Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛАХ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно школа, а затем и ВУЗ готовят человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение. Развитие современного общества, внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания школьников, адекватной реакции учителя на происходящие изменения.

Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.

Следовательно, актуальной проблемой современного образования является учёт личностного потенциала конкретного обучающегося, а также формирование и развитие его познавательных интересов. Мы полагаем, что именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем. «Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [9; 10]. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем и психологом, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что общее образование на завершающем этапе должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться» [2]. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» [2] поддерживают около четверти старшеклассников.

Профильное обучение берет на себя функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач обеспечения профессионального выбора молодежи и одновременно сохраняет некоторую академическую заданность преподавания «основ наук» [5].

Профильное обучение должно реализовать принципы вариативности и дифференциации общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства, что по экономическим и другим причинам трудно ожидать от эволюционных изменений содержания общего среднего образования, ориентированного на академическую модель накопления знаний. На основе исторического подхода исследователями осуществлен ретроспективный анализ проблемы становления и развития профильного обучения в России, что позволило выявить исторические предпосылки его развития и охарактеризовать пять исторических этапов профильного обучения.

I этап: середина XVIII - конец XIX в. - зарождение классической и реальной школы; II этап: начало XIX в. - 1917 г. - становление новых типов учебных заведений; III этап: 1917 г.  - середина XX в. - развитие профессиональной и предметной дифференциации; IV этап: середина XX - конец XX в. - развитие профессионально-ориентированной и уровневой дифференциации; V этап: с 2000 г. - по настоящее время - введение профильного обучения на государственном уровне. [4]

Таким образом, идея профилизации школы не нова. Российская школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и критический анализ поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

Научный интерес для определения траектории профилизации отечественной школы представляют знания об эволюции образовательных профилей в странах Запада. В истории XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования. В этот период идет становление высшей школы, включающая основные направления образовательной подготовки.

В середине XVIII – XIX вв. в странах Западной Европы произошел переход от ручной (ремесленной) работы к машинной (фабричной). Началась индустриальная эпоха. Такое производство требовало грамотного и дисциплинированного работника, подготовку которого должна была обеспечить школа и определенная организация обучения в ней. Образование эволюционировало. Появились направления (профили) – классический содержащий стандартный набор предметов, и технический (реальный) готовящий людей к работе в сфере экономики и на производстве. В последние десятилетия прошлого века многие ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования.  Анализ зарубежного опыта профильного обучения дает пеструю и разнообразную картину. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны [8]. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в  основной школе: “академический”, который  в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей [4].

В Англии в структуре школы выделяются следующие компоненты: начальная школа, основная неполная средняя школа, полная средняя школа. Срок обязательного обучения составляет 11 лет. Первые два года обучения напоминают детский сад, занятия проходят в основном в форме игры. После трех лет обучения в неполной средней школе учащиеся разделяются на тех, кто будет заниматься по программам, направленным на экзамены и поступление в полную среднюю школу (около 40%), и тех, кто не собирается продолжать образование после окончания обязательной школы. Таким образом, уже в последних двух классах неполной средней школы как бы формируются два профиля: "академический" и "неакадемический".

Учащиеся, которые учатся в "академическом" профиле, занимаются по более продвинутым программам, определяемым экзаменационными требованиями, и в конце 11-го года обучения сдают экзамены за среднюю школу. Часть выпускников обязательной школы идут работать или учатся в профессиональных школах, аналогах наших ПТУ.

Полные средние школы (2 года обучения) являются, по сути, подготовительными в вузы. Обучение в них носит специализированный характер. Учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Во многих полных средних школах Англии на первом году обучения имеется один обязательный для всех предмет: общегуманитарный курс, включающий элементы обществознания, истории религии, экономики, социологии. Как правило, школьники изучают три предмета по профилю будущего вуза. Это могут быть: математика, физика, химия, физика, биология, экология, история Великобритании, история религии, социология и т.д. Возможны весьма разнообразные наборы предметов - из тех, которые может предложить школа. Такая узкая специализация подвергается критике педагогической общественностью за недостаточную широту образования. Набор предметов в академическом профиле включает основные дисциплины и зависит от размера и возможностей школы. Чем больше школа, тем больше курсов она может предложить. Основные дисциплины (английский язык и литература, история, география, математика, физика, химия, биология, искусство, иностранные языки) представлены в виде отдельных курсов. Таким образом, в полной средней школе Англии ведется только академическое обучение, направленное на поступление в вуз. При этом нет естественно- научного или гуманитарного и иных профилей; для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план - в отличие от ряда других стран [8].

