вопросы развития одаренных обучающихся в общеобразовательной школе освещаются в работах психологов и педагогов: Ждановой О.А., Заславской О.В.

Данная проблема обсуждается широкой общественностью. Можно выделить следующие противоречия:

1.                   Между традиционно сложившейся системой работы и необходимостью создания обновленной модели организационно-психологических условий развития одаренных обучающихся в общеобразовательной школе.

2.                   Между необходимостью осуществления процесса развития и воспитания одаренных обучающихся и отсутствием исследований в области организационно-психологических условий.

3.                   Между познавательными потребностями одаренных обучающихся и отсутствием специфической готовности педагога к работе с одаренными детьми.

Проблематика исследования  связана  с недостаточностью  разработки принципов научности, доступности и достоверности результатов управленческой стратегии в работе с одаренными обучающимися, отсутствием модели организационно-психологических условий развития одаренных обучающихся в общеобразовательной школе в условиях нового ФГОС.

Большая часть детей имеет определенные психические возможности (потенциал) для достижения высоких показателей в той или иной области. Таких детей называют потенциально одаренными. Некоторые обучающиеся имеют яркие, очевидные, выдающиеся достижения в определенной сфере. Они составляют группу одаренных детей. Такая одаренность называется актуальной. Необходимо разработать и внедрить в практику работы общеобразовательных школ процесс развития одаренных и потенциально одаренных обучающихся таким образом, чтобы не упустить возможность развития каждого ребенка. Речь идет об особых, индивидуальных, направленных на развитие потенциала обучении и развитии. Как говорил А.М.Матюшкин: «Обучение и развитие одаренных детей – идеальная модель творческого развития человека»[5].

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи гуманистической психологии и педагогики, целостный системный подход к явлениям и процессам, принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, результаты многих исследований по вопросам одаренности. В том числе возрастной психологии (Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, А.И.Савенков), современные концепции личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.В.Бондаревская), теория организации познавательной деятельности (Д.Б.Эльконин, П.И. Пидкасистый), концепции взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания (Б.Д.Лихачев, И.А.Малашихина).

Выделяют раннюю и позднюю одаренность. Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои блестящие способности в раннем возрасте (Моцарт, И.И.Мечников, Н.А.Римский-Корсаков и др.). Часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. Не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал оставался незамеченным окружающими. Среда и воспитание – главные факторы, влияющие на развитие таланта, определяющие, когда этот талант раскроется. Либо средовые компоненты и воспитание подавляют природный дар ребенка, либо помогают раскрыться. Развитие таланта может быть задержано или загублено на любом этапе развития. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот дар в выдающийся талант. Поэтому сейчас как никогда актуально эффективное организациооно-психологическое сопровождение обучающихся. Повсеместное внедрение в схему образовательного процесса наставнического звена позволит решить проблему дефицита мотивированности и личностно-ориентированного образования одаренных детей.

В 2008 году утверждена профессия тьютора в России. Тьюторство или менторство входит в жизнь образовательных учреждений России как необходимый атрибут личностно-ориентированного образования и воспитания одаренных обучающихся. Как правило, тьюторство присутствует в образовательных учреждениях повышенного статуса. Но в условиях массовой общеобразовательной школы талантливые дети зачастую бывают лишены профессионального сопровождения, возможного расширения образовательной среды и развития согласно ресурсной карты.

Огромная роль в развитии и воспитании талантливого ребенка отводится родителям. Заинтересованные в гармоничном развитии своего ребенка родители мотивируют, поощряют и воспитывают всесторонне развитую личность, способную впоследствии занять достойное место в обществе. Зачастую родители выполняют роль тьюторов для своего ребенка, помогая ему преодолеть трудности нелегкого пути в достижении поставленной цели. Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности ребенка в совокупности с мастерством педагогов и родителей способны творить чудеса. С родителями, которые изначально не являлись заинтересованными в особых достижениях ребенка, необходимо проводить планомерную работу с целью привлечения их к образовательному и воспитательному процессу обучающегося. Это задача педагогического коллектива и, в первую очередь, социально-психологической службы учебно-образовательного учреждения.

