Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В РУСЛЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Аннотация. В этой статье отмечается о необходимости развития кыргызской педагогической науки в новом направлении – в направлении обучения молодежи к здоровому образу жизни. Раскрываются научные и практические предпосылки, необходимые для таких исследований. Дается анализ некоторым исследованиям по здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, обучение к здоровому образу жизни, необходисмотсь исследований по здоровьесберегающим технологиям.

Annotation. In this article, we noted the need to develop Kyrgyz pedagogical science in a new direction - toward the education of young people to a healthy lifestyle. Disclosed scientific and practical background necessary for such studies. The analysis of some studies on healthy lifestyles.

Tags: health, healthy lifestyles, education for a healthy lifestyle, neobhodismots research on zdorovesberegajushchim technologies.

На сегодня развитие кыргызской педагогической науки в новом направлении – в плане обучения личности к здоровому образу жизни – первейшая необходимость. В общеобразовательной школе выходит на первый план воспитание здоровой личности. Наибольшая проблема современности – это здоровье школьников. Сегодня во всех школах имеются множество детей с проблемами здоровья. Причины этого явления кроются в неправильном питании, в несоблюдении повседневнего режима, в невыполнении физических упражнений и т.д. К этому можно добавить неподвижный образ жизни, компьютерные игры. Поэтому возникла необходимость проведения практических исследований по обучению личности к здоровому образу жизни. Такие исследования в будущем создадут серьезные научные основы для обучения школьников к здоровьесбережению.

В нашей маленькой стране имеются множества кризисных явлений, к примеру, условия для взросления и развития молодежи весьма неблагоприятны, для здорового развития вообще не имеются соответствующие факторы. В связи с этим рост интереса среди населения к проблемам здоровья стало закономерным явлением. Таким образом, в Кыргызстане проблема здоровья человека все более приобретает огромное значение в контексте общечеловеческих ценностей.

В то время выпускники общеобразовательных школ Кыргызстана выходят из школ не получая в полной мере необходимые значимые знания по сохранению здоровья долгими годами. У них нет навыков здорового образа жизни, они не способны оценивать влияние факторов среды на здоровье человека  и на  генофонд грядущего поколения. А сотрудники отрасли здравоохранения не могут решит эту проблему в одиночестве, потому что они не знакомы со спецификой учебного процесса. Поэтому им потребуется помощь педагогов, всего общества. А это обуславливает появлению междисциплинарных исследований по проблемам здоровья, по обучению личности к здоровьесберегающим технологиям.

Вышеназванные обстоятельства дают возможность особо подчеркивать проблему формирования здорового образа жизни как самый важный вопрос современности, а обучение личности к здоровому образу жизни постепенно сформирует у него технологии обеспечения высокоэффективности и продуктивности труда человека.

Разумеется, мы не можем сказать, что раньше в этом направлении вообще не велись исследования. Справедливости ради надо отметить, что ученые-педагоги Российской Федерации давно сделали объектом специальных исследований проблемы здоровья человека. В этом научном направлении работали Абаскалова Н.П., Айзман Р.И., Апанасенко Л.Г., Казин Э.М., Казначеев В.П., Марков В.В., Прокопенко Т.И., Соловьев Г.М., Трещева О.Л. и многие другие. Фундаментальные труды, которые были опубликованы российскими исследователями, могут служить для нас научной и психолого-педагогической основой.

