Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТ ФИЛОСОФСКОЙ ДОКТРИНЫ В.С. СОЛОВЬЕВА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.Г. ШНИТКЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Мысль В.С. Соловьева об изначальной свободе воли, данной человеку, различные аспекты замысла философа о воссоединении бытия со всей очевидностью являются производными библейского мифа о сотворении мира. Всеединство как принцип бытийного устроения, строящегося из многоразличных элементов, связанных и сообразных так, что часть тождественна целому, по преимуществу является философской доктриной, рационализированным толкованием новозаветной символической характеристики цельного и совершенного устроения мира [3]. Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий Вселенной.

Музыкант, являясь частью микрокосма, представляет собой сложное психологическое единство, отличающееся способностью творить, преображать хаос, разрозненный мир в космос. Человек как интенция всеединой сущности в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство.

А.Г. Шнитке – русский музыкант немецкого происхождения – активно писавший в различных стилях, жанрах, направлениях и формах, творил новое музыкальное искусство, модель которого состоит из следующих компонентов: телесности познания, мультимодальности творчества, модальностей воображения, игры как организации образовательного пространства, порой неподвластной сознанию.

Сознание, по мнению А.Н. Леонтьева, это – фундаментальное и предельное понятие в сформированной системе психологических понятий. Одно из наиболее ранних представлений о сознании и его структуре принадлежит выдающемуся психологу, родоначальнику теории психоанализа Зигмунду Фрейду, утверждавшему, что сознание имеет некую иерархическую структуру и включает в себя три составляющих: подсознание, сознание, сверхсознание [4].

Л.С. Выготский понимал под смысловым строением сознания характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Системное строение он рассматривал как довольно сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Рассмотрим дефиницию концепта в компаративистском аспекте.


   Таблица 1

Сравнительный аспект концепта «сознание»


Фамилия

Дефиниция

Смысл концепта

Концепт опыта

 

 

А.Н. Леонтьев

фундаментальное и предельное

понятие в сформированной системе психологических понятий

 

 

понятие

 

 

единичность

 

 

З. Фрейд

некая иерархическая структура,

включающая в себя три составляющих: подсознание, сознание, сверхсознание

 

 

структура

 

 

множественность

 

 

Л.С. Выготский

характер обобщений,

посредством которых совершается осмысление человеком мира

 

 

характер обобщений

целостность

 

Опираясь на данные таблицы, можно с определенной долей условности утверждать, что «сознание» в психологии имеет  наиболее обобщенное и полное значение в  трактовке Л.С. Выготского. Иерархичность структур сознания ставит во главу угла З. Фрейд, в то время как А.Н. Леонтьев отмечает в качестве доминантного фундаментальность и предельность понятия.

Для нашей статьи представляет интерес рассмотрение музыкального сознания А.Г. Шнитке. Музыкальное сознание можно рассмотреть в широком и узком смыслах. В узком смысле – пластичная (текучая, по А.Ф. Лосеву) совокупность образов и процессов, сопровождающих порождение и восприятие музыкальных явлений и основанных на присвоении музыкальной культуры как общественной формы музыкальных знаков и значений [2, с. 4].

В широком смысле – антропологическая функция психики, которая есть способность к структурированию содержания сознания его смыслового наполнения, будь то переживания или когнитивные установки на вариативной основе сопряжений и соподчинений различных единиц информации (содержательных элементов, образов внешней и внутренней для человека реальности) по образно-смысловым потокам, образующим монодические, полифонические, гомофонно-гармонические, додекафонические, изолированно-пуантилистические и другие схемы внешних и внутренних реалий бытия личности [2, с. 4].

Взгляды А.Г. Шнитке на музыкальную психологию формировались под воздействием воззрений В. С. Соловьева. Изучая философию ученого, А.Г. Шнитке во многом разделял его взгляды о всеединстве. Эти взгляды он оригинально и глубоко претворял в своем музыкальном творчестве. Герой всех его лирико-психологических произведений тяготеет к построению определенных философских идей, в которых можно легко уловить связь с «всеедиными» темами искусства (смерть и бессмертие, свет и тьма, любовь и ненависть).

В музыке А.Г. Шнитке отчетливо слышно повествование о неразрывной связи человека и Вселенной, о духовном и бездуховном, о сознании и подсознании, а также об извечной борьбе добра со злом. Все музыкальное творчество композитора говорит о том, что человек – это единая с окружающей действительностью частица Вселенной.

Академик В.И. Вернандский утверждал, что каждый человек является неотъемлемой частью природы и существует внутри нее [1]. Это единство обусловлено, в первую очередь, функциональной связью человека и окружающего его мира. Вернандский считал, что человечество по своей сути – это природное явление, поэтому влияние Вселенной сказывается на жизни, образе мысли человека, творчестве.

Творчество, по А.Г. Шнитке – это деятельность, результатом которой является создание новых духовных ценностей, позволяющих человеку стать субъектом смыслополагания, смыслоопределения, осмысленного преображения действительности. Творческая деятельность открывает возможности дополнения природной основы индивидуального и общественного бытия миром моральных, религиозных и культурных ценностей.

А.Г. Шнитке рассматривал психологический аспект творчества в личностном и процессуальном планах. Музыкальное творчество композитора предполагало формирование у личности таких мотивов, способностей, знаний и умений, благодаря которым создавался продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Рефлексия данных свойств личности выявила важную роль воображения, интуиции, умственной активности личности в музыкальном творчестве. А.Г. Шнитке стремился раскрыть, преумножить, развить созидательные возможности субъекта.

Психологические взгляды А.Г. Шнитке базировались на философской теории В. С. Соловьева о всеединстве. Вслед за философом, А.Г. Шнитке утверждал, что

-   физическое воздействие музыки сохраняет и усиливает человеческую природу;

-   стираются границы между духовным и физическим мирами;

-   теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству, является магия любви и эстетики. Таким образом, можно отметить:

-     основные творческие идеи композитора и музыканта А.Г. Шнитке формировались под влиянием великого русского мыслителя В. С. Соловьева, что способствовало раскрытию антропологической функции психики как способности к структурированию содержания сознания;

-   различные стилистические, жанровые приемы и средства художественной выразительности в музыке А. Г. Шнитке кардинально меняют человеческое сознание;

-   музыкант, композитор, философ А.Г. Шнитке разрушает существующие каноны и стереотипы, создавая

новое и оригинальное мировоззрение, побуждая людей к изменению мировосприятия.

 

 

Список литературы

1.      Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

2.      Торопова А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф… дис. канд. пед. наук. — Москва, 2009. — 20 с.

3.      [Электронный ресурс].–URL: http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/solov.htm (25.12.2015 г.).

4.      [Электронный       ресурс].–URL:       http://medicinapediya.ru/professiyu-psiholog-vvedenie/psihologicheskaya- struktura-soznaniya.html (29.12.2015 г.).