В течение многих лет способности обучающихся выявляются путем оценки результатов их выступлений на олимпиадах различного уровня, конференциях, выставках, турнирах и т.п. Однако «особых»  детей,  которым  свойственна  подлинная  одаренность,  характеризуют  такие  особенности

поведения, как проблемы в обучении и общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому, изучив проблему воспитания и развития одаренных детей, можно и должно обратить внимание на необходимость специальной подготовки педагогов массовой общеобразовательной школы к работе с такими детьми. Педагог должен очень грамотно работать с классом, в котором учатся и дети со средними способностями, и одаренные дети, суметь увидеть, распознать одаренного ребенка.

Размышляя о психологической готовности педагога к работе в образовательном учреждении, можно выделить два основных компонента:

1.                   Базовая готовность – общая профессиональная подготовка педагога.

2.                   Специфическая готовность – определенный набор компетенций педагога, необходимый для успешной работы с одаренными обучающимися. Наличие и уровень специфической готовности педагога определяет успешность во взаимодействии и работе с талантливыми детьми.

Таблица 1 Структура специфической готовности педагогов к работе с одаренными обучающимися

Наличие психолого-

педагогических компетенций

Готовность учиться и

совершенствовать свои знания, умения и навыки

Готовность к сетевому

взаимодействию

Знания об одаренности,

психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с ними.

Стажировка, участие в различных

тренинговых занятиях, участие в семинарах и практикумах, самообразование.

Совместная работа и обмен

опытом с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования.

 

Руководствуясь рекомендациями парламента России к региональным властям о проведении мероприятий на поощрительной основе для детей разного возраста с целью выявления одаренных обучающихся, повсеместно организуются олимпиады, конференции и турниры. Зачастую мероприятия проводятся на базе ЦДО – центров дополнительного образования, которые берут на себя функцию координаторов работы с одаренными детьми в регионах. Законопроект о создании центров дополнительного образования обеспечивает им государственную поддержку и функционирование на бюджетной основе. Дополнительное образование играет важную роль в системе общего образования. Одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является задача – реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей.

В рамках реализации задачи в образовательных учреждениях повышенного статуса организовываются технопарки как ресурсы дополнительного образования инновационного типа по развитию технической компетентности у одаренных детей, развитию их профессиональных интересов к профессиям и специальностям технической сферы. Технопарки, научно-творческие, проектно- исследовательские лаборатории способствуют развитию научно-технического творчества, проектного мышления и технической компетентности у обучающихся.

Сейчас разработаны и действуют такие программы, как онлайн школы, офлайн выездные олимпиадные школы, летние профильные лагеря и др.

Реструктуризация сети школ, образовательных учреждений выводит образование на новый уровень. Создание крупных образовательных комплексов станет на ближайшие годы приоритетным направлением дальнейшего реформирования системы образования страны.

Ожидаемые результаты реформ:

1.                    Внедрение   современной  модели   диагностики        и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.

2.                    Создание единой системы интеллектуальных и творческих состязаний, способствующей выявлению и сопровождению одаренных обучающихся.

3.                    Создание     сети      региональных     ресурсных     центров      для      организации     дополнительного профессионального образования педагогов и координации деятельности образовательных организаций.

4.                    Обеспечение внедрения нового профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

Таким образом, проанализированы условия развития и воспитания одаренных обучающихся, определены факторы, способствующие формированию одаренности. Специфическая готовность педагога к работе с одаренными обучающимися и грамотное организационно-психологическое сопровождение способствуют выявлению таланта ребенка на ранних этапах его развития.

Список литературы

 

1.                   Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Вопросы управления.2013.№6.стр.240-246

2.                   Давыдова   Н.Н.  Сетевое   взаимодействие  школ,   ориентированных на  инновационное развитие // Народное образование.2012.№1.стр.88-94.

3.                   Жданова О.А. Система работы с одаренными детьми в  условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2012.№2.стр.38-41.

4.                   Заславская О.В., Сальникова О.Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании.2011.№6.стр.7-10

5.                   Матюшкин А.М. Загадки одаренности // Проблемы практической диагностики.1993.

6.                   Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго  поколения //Образование и наука.2012. №1.стр.56-65.

7.                   Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020г.

8.                   Шмигирилова  И.Б.  Проблемы  реализации  компетентностного  подхода  в  школьном образовании // Образование и наука.2013. №7.стр.38-49.