Норвежская система школьного образования за последнее столетие претерпела немало изменений. Реформа 1976 года положила начало становлению норвежской трехлетней Старшей профильной школы. Старшая школа выделилась в самостоятельный вид образовательного учреждения и стала дополнительным звеном 9-летней обязательной основной школы. Так норвежская школа начала переход к двенадцатилетней системе обучения. Реформа 1994 года удлинила срок обучения в основной школе до 10 лет и определила обучение в старшей школе обязательным для всех. Таким образом, сегодня в Норвегии действует обязательная система 13-летнего школьного обучения (с 6 до 19 лет). Старшая школа  в Норвегии осуществляет свою деятельность на принципах единообразия, обеспечивая равные права и возможности для всех учащихся. Единообразие подразумевает также обеспечение единого стандарта образования на всей территории страны, т.е. работу школ по единому учебному плану и по единым программам по всем предметам.

Следующей важной особенностью норвежских Старших школ является то, что все они являются профильными и предоставляют учащимся возможности для обучения по выбору, как на академическом, так и на профессиональном направлениях. Обучение на академическом направлении длится 3 года, а на профессиональном до 4 лет, включая двухгодичную практику на предприятии. Каждая Старшая школа предлагает широкий спектр общеобразовательных профилей (физико-математический, естественно-научный, социально-экономический, языковой, обществоведческий) и 4-5 профессиональных профилей из 14 существующих. К их числу относятся такие профили как дерево - и металлообработка, электроника и обслуживание компьютерной техники, строительство, кулинария, сельское хозяйство, а также несколько творческих профилей, таких как музыка, танцы, театр, основы журналистики и работа СМИ и др.

Покидая основную школу, норвежские учащиеся оказываются перед необходимостью сделать важный выбор: какой профиль обучения избрать и в какую старшую школу поступить. В старших школах отсутствуют вступительные экзамены. Таким образом, каждый учащийся может поступить в любую старшую школу, если там существуют интересующие его профили и имеется достаточно мест для всех желающих. [3].

Во Франции профилизация обучения в средней школе осуществляется более ста лет. За последние десятилетия в ней произошли существенные изменения. В настоящее время она состоит из последовательных этапов обучения: начальная - элементарная школа, неполная средняя школа - коллеж, полная средняя школа - лицей.

Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Главных отличий от российской средней школы два. Во-первых, именно на этом этапе начинается специализация, во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalaureat, или сокращенно BAC) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 62% [12]. На продолжение обучения в лицее (II цикл обучения в средней школе — необязательный) имеют право все граждане, окончившие коллеж (I цикл). Лицейское образование Франции имеет три основных направления обучения: общее, технологическое и профессиональное. Первые два направления оказываются более связанными между собой, так как реализуются в лицее общей и технологической направленности. Профессиональный лицей является самостоятельным образовательным учреждением. Все три направления готовят к степени бакалавра в своих областях и тем самым дают право на продолжение обучения в системе высшего образования.

Цель  профильного  обучения  в  лицее  Франции  —  многопрофильном  учебном  заведении  с естественнонаучными, филологическими, социально-экономическими и технологическими направлениями дифференциации — «развитие самостоятельности учащихся и овладение новыми компетенциями» [13]. Обучение в лицее общей и технологической направленности состоит из двух циклов: цикл «определения» (второй класс) и выпускного цикла (класс первый и выпускной).

Первый учебный год (второй класс) посвящен предпрофильной подготовке с единым для всех учащихся учебным планом. Основная задача — подготовка к выбору общеобразовательного или технологического направления обучения, определению серии (направления дифференциации) первого класса. В начале учебного года во втором классе все ученики проходят тестирование по французскому языку, математике, истории- географии и первому иностранному языку. Выявив с помощью тестов слабые и сильные стороны знаний учеников, их распределяют по «модулям», проводимым по перечисленным четырем предметам.

