07 февраля 2016г.
В годы Великой отечественной войны педагогические институты сыграли большую роль в развитии образования. Они выполняли важную педагогическую задачу совместно с учительскими институтами: необходимо было восполнить недостаток педагогических кадров. Учебные программы военного времени не были стандартными, их выполнение зависело от педагогического мастерства преподавателей. Большинство институтов вернулись к довоенным программам.
Проблема нехватки учительских кадров оставалась острой. В 1946-1950 гг. были построены и восстановлены тысячи школ. Число обучающихся в школах (начальных, семилетних, средних), техникумах и других средних учебных заведениях увеличилось на 8 млн. человек. Поэтому в послевоенный период произошел качественный и количественный рост высшей педагогической школы.
В 1945-1946 гг. срок обучения на физико-математических факультетах в педагогических институтах по специальности «математика» составлял четыре года. В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством высшего образования СССР от 15 августа 1947 г., педагогическая практика с отрывом от учебной работы проводилась на шестом и седьмом семестрах по шесть недель. Государственные экзамены проводились по следующим дисциплинам: основы марксизма-ленинизма, педагогика (по особой программе), математика (по особой программе), общая физика. Старшекурсники слушали один или два факультативных курса, по одному из которых сдавали зачет. В качестве факультативных дисциплин предлагались приближенные вычисления (40 часов), теория функций комплексного переменного (80 часов), иностранный язык на третьем и четвертом курсах (120 часов), техника школьного эксперимента с ремесленным практикумом (100 часов), история математики (60 часов).
Следует отметить, что в учебном плане значительное место отводилось методическим и общепедагогическим дисциплинам – педагогике, психологии, истории педагогики, специальному курсу элементарной математики, методике преподавания математики, методике преподавания физики и практике решения задач. На их изучение отводилось 25 % общего учебного времени.
Специальную подготовку составляли математические дисциплины: математический анализ, геометрические курсы (аналитическая, дифференциальная, проективная и начертательная геометрия), алгебраические курсы (теория чисел, высшая алгебра), теория функций действительного переменного, теоретическая механика, астрономия, специальный семинар по математике, факультативные курсы. На данные дисциплины отводилось 52 % учебного времени.
Лекции и семинарско-практические занятия являются основной формой учебной работы. По математическим курсам на лекции отводилось 1122, на практические занятия – 713 часов.
В учебном плане 1947 г. большое количество часов отводилось на семинарские и практические занятия, две курсовые работы (одна из них относилась к разработке разделов школьной математики). Государственный экзамен по педагогике включал в себя курс методики преподавания математики, а экзамен по математике – специальный курс элементарной математики.
В 1951 г. Министерство высшего образования СССР утвердило новый учебный план по специальности «математика» для педагогических институтов со сроком обучения четыре года. По окончанию обучения присваивалась квалификация учителя математики и физики средней школы. Данный план предусматривал усиленную подготовку по общественным дисциплинам: был введен курс диалектического и исторического материализма и истории философии (140 часов), произошло усиление методической и психолого-педагогической подготовки: увеличилось количество часов по педагогике, методике преподавания математики, специальному курсу элементарной математики, вводилась педагогическая практика без отрыва от учебной деятельности (два часа в неделю на втором курсе). В учебном плане прописывалось, что государственный экзамен по педагогике сдается вместе с методикой математики.
Е.С. Ляпин указывал в своем докладе, что в изучении высшей математики большую роль должно играть изучение методов численных расчетов [2].
В 1954 г. Министерство высшего образования СССР утвердило новые учебные планы по специальности «математика» для педагогических институтов со сроком обучения в четыре года с присвоением квалификации «учитель математики и физики средней школы» и «учитель математики средней школы». Учебные планы 1951 и 1954 гг., касающиеся математической подготовки учителей математики и физики существенно не отличались. Было сделано перераспределение часов на математические курсы – добавлено 60 часов на высшую алгебру, 28 часов на курс математического анализа, уменьшено количество часов на теоретическую механику и астрономию.
Усилилась методическая и педагогическая подготовка студентов: была введена трехнедельная пионерская практика (в пионерских лагерях) на втором курсе во время летних каникул, увеличено время на заключительную педагогическую практику (32 часа на последнем семестре) и математический практикум (измерение и вычисление – 54 часа на седьмом и восьмом семестрах).
Учебный план для специальности «учитель математики средней школы» несколько отличался от учебного плана для специальности «учитель математики и физики средней школы»: был сохранен курс дифференциальной геометрии, введен новый курс по истории математики, увеличено количество часов на специальный семинар по математике и на математический практикум, исключены методика физики, практикум в учебных мастерских и государственный экзамен по физике.
ХХ съезд КПСС поставил перед работниками народного образования следующие задачи – развивать политехническое образование в школах, знакомить обучающихся с важнейшими отраслями промышленности и сельского хозяйства, обеспечить связь общественно полезного труда и процесса обучения, воспитывать коммунистическое отношение к труду у подрастающего поколения [1]. Опираясь на поставленные задачи, Министерство высшего образования СССР разработало проекты новых учебных планов для педагогических институтов. Увеличился срок обучения до пяти лет, появились новые специализации – «учитель математики и черчения», «учитель физики и основ производства», «учитель биологии, химии и основ сельского хозяйства».
В 1956-1957 учебном году педагогические институты перешли на новые учебные планы, утвержденные Министерством высшего образования СССР 30 апреля 1957 года.
Математические дисциплины по специальности «учитель математики и черчения» оставались в таком же объеме, что и по плану 1954 г. Новым явилось создание курса «Алгоритмы и математические машины» и специальных курсов. Наряду с теорией чисел и теоретической арифметикой, теория функций действительного и комплексного переменного читались в двух разных курсах. Государственные экзамены включали в себя математику (особая программа), педагогика с методикой преподавания математики, элементарная математика и история КПСС. В качестве усиления профессиональной подготовки вводилась производственная практика, которая на последних курсах была увеличена с восьми до десяти недель.
В качестве факультативных дисциплин рассматривались: функциональный анализ (40 часов), топология (40 часов), номография (40 часов), математическая логика (40 часов); предметы педагогического цикла – избранные вопросы элементарной математики (40 часов), практикум по внеклассной и внешкольной работе (100 часов). Прибавилась одна курсовая работа. Учебный план 1957 г. давал широкие возможности для улучшения качества подготовки учителя математики и черчения средней школы.
Для специальности «учитель математики и физики средней школы» курсы теории чисел и теоретической арифметики читались раздельно, так же как и курсы теории функций действительного и комплексного переменного. Усиливалось внимание политехнической и физической подготовке. Были добавлены следующие курсы: радиотехника и электротехника, практикум в учебных мастерских с элементами технологии материалов, машиноведение с автотракторным практикумом, учебное к кино; увеличено количество часов на общий курс физики, черчение, на методику преподавания физики. На последнем семестре проводилась производственная практика продолжительностью две недели.
Таким образом, в послевоенные годы был уточнен профиль преподавателя, выпускаемого педагогическими институтами, отработаны и стабилизированы учебные программы и планы. Учительские институты были преобразованы в педагогические, так как возникла необходимость повысить качество преподавания в средней школе. К концу рассматриваемого периода педагогические институты стали базой в подготовке педагогических кадров для средней школы.
Список литературы
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 7. Изд. 8-е. М.: Политиздат, 1971. C. 162.
2. Ляпин Е.С. О постановке преподавания курса высшей алгебры в педагогических институтах. Тезисы доклада. М.: АПН РСФСР, 1954. 7 с.