Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСТЕРВЕГ ОБ УЧИТЕЛЕ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Фридрих – Адольф – Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) является выдающимся представителем немецкой демократической педагогики 19 столетия. Его практическая деятельность и многочисленные труды оказали большое влияние на развитие педагогики не только в Германии, но и в других странах Европы.

Дистервег был крупнейшим дидактом на Западе после Коменского и Песталоцци, сумевшим разработать систему практических правил обучения, которым руководилось не одно поколение. Основной целью воспитания Дистервег считал подготовку из ребенка совершенного человека. Следуя Руссо и Песталоцци, он выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Хороший учитель должен, прежде всего, в совершенстве владеть своим предметом, любить детей и преподавание и вести его таким образом, чтобы вызвать у них стремление к знаниям. Эта мысли выражена следующим образом: «Во всяком истинном обучении соединены 3 фактора: знание предмета (объекта), любовь к делу и к ученику (субъекту). Педагогические способности (субъективно – объективный метод). Эти три стороны обучения соединяются в единое гармоническое целое в личности преподавателя, которая оказывает и на учащихся тройное влияние, от чего они приобретают знания предмета, любовь к нему, волю и силу для достижения знаний». Из упомянутых требований предлагается любовь учителя к его профессии и детям, наличие у него педагогического энтузиазма. Хочется, что бы учитель отличался живостью, и бодростью, так как именно эти его свойства обеспечивают увлекательный характер его занятий. Горячая любовь к педагогическому делу должна, по мнению Дистервега, сочетаться у педагога с твердой волей. Хороший учитель, должен твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в студентах упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Подчеркивая воспитательное значение силой воли, педагог заявляет о дидактической способности учителя иметь твердый характер. Строгий и требовательный педагог должен быть и в тоже время справедливым. При этом, предъявляющий ко всем ученикам справедливые требования, должен считаться и с индивидуальными возможностями и особенностями каждого из них. Поэтому ему необходимо, глубоко знать своих учеников и обладать педагогическим тактом, который подскажет ему правильную линию поведения в каждом отдельном случае. Дистервег придает особое значение непосредственному личному примеру учителя. Поведение учителя на занятиях и не только является наглядным образцом для подражания со стороны учащихся. Что бы вся деятельность учителя служила примером организованности, точности, добросовестного выполнения своих обязанностей. « Сходите в школу, - пишет Дистервег, - где учитель дышит энергией, и посмотрите, что он творит. Напряженное внимание, проглядывающее во взглядах учеников, в их глазах, свободно льющейся речи, одним словом во всем».

Руководство для преподавателя

Считая, что успех всего школьного дела определяется самим учителем. Педагог придаёт большое значение его подготовке. «Невозможно дать другому то чего не имеешь сам, и не возможно развивать, воспитывать и образовывать других не будучи самому развитым, воспитанным и образованным».

Трактуя процесс обучения как возбуждения задатков, Дистервег видит основную задачу семинарского образования в развитии умственных сил будущих учителей.

Усматривая цель семинарского образования в развитии учащихся, Дистервег утверждает, что подготовка не должна ограничиваться только сообщением учителю небольшого запаса знаний и умений, которые ему непосредственно необходимы в его будущей практической деятельности. Педагогические учебные заведения должны, по мнению Дистервега, заложить прочные основы общего образования и привить своим воспитанникам интерес к науке и стремление к дальнейшему усовершенствованию. Современная подготовка педагогов должна быть преобразована в соответствии с духом времени и выдвигать в качестве первоочередной задачи расширение естественно - научных познаний будущих учителей. Он требует, чтобы семинария прививала будущим учителям любовь к природе и вооружала их умением производить наблюдения, ставить с простейшие опыты и т.д.

Исходя из идеи природосообразного воспитания, педагог сможет правильно обучать только в том случае, если он будет хорошо знать ребенка.

«Учитель не должен пренебрегать изучением психологии и философии, которые можно назвать светильником педагогики. Кто не знает сущности человека, не знаком с телесной и духовной его организацией, не сведущ в законах его естественного развития, тот не может образовывать, обучать и воспитывать человека согласно с его природой».

От знакомства с физическим развитием учащегося воспитанники переходили из курса в курс к изучению его психологических особенностей. Являясь сторонником индуктивного метода обучения, учитель никогда не отталкивался от своих знаний по психологии от готовых положений и установленных истин. Он анализировал совместно с учащимися конкретные проявления психической деятельности ребенка и стремился выявить обуславливающие причины. Таким путем он приводит ученика к знанию общих законов, управляющей человеческой психикой, и к пониманию взаимной связи между ее отдельными функциями. Рассматривая воспитание народа как одну из самых соответствующих задач, мы доказали, что педагогами должны быть самые уважаемые люди в обществе, и пытаться пробудить в самих учителях сознание их гражданских прав.

Мечты об учителе – гражданине, которые с энтузиазмом выполняют свою почетную миссию, воплотились в жизнь. «Педагог для учебного заведения, - это - то же, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину». Строя свой курс педагогики надо отталкиваться от ребенка, от его физиологических и психологических данных, отрывая педагогику от ее социальной основы. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми. В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагогики. Во всем мире передовые педагогические взгляды Дистервега получили высокую оценку, в германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издается полное собрание сочинений Дистервега. Педагогика ценит Дистервега как прогрессивного общественного деятеля, видного теоретика и практика педагогики.

 

Список литературы

 

1.Возникновение и развитие педагогической теории. 

2.Педагогика в философских системах древности. 

3.Пискунов А.И. Дидактические взгляды А.Дистервега// Сов. Педагогика. – 1956. - №1.

4.Кант И.О педагогике Изд. 2-е – М.: Изд-во К.И. Тихонова, 1907. 5.Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М.: Просвещение, 1980.