Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В статье рассмотрены некоторые возможности организации самостоятельной работы в учебном процессе как инструментарий повышения эффективности обучения студентов

Ключевые слова: самостоятельная деятельность студентов, внеаудиторная работа, профиля подготовка, уровень сформированности

 

Тот факт, что задачи образования практически на любой его ступени могут быть решены только в системе аудиторных занятий, был ясен передовым педагогам уже в достаточно далеком прошлом. Например, вполне определенно высказался в этом отношении Я.А. Каменский, который "альфой и омегой'' своей дидактики считал открытие таких способов, при которых "учащиеся меньше бы учили, учащиеся же больше учились" [1,2].. Это высказывание одного из основоположников дидактики имеет для нас особое значение в том плане, что оно было сделано во времена, когда количество подлежащих усвоению знаний еще не внушало тревоги. Основная причина постоянного возрастания значения СРС в настоящее время - это рост объема научной информации. Однако известно, общий рост объема научной информации сопровождается трением процесса ее старения. Для практических целей не столь важно, какие конкретные цифры, имеющиеся по этому поводу в наукометрии, мы примем за основу. Все согласны в том, что научные данные, не входящие в основное ядро, базис науки, оказываются способными служить человеку все более краткое время, затем заменяются данными уточненными, либо совершенно новыми. При этом наши наблюдения показали, что если такая мотивация, такие навыки не сформированы в вузе, они с трудом формируются после его окончания.

Одним из существенных аспектов изменения самого труда в настоящее время является возрастание его творческого характера. В широкой социологической перспективе это означает дальнейшее продвижение общества по пути преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом. Для цели нашего исследования важно подчеркнуть и другое: необходимость воспитания навыков творчества в колледже , в частности, на уроках технологии. Как часть, сюда входит и воспитание умения проявлять творчество в внеаудиторной работе. Собственно, всякое творчество предполагает самостоятельность; следовательно, самостоятельная работа студентов, как форма организации учебных занятий, важна и в этом отношении.

Нами отмечается, в частности, что главными критериями активности и самостоятельности студента считаются: соединение в его деятельности собственной мысли с выполнением умственных и физических действий; собственные побуждения студента и осознание ими цели, смысла работы; отсутствие педагогического руководства; внесение в  выполняемую работу чего-то нового по отношению  к воспроизводимому образцу; готовность к труду и преодолению трудностей и т.д. [3].

По сути дела, если отвлечься от частностей, разграничиваются, прежде всего, два понимания. Согласно одному из них, речь идет о форме организации учебных занятий и тогда СРС обычно оказывается третьей в перечислении этих форм: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Это один подход к пониманию СРС. Достоинством такого подхода является объективная легкость разграничения: действительно, в этом случае никто не спутает лекцию с СРС. Существенный недостаток, однако, состоит в том, что остается "за кадром" важнейший момент: наличие элементов сторон, характеристик того, что традиционно обозначается как самостоятельная работа в других (аудиторных). формах организации учебных занятий. А вот другой наш подход к пониманию СРС. Мы будем понимать СРС в этом широком смысле слова, в т.ч. используя и этот термин. Условно, однако, чтобы ограничить это наше понимание от традиционного обозначения организационной формы обучения, мы будем использовать термин "самостоятельная деятельность студентов" (СДС). Таким образом, СДС включает СРС.

Мы считаем, характер и виды СРС могут быть различными. Они зависят от специфики предмета, от особенностей изучаемого материала, от поставленной задачи.

Таким образом, будем широко понимать СДС как все виды его учебного труда во всех формах организации учебных занятий, при условии, что этот труд выполняется без непосредственного и прямого руководства преподавателя и в этом, и в другом случае не подвергается сомнению

Однако она определяет мнение в системе обучения и воспитания, которые нельзя не учитывать, изменения не могут идти по пути удлинения сроков обучения. Однако, в современной системе обучения есть еще резервы -




это рационализация в использовании имеющихся и выявленных новых форм и методов обучения. Многое можно сделать за счет "сгущения", уплотнения учебной информации, подачи ее на более высоком уровне обобщения, а также за счет оптимизации общих учебных умений студентов.

