Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЕ ДЕЛОВОГО ДОВЕРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены различные психолого-педагогические условия для успешной реализации Программы ДОО. При этом одним из условий, которое должно быть создано в дошкольном учреждении, является «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» [4]. Необходимость такой работы с семьей обусловлена объективными и субъективными факторами.

Когда ребенок в возрасте от трех и более лет поступает в детское общеобразовательное учреждение (ДОО), контакты ребенка с семьей постепенно ослабевают. Действительно, ребенок в основном общается с родителями утром, когда его собирают в садик, и вечером, когда родители приходят за ним после работы. Семейные заботы, усталость, личные интересы нередко значительно сокращают время общения матерей и отцов с собственными детьми. При этом часть родителей считают, что теперь его развитием и воспитанием обязаны заниматься только воспитатели детского сада. Типичная ошибка этой группы взрослых – надеяться только на детские дошкольные учреждения. Так, в книге, посвященной методике раннего развития М. Монтессори, В.Г. Дмитриева, обращаясь к родителям, пишет: «Каким бы хорошим ни был садик – это всего лишь садик, и на одну-двух воспитательниц приходится 15–20 детей. Малыша многому научат, но «закреплять пройденный материал» все-таки предстоит в домашнем кругу» [1, с. 9].

В реальности в некоторых группах ДОО количество детей доходит до 25–30 человек, поэтому задача индивидуализации развития детей еще больше усложняется. Это означает, что педагогу для лучшего понимания поступков конкретного ребенка в той или иной ситуации, его действий, манеры общения на занятиях и во время прогулок необходима помощь родителей, чтобы знать особенности семейного воспитания. И родителям полезно объективное мнение воспитателя группы о векторе развития сына или дочери. Однако потребность в этой информации возникнет в случае, если они уважают воспитателя как специалиста в области дошкольной психологии и педагогики и доверяют ему. Обе стороны образовательного процесса (семья и ДОО) заинтересованы в формировании и развитии лучших качеств ребенка и «гашению» недостатков, в усилении позитивных и устранении негативных факторов окружающей его социальной среды. Главным принципом в этом обмене информацией по воспитанию и обучению ребенка должен быть принцип «Не навреди!».

По мнению З.А. Тепловой [3], повышению эффективности взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей  способствует  «доверительный деловой контакт» как особая форма общения между педагогами и родителями. Особую сложность для воспитателей представляют вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения. При этом педагог должен уметь убеждать родителей, что их участие в жизни детского сада необходимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка. З.А. Тепловой выявлены формы работы с родителями, которые обеспечивают реальное участие в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов. К ним относятся тематические выставки, на которых родители обмениваются опытом овладения коммуникативными навыками в общении с детьми, совместные посещения музеев, создание родителями книги о своем ребенке и другие.

Для того чтобы обеспечить дифференцированное влияние на родителей содержательного взаимодействия, повышение педагогического потенциала семьи, что имеет прямое воздействие на развитие ребенка, необходима активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

Педагоги МАДОУ № 134, реализуя программу дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО, работают над созданием единого сообщества, объединяющего всех участников образовательно-воспитательного процесса: администрацию, воспитателей, родителей и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», открытые занятия; они присутствуют, а иногда и участвуют, в спортивных праздниках, вечерах досуга, в театрализованных представлениях.

Разумеется, наибольшие сложности в реализации взаимодействия с семьей испытывает молодой специалист, начинающий воспитатель, в первый год педагогической деятельности. У некоторых родителей отношение к молодому воспитателю вначале осторожное: опыта нет, любит ли детей неизвестно, ответственно ли относится к своим обязанностям. Как начинающий воспитатель группы ДОО (второй год работы), мы на опыте убедились, насколько важно создать деловой доверительный контакт с родителями и обеспечить интерактивность связи между детским учреждением и семьей.

Рассмотрим несколько реальных ситуаций, возникших за прошлый год, и покажем, как деловое сотрудничество дошкольной организации (в первую очередь воспитателя группы) и семьи приводит к созданию «доверительного делового контакта» между родителями и педагогом. Это и совместное решение проблем воспитания и обучения детей, и своевременный отклик взрослых на события в группе и в семье, и учет обеими сторонами индивидуальных особенностей ребенка.

