07 февраля 2016г.
Одной из главнейших задач высшего и среднего специального образования является введение в практику обучения новых педагогических и информационных технологий, действенных механизмов интеграции образования с наукой и производством. В связи с этим мы считаем проблема внедрения в педагогическую среду применения интерактивных методов и эффективных педагогических технологий обучения одна из важнейших и актуальных задач, как в системе образования высших школ, так и во всех учебных заведениях.
На вопросы, каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? Каким образом добиться эффективности педагогического процесса в целом? Как интересно, легко, сжато добиться гарантии выполнения поставленной цели педагога? и т.п. Таких вопросов в деятельности учителя очень много. В истории педагогики для этого предлагались различные пути: такие как, воспитание ответственности, внедрение лабораторных или иных методик обучения, развитие мотивации, адаптация учебного материала и т.д. Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение.
Интерактивность, понимая как непосредственный диалог, обретает в наши дни особое значение, связанное с высоким уровнем развития техники. Интерактивными сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Появились в системе образования интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», «инсерт», «кластер», «бумеранг», «кубики», «синк вейн», «зигзаг», «пила» и т.д. Некоторые из них применяются на практике, как технологии обучения, «технология бумеранг», «технология лестница», «кейс-технология» т.д.
Проблемой применения интерактивных методов и педагогических технологий обучения в педагогическом процессе высшей школы у нас в Республике Узбекистан занимаются: Азизходжаева Н.Н., Ишмухамедов Р.Д., Мирсолиева М.Т., Саидахмедов Н., Толипов У., Усманбоева М., Очилов М., Зиемухамедов Б., Абдуллаева Ш. и мн. др.
Изучая состояние проблемы в вузовской практике, пришли к выводу:
- преподаватели считают применение интерактивных методов и педагогических технологий обучения в педагогическом процессе чрезвычайно важно, т.к. интерактивные методы и технологии нацелены гарантировать эффективного достижения результатов поставленной цели.
Одним из эффективных, на наш взгляд, является кейс-технология, или как проще еѐ называют «кейс- стади».
Кейс-стади – технология обучения, представляющая собой упорядоченную совокупность оптимальных способов и средств обучения, научного исследования и анализа информации, коммуникации и управления. Оно инструментально обеспечивает реализацию поставленной образовательной цели и гарантирует достижение прогнозируемых учебных результатов в процессе решения проблем практической ситуации, изложенной в кейсе.
По содержанию цели и задач, кейс-технология, сходится с теоретическими основами проблемного обучения. И в основе проблемного обучения, и в основе кейс технологии лежит педагогическая закономерность развития личности – объективные противоречия есть источник движения и развития.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. В проблемной ситуации у студента недостаточно знаний, либо он не владеет способами действия для решения данной проблемы.
Проблемное обучение, как творческий процесс, представляется как решение нестандартных научно- учебных задач нестандартными же методами.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его
природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.
Проблемная ситуация – это состояние умственного напряжения, специально вызванное с познавательной целью. Примерами проблемной ситуации могут служить следующие:
· Следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для учащихся фактами (разрушающими теорию).
· Многообразие концепций и отсутствие надѐжной теории для объяснения данных фактов.
· Практический доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
· Противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью.
· Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное, и наметить пути решения, когда человек, столкнувшись с проблемой, точно знает: что ему неизвестно.
Психологической наукой установлена определѐнная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация → проблема → поиск способов решения → решение проблемы.
Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
Сначала возникает проблемная ситуация, а потом формируется учебная проблема. Главными признаками учебной проблемы являются:
· Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний.
· Наличие у учащихся определѐнного запаса знаний для осуществления поиска в направления нахождения неизвестного.
Главные условия успешности проблемного обучения:
· Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.
· Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).
· Значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого.
· Необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Психолого-педагогические цели проблемного обучения:
· Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
· Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
· Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
· Развитие профессионального проблемного мышления.
Обобщая выше изложенные мнения, теоретические концепции, можно сделать вывод кейс-технология проблемного обучения эффективнее и целесообразнее, чем традиционные типы обучения, где целью является усвоение результатов научного познания, а кейс-технология проблемного обучения – ставит целью – выработать у учащихся навыки умственных операций и действий.
Список литературы
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: учеб. пособие. - Т.: ТДПУ, 2003. – 233 с.
2. Новые технологии обучения: метод. сб. / [Ред. Кол. Б.И. Холод (гл. ред.) и др.]. -М.: НМЦВО, 2000. –Вып.27. – 256 с.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. – 252 с.