Характер и виды СРС могут быть различны, так как зависят от специфики предмета, особенностей изучаемого предмета, поставленной задачи. В то же время вся СРС, осуществляемая в рамках профессиональной подготовки, обязательно должна осуществляться в соответствии с принципами политехнизма. Это значит;

1)    в учебном процессе профессионального обучения далее /ПО/ включаются все необходимые предметы профессионально-политехнического   цикла;

2)      отраженные в них знания, умения и навыки усваиваются студентами в процессе СРС на основе принципа политехнизма через все его три элемента: а) выделяется главное, современное, научное; б) на примере конкретного выявляются общие основы индустрии или с - х, в) изучаемое конкретно увязывается с жизнью, теория с практикой.

3). Проведенный в экспериментальном исследовании анализ сформированности уровня знаний у студентов в плане их политехнической подготовки, а также общеучебных умений и навыков показал, что; 1) для реализации в школе политехнического принципа не подготовлены как окончившие I курс, так и выпускники контрольной группы ПО. Им свойственны низкий общетехнический кругозор; б) слабая практическая подготовка; в) недостаточно развитое техническое мышление, анализ и синтез; г) затруднения в связи технических и технологических объектов изучения с научными основами их функционирования; д) слабая методическая подготовка и реализация политехнического принципа. 2) уровень общеучебных умений и навыков в разрезе трех групп: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные в основном низок, а также скорочтение, саморегуляция и т.д. совсем отсутствуют не только на первых, но и на 4-х курсах в контрольных группах. Определены типичные трудности студентов ПО в их внеаудиторной работе по профилю кафедры методики преподавания общетехнических дисциплин и труда, а также трудности в работе учителя ПО, выявлена их связь с уровнем организации СРС. В направлении преодоления дидактических трудностей на ПО нами принята за основу система мер, разработанная Т.С. Поляковой и скорректированная применительно к условиям учебного процесса ПОКазНПУ им. Абая. Исследование трудностей и путей их преодоления осуществлялось в рамках СРС с целью выявления связи СРС с типичными трудностями. Современная средняя и высшая школы развиваются: первая, как образовательная, вторая - как профессиональная, но обе имеют единую основу - трудовую политехническую. Поэтому все, что касается политехнизма применительно к школьному обучению, в полной мере касается и обучения учителей ПО, так как студенты - будущие учителя ПО, В этом преемственная связь: школа- ПО - школа, в рамках которого профессиональная подготовка должна быть политехнической в смысле слова, но не монотехнической.

В профессиональной политехнической подготовке важное место занимает СРС. В нашем широком понимании СРС - это все виды его учебной деятельности во всех формах организации учебных занятий, осуществляемые без непосредственного и прямого управления.

Характер и виды СРС могут быть различны, так как зависят от специфики предмета, особенностей изучаемого предмета, поставленной задачи. В то же время вся СРС, осуществляемая в рамках профессиональной политехнической подготовки, обязательно должна осуществляться в соответствии с принципами политехнизма. Это значит;

1)     в учебном процессе ПО включаются все необходимые предметы профессионально-политехнического




цикла;


 

2)      отраженные в них знания, умения и навыки усваиваются студентами в процессе СРС на основе




принципа политехнизма через все его три элемента: а) выделяется главное, современное, научное; б) на примере конкретного выявляются общие основы индустрии или с - х, в) изучаемое конкретно увязывается с жизнью, теория с практикой;