Кроме общей программы ученики второго класса выбирают три дополнительных предмета которые не только дополняют и расширяют общеобразовательную подготовку, но и закладывают основы специализации. От того, какие предметы выберет учащийся, в значительной степени зависит как профиль бакалаврского диплома, так и направление последующего обучения в вузе. [11].

Начиная с первого класса (второй год обучения) общеобразовательной направленности предусмотрены три направления специализации (профильной дифференциации): социально-экономическое направление; филологическое (литературное) направление; естественнонаучное направление. Обучение в первом классе каждого направления включает группу общих обязательных предметов-доминантов, один обязательный предмет на выбор, два или более факультативных предмета. В выпускном классе каждое направление дифференциации подразделяется на профили в зависимости от выбранной дисциплины в качестве дополнительной подготовки первого класса и как специальной дисциплины выпускного класса.

Таким образом, содержание профильного обучения в лицее общеобразовательной направленности представляет собой обязательное обучение (общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины) первого и выпускного класса; дополнительное обучение (дополнительный предмет и факультативные дисциплины) первого класса; специализированное обучение (специальная дисциплина и факультативы) выпускного класса.

Проанализировав опыт профилизации, можно сказать, что направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем [7].

Анализируя содержание профильного обучения в России с позиции компетентностного подхода, можно выделить в качестве ведущих такие компетентности обучаемых: гуманитарную, естественнонаучную, математическую, социально-экономическую, информационно-технологическую. В каждой из них воплощается высокий уровень знаний, умений и результатов работы в конкретной сфере деятельности [1].

В этом контексте основные критерии эффективности профильного обучения, можно определить, исходя из дидактических показателей, согласно которым учащийся способен, готов и умеет проводить такие процедуры: 1) быстро и точно формулировать промежуточные задачи, возникающие в образовательной деятельности; 2) предвидеть возможные результаты при использовании того или иного способа решения прикладных задач; 3) принимать решения и реализовывать их в образовательных ситуациях, характеризуемых некоторой неопределенностью; 4) оперативно сравнивать реальные и целевые результаты в ходе разрешения образовательной проблемы; 5) непрерывно реконструировать учебную деятельность в системах ситуативного обучения [6].

В России профильное обучение присутствует в старших классах (10-11). Обучение происходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Основной целью профильного обучения в старших классах является обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, а также расширение возможностей социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Проведенный анализ зарубежного опыта в сфере реализации профильного обучения важен для осмысления опыта профильной подготовки старшеклассников в России, определения места профильной школы в системе образования. Нужно отметить что в основе разработки содержания профильного обучения и в России, и в зарубежных странах, лежат такие педагогические идеи, как формирование умения учиться, и развитие индивидуального и личностно ориентированного характера обучения. Хоть профильное обучение в России и выполняет аналогичную задачу стран Запада – подготовка старшеклассников к выбору профессии или подготовке к поступлению в высшее учебное заведение по профилю, главное отличие от Западных школ - обучение дается на обязательном базовом уровне с углубленным изучением профильных дисциплин по общему учебному плану.

Таким образом, на основе анализа зарубежного опыта профильного обучения можно определить возможность использования его адаптационного потенциала для построения новых организационных моделей профилизации обучения в структурной взаимосвязи различных уровней допрофессионального и профессионального образования.

 

Список литературы

1.      Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. N 10.

2.      Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // www.wciom.ru

3.      Карпов, Е.Н. Зарубежный опыт профильного обучения. Профильная школа: опыт норвежских коллег / Е.Н. Карпов // www.internet-school.ru.

4.      Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783).

5.      Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля.

6.      Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования // Педагогика. 2001. N 6.

7.      Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века / В.В. Орленок, В.А. Гриценко, Д.О. Хабузова // География в школе. - 2001. - №4. - С. 21-30.

8.      Профильное обучение в зарубежных странах // www.vestnik.edu.ru

9.      Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.

10.   Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 351 с.

11.   Arrete du 18 mars 1999 // Bulletin official de l’education nationale № 14 du 8 avril 1999. (article 3).

12.   Ecole primaire, college, lycee: en route vers le bac…// Label France Avril/ Juin 2004. P.11.

13.   La reforme de la voie generale // http://eduscol.education