Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Ванадзор, Армения
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В качестве одной из важнейших стратегических целей системных реформ армянского общества заявлено становление правовой государственности. В ходе радикальных преобразований экономики и соответствующей трансформации политико-правовой системы сформировалась и была зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах институциональная основа правового государства. Тем не менее, как показал посттрансформационный период жизни армянского общества, сами по себе институциональные преобразования являются необходимыми, но не достаточными условиями достижения цели. Необходимы долговременный процесс формирования соответствующих установок общественного сознания, преобразования правового менталитета, развития правовой культуры, воспитания поколений с высоким правосознанием.

Проблема создания полноценного правового общества в Армении, а главное – обеспечение активного участия молодого поколения в этом процессе – является одной из ведущих задач развития государства, без решения которого не может быть успешным осуществление всего комплекса проводимых в стране реформ и преобразований.

Правовая социализация – это один из тех процессов, который необходим для нормального функционирования и развития общества.

Научный интерес к социализации не только как к явлению социально-психологическому, но и как к педагогическому, не просто научная инициатива группы ученных-теоретиков, а насущная реальность нового времени, детерминированная действием ряда глобальных тенденций [7, с. 6-7].

Во-первых, это мировая тенденция усиления динамизма социальных процессов, которая, по мнению М. Мид, И.С. Кона и других ученых, способствует становлению нового типа общества с ―префигураративной культурой‖ ориентированного, главным образом, на будущее. Это требует принятия новой философии жизни, новых моделей образования.

Вторая глобальная тенденция, которая побуждает современных ученых и практиков серьезно обращаться к проблемам социализации – возрастание значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека (―человеческий фактор‖).

Правовую социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей правовой культуры окружающей среды. Процесс правового становления личности происходит посредством правового воспитания, а также с помощью предметно-практической деятельности самого индивида. Сущность данного процесса заключается в неуклонном движении от отчуждения к присвоению определенного ценностного ареала правового пространства [1, с. 105]. На этой основе формируются осознанные позитивные социально- правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в обществе. Таким образом, правовая социализация является обязательной и важнейшей предпосылкой правомерного поведения, способной заменить внешние санкции внутренним контролем самой личности.

В методологическом контексте можно выделить три вида правовой социализации:

1.     Социализация посредством обучения, которая заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.

2.     Социализация на собственном и чужом опыте, происходящая в результате осмысления юридически значимых событий своей жизни, собственных достижений и ошибок, а также жизненного опыта окружающих людей.

3.     Символическая социализация, основывающаяся на абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Основные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, культурной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения. Она способна в любых ситуациях практически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ поведения. Однако хорошая правовая социализация полностью исключает отклоняющееся поведение [5, с. 42-43.].

Результат правовой социализации – правовая сформированность личности, ее правовая психология. В педагогическом плане это связано с определенной, а именно – правовой сформированностью ее педагогических свойств, т.е. наличием в них правовой составляющей:

- правовой образованности;

-   правовой воспитанности;

-   правовой обученности;

- правовой развитости.

В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности. Необходимость всестороннего изучения феномена правовой социализации в целях получения научно-

обоснованного представления о закономерностях его протекания и познания факторов, влияющих на его эффективность, актуализируется в рамках социологии права – науки, возникшей на стыке социологии и юриспруденции.

В научных исследованиях юридического профиля по проблемам правовой социализации дается следующее определение данного социального феномена: правовая социализация личности – это «процесс освоения индивидом правовых ценностей, правовой культуры, норм поведения; это механизм формирования и развития социально-правовой сущности личности и как результат – становление субъекта права, успешно функционирующего в правовом поле» [8, c. 27]. В литературе по социологии права правовая социализация представляется в качестве процесса, в ходе которого «субъект осваивает нормы и принципы права и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого и вошли в его собственную систему представлений о мире. Иными словами, в ходе правовой социализации индивид приобретает общие знания правовой культуры, доминирующей в его обществе, и обретает навыки регулирования своего поведения на основе правовых норм» [3,c.      128]. При этом отмечается наличие прямой взаимосвязи между понятиями «правовая социализация» и «правовая культура», что, по мнению авторов, дает основание считать правовую социализацию введением в правовую культуру.

