Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БУДУЩЕЕ НАЦИИ – В ОБУЧЕНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Аннотация. В статье рассматривается истоки здоровьесберегающего подхода в педагогической науке Кыргызстана. Анализируется здоровьесформирующая деятельность кыргызского народа. Отмечается необходимость опоры в обучении молодежи здоровому образу жизни к национальным видам спорта и народным подвижным играм.

Ключевые слова: народная педагогика, национальные виды спорта, народные подвижные игры, ценностный подход к здоровью, здоровый образ жизни.

Annotation. The article discusses the origins of health-approach to teaching science in Kyrgyzstan. Zdorovesformiruyuschaya analyzed activity of the Kyrgyz people. The need support in training young people healthy lifestyles to the national sports and popular mobile games.

Keywords: folk pedagogy, national sports, traditional outdoor games, value-based approach to health and a healthy lifestyle.

Разумеется, у каждого народа имеются педагогические традиции, которые были сформулированы историко-культурными, социально-экономическими, материально-духовными условиями жизни. Они связывают педагогическую  науку с этнографией и фольклористикой. И называется это явление народной педагогикой. Народная педагогика интерпретируется таким образом: «Народной педагогикой можно понимать совокупность педагогической информации (знаний) и опыта воспитания, которая сохранена в укладе жизни и быта народа, отражена в устном народном творчестве, традициях, обычаях, детских играх и др. Народная педагогика исследует педагогическую культуру, разработанного в тысячелетнем опыте народа и используемого в жизненной деятельности до сегодняшнего дня» [6, 19-б.].

Традиционные обычаи кыргызской народной педагогики имеют многовековые корни. Они напрямую связаны с номадическим образом жизни. А у кочевой жизни есть свои особенности, богатый опыт и разносторонняя культура. В прошлых исторических периодах были моменты, когда номадическая культура преобладала в жизнедеятельности человечества. В современной философской мысли встречаются мнения, что кочевническая культура является не только прошлой эпохой истории человечества, но и её грядущим. И с этим можно в известной степени согласиться. Потому что сегодня наибольшая часть человечества живет буквально перекочевав из одного места к другому месту. Однако образ жизни современных «кочевников» никак не похож к жизни древних номадов.

Итак, будем рассматривать причин преобладания кочевнической  культуры  в ранних  веках истории человечества. Об этом рассказывается такое мнение: «Необходимо отметить следующие аспекты, которые подчеркивают доминирование номадизма над земледелием в общественном производстве человечества на азиатском континенте:

-     природно-климатические условия существования человечества (превалирование степей, пустынь, лесостепей, горных массивов), а также наличный растительный и животный мир (прародина основных одомашненных животных) более соответствовали становлению и развитию номадической культуры;

-      воинственность и господство кочевников было закономерной эволюцией вызовов истории и экстремальных условий существования номадической культуры, которая реализовывалась в общинности, цикличности, динамической сущности и изменчивости и т.д.;

-     приручение и одомашнивание животных (лошадей, верблюдов  и т.д.), открытие железа, создание маневренных колесниц, предметов военного снаряжения и обмундирования (телег-кибиток, юрты, одежды и оружия), постоянные набеги и войны (развитие опыта военных действий) объективно сформировали и обеспечили непререкаемые преимущества в стратегическом и тактическом военном отношении…» [3, с.51-52]. Можно было удлинить цитату, однако мы сочли архиважным вышеприведенную её часть.

Таким образом, кочевники, в том числе и кыргызы, жили в лоне природы в полном согласии с ней. Именно номады впервые приручили животных, впервые обрабатывали железную руду, изобрели колесо, на основе этого колесницу, наилучшим образом изготовляли оружие. Кочевой образ жизни требовал от человека готовности ко всему, постоянно быть в движении. В связи с этим в номадической культуре уделяли большое внимание к здоровью. В кыргызском народе забота к здоровью ребенка началась с его рождения. Об этом А. Алимбеков так размышляет: «Чтобы новорожденный ребенок рос здоровой, его обмывали соленой водой» [1, 3- б.]. По этой же причине, для развития детей крепкими и здоровыми, изобрели множество народных игр, и они использовались в различных развивающих целях. Народные игры в основном делились на две группы: «Детские развлечения можно разделить на две категории: игры-забавы, содействующие духовному развитию ребенка, и подвижные игры и упражнения, направленные на физическому воспитанию» [6, 34-б.]. Есть данные, что количество кыргызских народных игр достигает примерно полутора тысячи [2, 6-б.].

