Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Важность воспитания подрастающего поколения в духе традиционных национальных ценностей, развития в детях характерных для русской культуры человеческих качеств: ответственности, высокой нравственности, заботы об общественных интересах, готовности слышать других и уважать чужое мнение - была вновь подчеркнута президентом Российской Федерации в его ежегодном послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 г. [1] Сохраняющаяся актуальность приоритета духовно-нравственного аспекта образовательного процесса усиливает потребность в педагогических кадрах, способных реализовывать программы духовно-нравственного воспитания в рамках своих предметных областей, поскольку в образовательном процессе воспитание может осуществляться через три канала: содержание образования, особенно гуманитарных дисциплин; методы обучения; личность самого учителя. [2]. Целесообразной представляется интеграция гуманитарных дисциплин с предметами, рассматривающими философскую культуру общества, а именно, «Основы религиозных культур и светской этики»/ «Основы духовно- нравственной культуры народов России» [3,4].

В этой связи нами был проведен опрос педагогов с целью выявления степени их готовности к работе по программам духовно-нравственной направленности в иноязычном образовании. К опросу в качестве экспертов на добровольной основе были привлечены учителя английского языка крупного московского образовательного комплекса ГБОУ Лицей № 1564 имени Героя Советского Союза А.П. Белобородова. В опросе приняли участие более 70 % списочного состава педагогических работников ОУ. Учителям было предложено дать развернутые суждения по предложенным вопросам, по ряду из них можно было выразить свое мнение, используя шкалу: «2» – полностью согласен, «1» – скорее согласен, «-1» – скорее не согласен, «-2» – совсем не согласен. Ниже приведены результаты.

Вопрос № 1

Все педагоги согласны с тем, что воспитание, в значительной степени определяет судьбу человека, способствует формированию мировоззрения, влияет на выбор профессии, круга друзей, интересов, на ценностные ориентации человека и его нравственный выбор, на отношение к Родине, к труду, на способность стать хорошим семьянином, гармоничным членом общества. Учителя единодушны в том, что формировать духовно-нравственный стержень в характере нужно с самого раннего возраста. Истинным результатом воспитания учителя называют внутреннюю готовность человека «благородно действовать», т.е. совершать благородные поступки, «жертвуя своими желаниями и интересами ради других, и ничего не требовать взамен». Это говорит о том, что в целом у педагогического сообщества есть четкое представление о сущности воспитания и о его важной роли в жизни человека. При этом педагоги не исключают влияния других факторов, например, семьи и окружающей среды.

Вопрос № 2; «В чём Вы видите потенциал Вашего предмета для духовно-нравственного развития личности школьников?»

Учителя иностранного языка видят потенциал своего предмета в ознакомлении с культурными ценностями народов мира, в воспитании в детях понимания иных культур и уважения к их представителям и сочувствия проблемам, существующим в других странах. Сравнение ценностей иных культур с ценностями родной страны помогает обучающимся находить общее в миропонимании и лучше осознавать свою идентичность, вспоминать и узнавать свои корни, гордиться своими предками, своей страной. Особенно важным и действенным большинство учителей считает опору на нравственные, воспитательные примеры поступков представителей различных культур. Достижение этих целей, по мнению многих учителей, возможно через чтение иноязычной литературы, отрывков из жизнеописаний знаменитых людей, сказок, басен, коротких поучительных историй, их драматизацию, выполнение проектных заданий нравственной направленности, а также проведение воспитательных мероприятий, имеющих духовно-нравственную составляющую. Все это, как считают педагоги, предоставляет обучающимся возможности для духовно- нравственного развития, расширяет их кругозор, социокультурную осведомленность, способствует совершенствованию межкультурных коммуникативных навыков обучающихся при овладении иностранным языком.

Вопрос № 3



Большинство педагогов выражают уверенность в том, что без знания духовных законов и заповедей, содержащихся в религиозной культуре, не может быть полноценного духовно-нравственного развития, т.к. они обращают человека к внутреннему «я», заставляют глубже задумываться о жизненно важных вопросах, обращают к голосу совести, помогают лучше понимать природу хороших и плохих поступков, определять разницу между добром и злом, познавать истину. Значительное число респондентов, признающих важность знаний о религии как источнике нравственности полагают, что одних знаний недостаточно, а необходима живая вера, являющаяся духовным стержнем, и обостренная религиозным чувством совесть, которые помогают человеку уклоняться от зла, и подвигают к совершению благородных поступков. Кроме того, педагоги выразили мнение о важности приобщения детей к религиозной культуре, которая укоренилась в их государстве и определяет облик и содержание традиционной народной культуры. Небольшой процент опрошенных считают знания о религии не определяющими для духовно-нравственного развития личности, а полезными и поучительными.


Вопрос № 4


Несмотря на то, что многие педагоги выразили согласие заниматься духовно-нравственным воспитанием на уроках иностранного языка, в том числе на основе интеграции с предметной областью ОРКСЭ/ОДКНР скорее можно говорить об их желании, чем о реальной готовности, поскольку они обусловливают эту возможность наличием готовых материалов, разработок уроков и методических рекомендаций к ним в области религиозных культур.

Вопрос № 5 «Какие, по Вашему мнению, знания и личностные качества необходимы педагогу для эффективной работы в области духовно-нравственного развития и воспитания  личности школьника на основе интеграции Вашей предметной области с предметами ОРКСЭ/ОДНКР?» Прежде всего, учителя отмечают:

-   специальную подготовку в области методики преподавания дисциплин религиозно-культурологической и духовно-нравственной   направленности;

-   обширные знания в области религиозных культур, родной и мировой истории и литературы;

-     умение работать в команде и быть энтузиастом, заинтересованным в ведении работы по духовно- нравственному развитию школьников;

-   способность являть собой образец нравственности для своих учащихся, быть милосердным, отзывчивым, порядочным, терпимым, уметь сопереживать;

-   способность постоянно работать над собой, своим внутренним миром и непрерывно учиться.

На основе анализа результатов опроса можно утверждать, что эффективная работа в области духовно-нравственного развития личности на уроках иностранного языка возможна при условии:

·          наличия программ и разработанных методических рекомендаций к урокам иностранного языка на основе межпредметных связей с дисциплинами религиозно-культурологической и духовно- нравственной направленности;

·          организации специального консультирования и подготовки учителей иностранного языка в области методики преподавания основ религиозных культур и светской этики, традиционных для нашего государства и стран изучаемого языка;

·          создания развивающей образовательной среды, важнейшим элементом которой является сам учитель, его высокие нравственные личностные качества, его умение выстраивать свою работу в личностно-ориентированной парадигме на основе преемственности традиционных духовно- нравственных ценностей.

Таким образом, мы видим, что особые возможности иноязычного образования, позволяющего сравнивать  родную  и  иноязычную  культуру,  а  также  уровень  профессионально-педагогической компетенции педагогов и их личностные качества могут иметь непосредственное влияние на духовно-нравственное развитие личности обучающихся в процессе овладения иностранным языком.

 

 

Список литературы

 

1.        Послание          Президента           Федеральному          собранию  1 декабря   2016  г.http://kremlin.ru/events/president/news/53379

2.        Поташник     М.М.     Курс     лекций     Урок     XXI     века.     Требования     к     современному     уроку.http://obrazcovoschol.ucoz.ru/potashnik-materialy_k_pedsovetu.pdf

3.        Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4  класса.   http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/umk/primernaya-programma-kursa-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki-dlya-4- klassa.html

4.        Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов   России»  (п.11.4.   ФГОС  ООО)            http://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya- predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-p-11-4-fgos-ooo.html