В общем процессе правовой социализации можно выделить правовое воспитание как «процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения» [2, c. 215]. В юридической литературе правовое воспитание связывают с целенаправленной деятельностью государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; с систематическим воздействием на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностной ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [6, c. 623]. Правовое воспитание, таким образом, выступает в качестве эффективного механизма правовой социализации, направленной на формирование правового сознания, правовой культуры личности, активной социально-правовой деятельности.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных, спонтанных, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации.

Необходимо резкое преодоление стихийности и придание правовой социализации граждан, начиная с дошкольного возраста, целенаправленного, организованного и регулированного характера.

Сущность правовой социализации здоровой личности – социальна. Ее протекание и результаты обусловлены в решающей степени прижизненно общественными обстоятельствами (принцип социальной обусловленности), а не врожденно и не биологически. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере, они – в возможностях общества и людей, отвечающих за законность и правопорядок, а также руководителей, родителей, коллективов, всех граждан  – патриотов своей страны [4, c. 52].

Правовая социализация – продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Верно утверждение: человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 – то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 – то, что он сделал с собою сам. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но они во многом таковы, какую дорогу он выбрал. Другие люди не в состоянии кардинально изменить человека, пока не начал действовать механизм саморазвития. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении.

Непосредственные факторы, влияющие на процесс правовой социализации, лежат в социально- психологическом феномене, именуемом образ жизни. Это целостная микросистема материальных условий, круга людей, с которыми он постоянно общается, и собственной активности человека, слитых в воздействующий на него  комплекс.  Важно  оценить,  как  этот  микромир  влияет  на  правовую  социализацию,  попытаться усовершенствовать его влияние, а в необходимых случаях по возможности вообще сменить его.

Изначальная психологическая задача, которая относится к уровню государственных органов, органам власти на местах и к каждому коллективу, группе – это задача коренного перелома в отношении к правовой социализации граждан, подрастающего поколения, к преодолению преобладающей стихийности этого процесса, создание системы регулирования правовой социализации, основанной на упреждении отставания или деформаций ее. Задача эта столь же актуальна, сколь и сложна, особенно в условиях современной Армении.

Подход к созданию такой системы ныне следует искать не в затратных мерах, а в интенсификации, предусмотренных к актуализации возможных мер. Требуется система мер, к которым могут быть отнесены: законодательные, организационные, образовательно-пропагандистские, кадровые, методические, научные.

Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении цивилизованного правового общества Армении. Это не просто особая, дополнительная задача, но и содействующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды – это мировоззренческие взгляды; правовые отношения – это одновременно и моральные отношения; правовые привычки – привычки цивилизованного поведения; правовая позиция – жизненная позиция; правовое поведение – условие жизненного успеха.

Правовая сформированность личности – продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств: семьи, школы, среды. Но главное – зависимость от самого человека, от стремления быть честным, достойным, заслуживающим уважения гражданином Армении, a также осознанного выбора друзей и культурного досуга либо, напротив, – бессмысленного времяпровождения. Влияния избранного пути, «школы жизни» велики [9, с. 244].

Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными.

Исследование процесса  социализации составляет одну из  вечных задач педагогики,  социологии, психологии, философии. Эта закономерность проистекает из нескольких важных обстоятельств.

Понятие «социализация» исследуется  с  разных точек зрения.  Исследование социализации имеет междисциплинарный характер, так как изучается по самым различным направлениям – это философия, социология, психология и педагогика.

 

Список литературы

1.      Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей / А.Н. Бабенко //―Государство и право‖. 2005, N2.

2.      Лапаева В. В. Социология права. М.: ―Норма‖, 2008.

3.      Социология права: Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. Ростов н/Д., ―Феникс‖, 2006.

4.      Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., ―ЮНИТИ-ДАНА‖, 2001.

5.      Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекции. М., 2000.

6.      Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: ―Юристъ‖, 2004.

7.      Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личности. Учебное пособие. Астана, ЕАГИ, 2011.

8.      Усимова И.П. Правовая социализация личности // Дисс. ... канд. юрид. наук. М.. 2007.

9.      Юридическая педагогика /Учебник [Беличева С.А., и др.]: Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. М.: ―ЮНИТИ-ДАНА‖, 2004.