А в Кыргызстане как обстоять дела по этому направлению педагогической науки? Да, имеются некоторые исследования, затрагивающие проблемы здорового образа жизни. Но они далеки от концептуальности, системности, комплексности. Во многих исследованиях автор решает свои узкие задачи. Например, отдельными авторами были опубликованы следующие работы: Х.Ф. Анаркулов «Методическая направленность в современной педагогике спорта» (1984), «Совершенствование физического воспитания в общеобразовательных школах» (1989), «Спортивно-массовая оздоровительная работа при сельских клубах» (1990); Г.С. Акиева «Система охраны здоровья школьников в Кыргызстане» (1996), «Педагогические основы повышения эффективности системы охраны здоровья школьников в Кыргызстане» (1997); А. Мамытов «Сымбаттуу болуу өзүңдөн» (1987), «Саламаттыгыңды сактай бил» (1996), «Высшее физкультурное образование в Кыргызстане: современное состояние  и перспективы на будущее» (1998); Н.И. Шарабакин «Физическая культура и здоровье» (1967), «Педагогический контроль за уроками физической культуры» (1992). Как видно из названий, большинство трудов связаны с распространением физической культуры и спорта. И речь в них преимущественно идет о проблемах физической культуры и спорта. Но в некоторых исследованиях раскрываются вопросы укрепления здоровья молодого поколения.

Так, монографии Г.С. Акиевой отличаются своей ориентацией на охрану здоровья школьников. Эти труды составляют основу её докторской диссертации, выполненной по специальности 13.00.01 – общая педагогика. Тема диссертации «Педагогические основы развития и совершенствования системы охраны здоровья школьников в Кыргызстане». В этой работе впервые идет речь о сформировании у школьников здорового образа жизни. Ученый рассматривает теоретические основы охраны здоровья школьников, история развития системы охраны здоровья детей, современное состояние охраны здоровья детей в общеобразовательных школах Кыргызстана. По мнению Г.С. Акиевой, «Успеваемость ребенка, его поведение, взаимоотношения со сверстниками и учителями зависит от состояния здоровья. Дети, страдающие от различных заболеваний, требуют помощи, индивидуального отношения» [1]. Как мы видели, эта диссертация открыла пути для нового направления исследований в кыргызской педагогике. Но с тех пор в этом плане не были выполнены серьезные исследования, не наблюдаются сдвиги вперед. А современность требует усиления такого рода исследований, требует доведения к населению результатов таких исследований.

Среди работ, проведенных в Кыргызстане в направлении обучения учащихся к здоровому образу жизни, были успешные и провальные попытки. Например, 1999 году была опубликована на кыргызском и русском языках учебное пособие для учителей «Жашоонун сергек мүнөзү» («Здоровый образ жизни») [2]. Для внедрения соответствующего предмета в школьную программу в некоторых общеобразовательных учреждениях прошла апробация. Однако содержащиеся в нем сведения о половых отношениях порождали сильное сопротивление общественности, так как они даны слишком откровенно, пришлось снять учебник с использования. Это было своеобразным уроком для создателей учебников и для исследователей.

Разумеется, посвященные к различным аспектам здорового образа жизни труды на кыргызском языке в основном имели научно-популярный характер, и преследовали цели просвещения, информирования всего населения по этим вопросам. Таких трудов было опубликовано довольно много. Эти работы вынуждали молодежь Кыргызстана заботится о своем собственном здоровье, принесли неоценимую пользу в деле пропаганды здорового образа жизни.

Однако в общеобразовательных школах обучение к здоровому образу жизни остается в разрыве от общего учебно-воспитательного комплекса. Значит, в будущем мы должны выполнить энное количество работ, для этого есть все предпосылки, имеются множество аспектов, могущие служить темой для научных исследований. Если исследования по здоровому образу жизни тщательно проводятся, их результаты, опыты внедряются в систему образования, тогда в обществе происходят позитивные сдвиги в обучении молодежи к здоровому образу жизни. Поэтому развитие кыргызской педагогической науки в русле обучения молодежи к здоровому образу жизни является велением времени.

 

Список литературы

1.      Акиева  Г.С.  Педагогические  основы  развития  и  совершенствования  системы  охраны   здоровья школьников в Кыргызстане: Дисс. …док.пед.наук: 13.00.01 – общая педагогика. – Алматы: 1997.

2.      Шапиро Б.М., Башмакова Л.Н., Курманова У.Г. Жашоонун сергек мүнөзү:  Мугалимдер үчүн окуу китеби. – Бишкек: ОсОО фирма «Лига-мед. ЛТД», 1999.