Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современное высшее профессиональное образование ставит перед собой главной целью развитие автономной, самостоятельной личности, способной самосовершенствоваться и самообразовываться в условиях постоянно меняющегося информационного пространства. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении содержания, используемых методов и средств в организации высшего профессионального образования для достижения студентами уровня профессиональной компетентности, чтобы в дальнейшем могли эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Как правило, в традиционной форме обучения преподаватель сам полностью организовывает занятия, подбирает материал и оценивает работу студентов. Однако, в последние годы наблюдается тенденция изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов, где последние выступают уже ни как объекты обучения, а как полноправные субъекты, реализующие образовательный процесс. Происходит перераспределение  ролей «преподаватель-студент», где преподаватель является «помощником, советчиком, консультантом, организатором, источником информации, наставником».[Riley, 1997]. Конечно же, речь не идет о полной автономности учащихся в учебном процессе, так как обязательно будет присутствовать контроль их деятельности со стороны преподавателя. Они участвуют в постановке учебных задач, в отборе учебного материала, оценке своих достижений. Таким образом, управляя учебным процессом, учащиеся несут часть ответственности за свое обучение.

Концепция учебной автономности или автономии (learningautonomy) обучающегося изначально рассматривался зарубежными исследователями в связи с обучением взрослых иностранным языкам в так называемых специальных целях. Затем эта проблема была перенесена на более широкий образовательный контекст и стала предметом многих исследований в рамках непрерывного образования в европейских программах. Над проблемой занимались такие зарубежные исследователи, как Г. Холек, П. Бенсон, Л. Диккинсон, Ф. Дж. Джереми, М. Джози, Д. Литтл, П. Райли и др.Впервые определение автономности было предложено Г. Холеком, как способность учащегося нести ответственность за свою учебную деятельность , самостоятельно устанавливать цели, задачи, определять содержание, также отбирать методы и приемы обучения, при этом самостоятельно оценивать уровень достигнутого. [Holec, 1981. p.77]. Тогда как Д. Литтл определяет автономность не только как способность управлять учебной деятельностью, но и умением перекладывать эти навыки на более широкий  учебный контекст. [Little, 1991]. Особый интерес также представляет подход Л. Диккинсона, который автономность сравнивает с такими понятиями, как самоуправление, индивидуализация обучения и самообучение. Суть терминологии по Диккинсону заключается в том, что студент несет ответственность за изучение нового и сам определяет сферу и степень этой ответственности в учебном процессе. [Dickinson, 1987].

Много трудов принадлежат отечественным исследователям, занимавшимся проблемой автономного обучения. Согласно Н.Ф. Коряковцевой, автономия – это способность учащегося продуктивно осуществлять учебный процесс, анализировать и оценивать свою деятельность, накапливая и делясь своим опытом, при этом эффективно взаимодействуя с образовательной средой, в то же время, принимая на себя ответственность за эту деятельность. [Коряковцева, 2001].

По мнению И.Д. Трофимовой, автономия представляет собой умение личности самостоятельно принимать решения, анализировать и оценивать различные учебные ситуации, принимать себя как субъекта, несущего ответственность за процесс обучения. [Трофимова, 2003. стр.16].

Тогда как Е.Н. Соловова рассматривает автономность, как равную или разделенную ответственность между субъектами образовательного процесса. [Соловова, 2004. стр. 83].

Некоторые ученые, как например М. Джози, выражают мнение, что автономное обучение невозможно, если учащиеся обладают низким уровнем образовательной компетенции и где формой оценивания результатов студента выступает экзамен, но на практике студенты становятся успешными, если созданы необходимые условия для реализации учебного процесса и их потенциала, а также при наличии мотивации.  Вот здесь автономность и самостоятельность как раз таки выступают ключевыми условиями для успешной учебной деятельности в рамках курса, имеющего ограниченное количество часов.

Понятие автономности в рамках дисциплины «Иностранный язык» включается в себя не только ответственность учащихся в управлении учебным процессом, но так же способность самостоятельно выбирать способы учебной деятельности, необходимые формы работы, осуществлять анализ результатов деятельности с последующей корректировкой, и, как следствие, способность использовать этот комплекс умений в условиях самообучения. Преподавание иностранного языка на неязыковых факультетах составляет лишь один академический год, и это означает, что дальнейшее изучение будет происходить самостоятельно. Поэтому студенты должны уметь работать с различными источниками, уметь самостоятельно находить и анализировать необходимую им информацию, что раньше было прерогативой преподавателя. Также важно уметь самостоятельно выстраивать свой учебный график, эффективно сотрудничать с окружающими для достижения общих целей и получения положительных результатов. Поэтому задача помочь студентам стать успешными учащимися и исследователями является очень важной.