·         Отношение родителей к детским поделкам (формирование ценностного отношения к результатам деятельности детей: учебной, трудовой, здоровьесбережение)

Ситуация 1. Воспитатель вечером отдает родителям поделки детей на тему «Наш город». Одна родительница, взяв «домик» сына, сказала, что у них в семье  все поделки складываются в специальный сундучок, но сначала они размещаются на полке в детской комнате – организуется домашняя выставка. Другая мама, посмотрев на поделку дочери как на безделушку недостойную внимания, произнесла: «Смысл ее брать, все равно выбросим».

Родители были в шоке от ее слов, как проявлению мамой неуважения к труду собственного ребенка. В присутствии детей нельзя было высказать свое негодование поступком родительницы, поэтому мы перевели разговор в другое русло. При этом решили, что в ближайшее время надо провести родительское собрание, посвященное роли изделий, сделанных детьми самостоятельно на занятиях в садике, для их развития и формирования ценностного отношения к труду людей. Очень важно было донести до родителей, что пренебрежение к поделкам малышей в дальнейшем может привезти к снижению мотивации дочери или сына заниматься творческой трудовой деятельностью.

·         Общение детей с членами семьи

Ситуация 2. Неполная семья – папа с мамой в разводе. В этот день в садик за мальчиком пришел дедушка. Увидев его, внук вдруг заревел и сказал, что не пойдет домой, а будет ждать папу. Из-за детской истерики дедушка тоже расстроился.

Воспитатель вышел в раздевалку, чтобы выяснить причину конфликта, так как обычно ребенок спокойно уходил с дедом домой. Оказалось, что, мальчик ожидал папу, которого не часто видит. Педагог постарался успокоить малыша, объяснив, что папа еще не приехал из командировки и что нельзя из-за этого обижать дедушку, который о нем постоянно заботится.

Из этой ситуации нами была определена еще одна проблема семьи – взаимоотношения между различными поколениями родственников. Необходимо разговаривать с детьми о близких им людях, разучивать стихи для родных (не только о папе или маме), устраивать конкурсы рисунков о семье. Родителям достаточно сложно обсуждать семейные проблемы с детьми этого возраста. Надо обратить их внимание на то, что уважение к старшим и младшим членам семьи демонстрируется ежедневными поступками, а не разговорами о правилах поведения.

·         Обмен информации с родителями о поведении, эмоциональном состоянии ребенка, его здоровье, отношении к учебным занятиям, трудностях в развитии.

Ситуация 3. Проходило учебное занятие – аппликация на тему «Моя варежка». Для выполнения использовался следующий материал: картон, лист с изображением варежки, маленькие геометрические бумаги из белой бумаги, ножницы, клей, гуашь, кисточки, баночка с водой. В ходе работы дети должны были по контуру вырезать варежку, приклеить ее на картон, раскрасить в любимый цвет, и в виде украшения приклеить на нее различные геометрические фигуры. Из двадцати трех детей двое вообще не умели пользоваться ножницами.

На занятии воспитателю потребовалось уделить больше внимания этим детям, чем всем остальным (например, правильно держать ножницы, определять необходимую степень нажима, идти по контуру рисунка), поэтому их родителям было рекомендовано дома закрепить с ребенком вырезание ножницами разных фигур. В течение учебного года пришло понимание, что не во всех семьях детей обучают в соответствии с возрастом действиям с инструментами или учебными принадлежностями, посудой или игрушками, поэтому в группе всегда будут ребята, которые не умеют их выполнять. А это значит, что педагог, во-первых, должен владеть методикой дифференцированного обучения детей в коллективе; во-вторых, уметь мягко убедить родителей в важности их помощи своему ребенку при закреплении материала занятия дома.

·         Сотрудничество воспитателя ДОО, родителей и детей.

Ситуация 4. Часть родителей отказываются принимать участие в жизни группы из-за занятости на работе, семейных проблем, а некоторые считают, что обучение и воспитание детей – обязанность воспитателей.