3)    проведенный в экспериментальном исследовании анализ сформированности уровня знаний у студентов в плане их политехнической подготовки, а также общеучебных умений и навыков показал, что; 1) для реализации в школе политехнического принципа не подготовлены как окончившие I курс, так и выпускники контрольной группы ПО. Им свойственны низкий общетехнический кругозор; б) слабая практическая подготовка; в) недостаточно развитое техническое мышление, анализ и синтез; г) затруднения в связи технических и технологических объектов изучения с научными основами их функционирования; д) слабая методическая подготовка и реализация политехнического принципа. 2) уровень общеучебных умений и навыков в разрезе трех групп: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные в основном низок, а также скорочтение, саморегуляция и т.д. совсем отсутствуют не только на первых, но и на 4-х курсах в контрольных группах. Определены типичные трудности студентов ПО в их внеаудиторной работе по профилю кафедры методики преподавания общетехнических дисциплин, а также трудности в работе учителя ПО, выявлена их связь с уровнем организации СРС. В направлении преодоления дидактических трудностей на ПО нами принята за основу система мер, разработанная Т.С. Поляковой и скорректированная применительно к условиям учебного процесса ПОКазНПУ им. Абая. Исследование трудностей и путей их преодоления осуществлялось в рамках СРС с целью выявления связи СРС с типичными трудностями.

Исследование подтвердило предположение, что существует закономерная связь между уровнем СДС и успешностью их учебной работы в вузе, практической работы учителем по окончании вуза, соответственно, повышая средствами оптимизации уровень самостоятельного труда студентов на каждом этапе их обучения на ПО, в целом способствуем формированию их готовности к работе учителем [4,5].

В работе изучен уровень сформированности общих учебных умений студентов ПО готовящего учителей ПО. Были выявлены и проанализированы существенные недостатки в системе работы по формированию общих учебных умений студентов, соответственно, низкий уровень культуры учебного труда.

Следовательно, рациональной СДС необходимо считать важным путем совершенствования всей подготовки учителя. В наших конкретных условиях речь шла об учителе ПО, с большей доли вероятности этот вывод можно распространить на подготовку учителя вообще. Показана связь между выявленными в статье типичными трудностями студентов в СР по профилю кафедры профессионального обучения и типичными трудностями в работе учителя соответствующего профиля. Разумеется, такую связь можно предложить дедуктивным путем, считая несомненным, что от качества подготовки студентов зависит успешность их работы в школе. Однако, выявление роли и значения именно СДС, понимаемую широко и включающую в их работу на аудиторных занятиях, имеет особое значение и для практической подготовки учителя, и для проведения соответствующей разъяснительной работы с самими студентами. В процессе опытной и экспериментальной проверки установлено, что СДС может быть оптимизирована только на основе существенного повышения их культуры учебного труда, которая понимается как осознанное выполнение требований гигиены умственного труда в сочетании со свободным владением общеучебными умениями. Вместе с тем показано, что оптимизация СДС – не только сама система (т.е. результат), но и процесс, связанный целым рядом направлений работы, решением конкретных задач. Для создания такой системы в вузе необходимо:

-   совершенствовать учебные планы, заложив в них идею самостоятельного учебного труда студентов как составную часть формирования у него качества всесторонне развитой личности;

-    определить трудоемкость предметов, составляющих содержание вузовской подготовки специалистов, общий и семестровый фонд времени и средние затраты на СРС по каждому предмету, создав на факультетах оптимальные графики такой работы с учетом профиля подготовки будущего специалиста, требований культуры умственного труда студентов и реальных возможностей студентов по овладению ею;

-   разработать на каждой кафедре систему проблемных заданий, стимулирующих творческую деятельность студента и обеспечивающих непосредственное включение каждого из них в различные формы учебных исследований студентов;

-    организовать во всех академических группах вузов целенаправленность по воспитанию у студентов интереса и готовности к  СР  самообразованию в  различных условиях познавательной и  практической деятельности;

-   совершенствовать способы управления самостоятельным трудом студентов, формы и методы контроля и самоконтроля, широко используя технику, программированное обучение;

-     содействовать разработке и изданию методической литературы по вопросам научной организации, культуры и техники самообразования студентов;

-     объединить усилия ученых, учителей, преподавателей средней высшей школы для  разработки и

внедрения в систему образования комплексной программы СР на преемственной основе "Школьник – студент - молодой специалист". Привести содержание, формы методы этой работы в соответствии с целями и задачами, стоящими перед вузом.