Использование современных педагогических технологий в сочетаний с информационно- коммуникационными такими, как проектно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, дает возможность студентам максимально проявить свою самостоятельность и ответственность на всех этапах обучения. Необходимо в свою очередь создать условия, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, реализует потенциал обучающегося и раскрывает его как самостоятельную, автономную личность. Педагогическое сопровождение как новая форма партнерских отношений преподавателя и студентов является эффективным условием при формировании автономности у студентов, где учащиеся узнают новое, создают свой собственный мир, анализируют  полученные  знания.  Продуктивным  является  использование  метода  проектов,  дискуссии, «мозгового штурма», ролевые и деловые игры проблемной направленности, профессиональной направленности. Одним из необходимых условий для достижения цели является информированность обучающихся о задачах, формах учебного процесса, содержании и тех навыках и умениях, которые подлежат развитие на данном этапе обучения. И в конце каждого этапа он должен оценить, удалось ли ему решить поставленные задачи. Например, такой эффективной формой организации деятельности является разработка дистанционных курсов на платформе MOODLE в on-line режиме. Конкурируя с другими коммерческими системами дистанционного обучения , MOODLE выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом виде, что дает возможность приспособить систему под особенности своего курса, а при необходимости и встроить в нее новые модули. Он позволяет организовать обучение так, что преподаватель и студент, а так же студенты между собой совместно решают учебные задачи, осуществляют взаимообмен знаниями, что является очень важным при формировании самостоятельности, автономности и ответственности у студентов. Если студент решает, что тот или иной навык требует дополнительной отработки, то он возвращается к необходимому разделу. В этом случае могут еще помочь сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий», которые предназначены для обсуждения преподавателем и студентом индивидуальных учебных проблем, рецензирования работ, а для групповых обсуждений существует задание «Форум». Студенты совместно с преподавателем могут участвовать в отборе материала для закрепления материала. Важной особенностью MOODLE является то, он дает возможность студенту и преподавателю совместно участвовать в управлении учебным процессом.

Таким образом, формирование автономности у студентов в рамках обучения иностранному языку является одной из важных задач и необходимым условием успешной организации образовательного процесса. Для решения поставленной задачи необходимо, чтобы студенты были информированы о целях и формах учебной деятельности, готовы к решению любых учебных задач. Они также должны понимать свою роль, как равноправного участника в управлении учебным процессом, несущего ответственность за свою деятельность, способного на самостоятельный поиск необходимого материала, умеющего оценивать результаты достигнутого.

 

Список литературы

1.      Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры. [Текст] / Н.Ф. Коряковцева // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: сб. науч. тр. МГЛУ; вып. 461. – М., 2001.– С. 16 – 17.

2.      Логинова, Т.Г., Мосина М.А., Павлюкевич Л.В. Опыт организации самостоятельной работы студентов в ПГГПУ: материалы внутривузовского конкурса «Модели организации самостоятельной работы студентов в ПГГПУ»/под общ. редакцией А.И. Санниковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. –с. 44-55.

3.      Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка [Текст] / Е.Н. Соловова. – М., 2004. – С. 83.

4.      Трофимова, И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения устудентов языкового вуза (немецкий язык, I курс) [Текст] / И.Д.Трофимова. Дис.… канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Д. Трофимова. – Улан-Удэ, 2003. – 222 с.

5.      Циркунова С.А. Формирование стратегий автономности студентов на основе курса «Английский язык для академических целей»/ Науч. журнал «Вестник Иркутского госуд. лингвистического университета №4(25)», 2013. – с.289-295.

6.      Dickinson, L. Self-instructioninlanguagelearning / L. Dickinson. – Cambridge:CambridgeUniversityPress, 1987. – 200 p.

7.      Holec, H. Autonomy in Foreign Language Learning / H. Holec. – Oxford: Pergamon,1981. – 87 p.

8.      Little, D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues, and Problems / D. Little. – Dublin,1991. – 175 p.

9.      Riley, P. The guru and the conjurer. In autonomy and Independence In Language Learning, P. Benson and P. Voller (Eds.) [Text]/ P. Riley. – London : Longman, 1997. – p.114-131.