Изменить их отношение к образовательно-воспитательному процессу можно через убеждение в важности их соучастия в подготовке мероприятий для их ребенка. Так, несмотря на большое количество детей в группе, для театральной постановки воспитатель при организации детских праздников (праздник осени, день матери, новый год, международный женский день, театральна неделя) каждому ребенку подбирает роль со словами (хотя бы строчку), учитывая индивидуальные особенности развития речи, тихий голос.

Конечно, индивидуальные и коллективные репетиции праздников проходят в садике. Однако и здесь помощь родителей неоценима. Ребенок быстрее преодолевает свою неуверенность, застенчивость, когда он видит заинтересованность родителей в его успешном выступлении при обсуждении с ним костюма героя сказки, совместном повторении стихов, то есть чувствует их поддержку.

У нас за учебный год половина семей из двадцати восьми принимали активное участие в жизни группы – оказывали помощь при оформлении помещения группы и в подготовке площадки на участке. В зимний период на детском участке была построена горка, в летний период – разбита клумба, для которой родители принесли рассаду для посадки. Дети под руководством воспитателя пололи сорняки, высаживали в клумбу новые цветы, а затем ухаживали за ними – дежурные ежедневно поливали растения.

Такая совместная деятельность детей, воспитателя и родителей в большей степени, чем просто слова о бережном отношении к природе, окружающим предметам, формирует у них ответственность за их сохранность, развивает чувство прекрасного (красиво, чисто, ухожено).

Когда родители видят доброжелательное отношение воспитателя к их детям, когда его рекомендации выглядят не как наставления, а как стремление помочь ребенку в его развитии, укрепить взаимоотношения между родителями и детьми, то их ответная реакция всегда позитивна. Они больше доверяют воспитателю, несмотря на его возраст и опыт работы в садике. Это проявляется, например, в желании обсудить с ним вопросы семейного воспитания, узнать рекомендации по обучению детей дома, участвовать в жизни своего ребенка, группы и дошкольной образовательной организации.

Подтверждением может служить и наша новая инициатива – создание Школы юного волшебника в старшей группе № 5, в основе организации которой лежит детское экспериментирование [2]. В новом учебном году с целью активизации личностного развития старших дошкольников им было предложено самостоятельно проводить естественнонаучные опыты (прежде всего физические) и выступать с ними в других группах детского сада. Увлеченность детей экспериментальной деятельностью, их стремление успешно проявить себя в Школе юного волшебника, вызвали удивление родителей и членов семьи и, одновременно, желание помочь в организации мероприятий.

Заинтересованность семьи в этой познавательной деятельности детей выразилась в добровольной активности родителей. Во-первых, в общении с детьми: мамы придумывали с ребенком расцветку и фасон костюма волшебника (накидка и головной убор) и сами шили его, затем кто-нибудь из членов семьи репетировал с ним его рассказ во время показа опыта. Во-вторых, они сами узнавали у воспитателя, какое оборудование и материалы необходимы для проведения опыта, который демонстрирует их ребенок, как правильно объяснять наблюдаемое физическое явление. При этом педагог, учитывая психологические и физиологические особенности конкретного дошкольника, советовал родителям, как лучше работать с их ребенком дома: над четкостью или громкостью речи, повторять новые слова в рассказе или отдельные действия с приборами и материалами во время демонстрации, рекомендовал, как развивать уверенность ребенка перед публичным выступлением. В итоге, мы убедились, что подобные мероприятия укрепляют деловой доверительный контакт педагога с родителями и, как следствие, дошкольной образовательной организации с семьей.

 

Список литературы

1.      Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева.– М. : Эксмо, 2011.

2.      Заложных Е.О. Учет результатов диагностики личностного развития дошкольников при организации детского экспериментирования // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики / Сб. ст. по материалам I междунар. заочной научн.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во АНС «СибАк», 2015. –С. 47– 56.

3.      Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дисс. … канд. пед наук по ВАК 13.00.01. – М., 1999.

4.      ФГОС дошкольного образования. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url (Дата обращения: 24.08.2015).