Решение этих задач в полном объеме применительно ко всей системе педагогического образования, позволит качественно улучшить подготовку учителя, приведя ее в соответствие с теми высокими требованиями, которые выдвинуты профессиональной школы». В то же время понятно, что оптимизация СДС - лишь часть более широкой проблемы совершенствования подготовки учителя, что в самом предмете исследования не были в равной мере раскрыты все существенные вопросы. В частности, необходима дальнейшая работа по таким направлениям, как: определение особенностей СДС - будущих учителей применительно к различным профилям подготовки; выявление на этой основе стимулирующих проблемных заданий, доведенных до конкретно- методического уровня; разработка и издание соответствующей литературы в помощь студенту других профилей, которые  либо  вообще не рассматривались,  либо были рассмотрены применительно только к контрольному профилю подготовки.

Разработка  профессиограммы  учителя  профессионального  имеет  своей  целью  создание  научно-обоснованной     системы     подготовки     учителя     и      определения     оптимальных     условий     формирования профессионально важных качеств его личности, как учителя- воспитателя.

Для определения оптимального содержания, форм и методов профессиональной подготовки учителя ПО, способного успешно решать стоящие перед нами задачи в системе среднего общего образования молодежи, необходимо улучшить структуру и содержание его предметной деятельности, раскрыть специфику профессиональных функций, определить объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник высшей школы.

Общие цели и задачи подготовки учителя средней общеобразовательной школы определены в ее уставе. В профессиограмме мы рассматриваем цели и задачи преподавания, достаточно известные, т.к. широко освещаются в курсах методики преподавания ОТД при изложении ее общих вопросов и в отдельных статьях. Они кратко сформулированы в объяснительной записке к программам средней школы общетехническим дисциплинам.

Однако все эти документы еще не дают общей и полной картины качеств, которыми должен обладать учитель ПО средней общеобразовательной школы. Ответить на этот вопрос поможет профессиограмма.

В профессиограмме учителя общетехническкх дисциплин и труда обращаем внимание на содержание работы учителя ПО, и на ее основе определяем обьем и содержание специальных умений, навыков и знаний, которыми должен обладать выпускник ПО за время обучения в педагогическом институте.

При разработке профессиограммы учителя ПО использовались следующие методы:

1.    Наблюдение за работой учителя в школе, устный и анкетный опрос, обобщение их педагогического опыта.

2.        Систематический  анализ  материалов    и  замечаний  преподавателя        методики     преподаванияобщетехнических дисциплин, учителями школ.

3.   Анкетный опрос студентов ПО.

4.     Экспериментальное изучение качества  специальных  знаний, уровня развития навыков и умений у студентов-выпускников.

Главной задачей высшей педагогической школы является формирование научного мировоззрения,

вооружение студентов определенной суммой знаний, навыков и умений для учительской работы в школе. Выявлена система мотивов, присущих СРС, позволяющих наметить формирование качеств будущих учителей ПО. Наиболее значимые мотивы отражают характер изменения структуры мотивов в КП иУИР.

В настоящее время выдвигаются и более высокие требования к развитию у студентов научного мышления, к формированию познавательных интересов, склонностей и способностей к педагогической деятельности,  к работе с детьми. Реализация этих требований подразумевает развитие у каждого студента высокой активности и познавательной самостоятельности, жажды знаний и ответственности за воспитание подрастающего поколения. Поэтому вполне естественно, совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школе должно найти возможности как в улучшении известных, так и во внедрении новых форм и методов работы.

Весь учебно-воспитательный процесс в высшей педагогической школе на ПО должен быть приведен в соответствие с задачами и обязанностями учителя ПО.

 

Список литературы

1.      Заѐнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация:– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

2.      Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С И Архангельский- М.: Высш. шк.,1980. 368 с..

3.      Асаналиев         М.К.          Technology         of         Organization         of         Students’         Independent        Work. MiddleEastJournalofScientificResearch//Scopus. – 2013. - VolumeDecember 2013.

4.      Грановский Г.И. Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического – Харьков, 2006 – №13. – С. 72 - 77.

5.      Асаналиев М.К..Educational Technique of Development of ―Program System of Training Tasks‖ European Researcher International Multidisciplinary journal №7.2013.С. 1366-1372