И вправду, значение народных игр в обучении развивающегося поколения к здоровому образу жизни, в подготовке их к грядущей жизнедеятельности, было огромным. Если не начать физическое и духовное развитие личности с младенчества, то не происходит полнокровное развитие человека. Поэтому детским забавам, играм, развлечениям отдавали большое место в жизни народа. По мнению исследователей: «У кыргызов с древности выделяли большое значение народным играм и развлечениям. Они стали основными формами физического воспитания. Ни один народный праздник не проходил без игр, без соревнований и без различных забав» [6, 34- б.].

Занимающийся со сбором и исследованием народных игр ученый Х.Ф. Анаркулов предлагает их следующую классификацию:

1. Игры, которые играют походя; 2. Игры, которые играют прыгая; 3. Игры, которые играют стреляя, бросая инструментов; 4. Игры, которые играют на снегу и льду; 5. Игры, которые играют ползая, вскарабкая, проходя через барьеры; 6. Игры, которые играют сохраняя равновесие; 7. Игры, которые играют ударяя руками и ногами; 8. Игры, которые играют поднимая и таская тяжести; 9. Игры, которые играют один на один; 10. Игры, которые играют плавая в воде; 11. Игры, которые играют верхом на коне; 12. Общеупражняющие и другие игры; 13. Развлекающие игры; 14. Игры, имитирующие охоту; 15. Игры, которые играют словами; 16. Трудовые и обрядовые игры; 17. Игры, связанные с ремеслами; 18. Игры, которые укрепляют тело. [2, 6-7-бб.]

Как видно из перечня, народные игры кыргызов преследуют разные педагогические цели. Самое главное, в них есть забота и к физическому развитию, и к умственному развитию детей. А сильный, ловкий, быстрый и умный, здравомыслящий, терпеливый человек всегда ценился в кочевой жизни. Кроме того, национальные спортивные  игры  не  требуют  огромных  материальных  затрат.  Насчет  этого  исследователи  говорят: «Национальные виды физического воспитания способствуют повышению возможностей привлечения учащихся к школьным движениям физического воспитания, не требуя солидных денежных средств, затрачиваемые к строительству спортивных сооружений. Использование национальных средств физического воспитания в школьном опыте повышает двигательную активность учащихся на уроках» [7, 124-б.].

В настоящее время  вполне возможно осуществление сформирования у молодежи здорового образа жизни средствами национальных видов спорта и средствами народных подвижных игр. Потенциал в этом плане у них весьма велик. Об этом в периодической печати публикуются множество статей. В одном из них отмечается, что «тренировка национальными видами спорта, национальными подвижными играми и физическими упражнениями способствует к формированию здоровой жизни, и спортсмены отличаются более крепким здоровьем и личностными качествами, которые обеспечивают успех в разной профессиональной деятельности» [4, с.63].

И в пословицах, являщихся океаном народной мудрости кыргызов, содержатся ценные мысли, высоко ценящие здоровье, силу, здорового образа жизни, правильное питание. Приведем несколько примеров: «Здоровье – большое богатство», «Первое богатство – здоровье…», «Сила и отца своего не признает», «Если ты силен, то будь как земля, которая всех поднимает», «Кумыс – кровь человека, мясо – душа человека» и т.д. [5].

В настоящее время в национальной педагогике делаются попытки вывести на передний план проблемы здоровья, обучение к здоровому образу жизни. Однако они пока далеки от превращения к целевой и масштабной программе, от внедрения к практике. Наполнения этого вакуума – создание и внедрение к использованию общенациональной программы обучения молодого поколения к здоровому образу жизни – должна стать основной целью дальнейшего развития национальной педагогики. Это станет основой развития кыргызской педагогической науки в новом направлении – в направлении обучения личности к здоровому образу жизни.

 

Список литературы

1.      Алимбеков А. Этнопедагогика. – Бишкек: 2002.

2.      Анаркулов Х. Кыргыз эл оюндары. – Бишкек: Кыргызстан, 1991.

3.      Аширалиев Ж.А. Методологические аспекты изучения номадической культуры. – Бишкек: Типография ГП «Кыргыздипсервис», 2008.

4.      Мундузбаев Б. Формирование здорового образа жизни у молодежи средствами национальных видов спорта и народных подвижных игр // Эд агартуу, №9-10, 2010.

5.      Пословицы и поговорки кыргызского народа. Из собрания академика К.К. Юдахина. – Бишкек: Илим, 1997.

6.      Рахимова Р.М., Панкова Т.В., Калдыбаева А.Т. Педагогика тарыхынын очерктери: Окуу куралы. Бишкек: КМПУ, 1998.

7.      Саралаев М., Букуев М., Мамбеталиев С. Манастан калган оюндар: Окуу-методикалык колдонмо. –Бишкек: 1995.