Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, физическая культура, коллектив образовательной организации, управление здоровьем, модернизация образования, профессионально-личностное развитие.
Аннотация: в работе представлена модель профессионально-личностного развития педагога через управление своим здоровьем на основе целостного подхода.
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Keywords: vocational and personal development, physical culture, collective educational organization health management, modernization of education, vocational and personal development.
Annotation: in the work presented a model of vocational and personal development teacher based on a holistic approach, shows health management is an important factor in forming corporate physical culture.
Формирование физической культуры в образовательной организации является не только социально важной задачей, направленной на развитие здоровьесбережения персонала, но и создание позитивного корпоративного общения. Поэтому целью нашей работы является разработка и внедрение проекта «Управление здоровьем персонала» [1].
Программа «Управление здоровьем персонала» - это выстроенная корпоративная система, которая включает:
1. Мониторинг состояния профессионально важных индивидуально-психологических и социально- психологических свойств личности [1,2].
2. Мониторинг физического здоровья[4].
3. Индивидуальные здоровьесберегающие программы [3].
4. Коллективные спортивные мероприятия [6].
5. Мастер-классы: фитнес-консультантов, диетологов, психологов, специалистов по кинезотерапии [5,7].
6. Образовательно-информационные технологии. Программа «Индекс здоровья».
Ключевая ценность любой компании - это люди, с высоким уровнем здоровья. В ведущих Университетах мира и крупных компаниях популярна программа «Healthcare management», она рассматривается как один из важнейших методов, используя который, работодатели могут минимизировать свои издержки и стимулировать работников. Здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие, является комплексным понятием, что обуславливает наличие целостной системы многофакторного управления им. По данным исследований Минздравсоцразвития России в структуре факторов, влияющих на здоровье человека, 48% составляет образ жизни, 20% – наследственность, 18% – окружающая среда, 14% – здравоохранение. Несмотря на объективность, на них можно влиять. Поэтому регулятором или фактором управления здоровьем людей могут служить направленные изменения образа жизни, наследственности, медицины, и т.д. - естественной и социальной среды. Специалисты уже давно подсчитали, что больной сотрудник обходится работодателям куда дороже, чем экономия на условиях труда. Мировая практика показывает, что правильно организованное управление здоровьем сотрудников позволяет снизить заболеваемость в коллективе на 40-50%, количество дней нетрудоспособности - на 20%, повысить диагностику хронических заболеваний - на 10-15% и, в результате, уменьшить средний срок временной нетрудоспособности на 30%. По данным ведущих страховых компаний, производительность труда здоровых людей выше на 20%, что сулит максимально продуктивную работу и процветание компании.
Основной целью предлагаемой программы «Индекс здоровья» является реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта через создание интегративной эффективной системы укрепления здоровьем всех участников образовательного процесса (профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов) университета.
Основные задачи программы:
1. Создание портфолио «Индекс здоровья» профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета.
2. Разработать показатели и критерии мониторинга «Индекс здоровья».
3. Разработать систему рейтинговой оценки здоровьесберегающей профессиональной деятельности педагогов, сотрудников и студентов как фактор морального, материального стимулирования и профессионально- личностного развития.
4. Определить приоритетные стратегические направления развития спортивной инфраструктуры университета.
5. Создание психолого-педагогических условий для реализации корпоративного проекта «Индекс здоровья».
Программа «Индекс здоровья» является инновационным проектом. Помимо своего целевого назначения вводится и для того, чтобы сплотить коллективы объединенного университета для повышения качества образовательного процесса и позиции в мировых рейтингах, привлекая для работы и учебы ведущих преподавателей и студентов со всего мира.
1. Аверясова Ю.О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов [Текст]/Л.Б Андрющенко, Т.Д. Алиев// М.: Издательство ТР-принт, 2015. - 170 с.
2. Аверясова Ю.О. Профессионально-личностное развитие преподавателей физической культуры в вузе [Текст] /Ю.О. Аверясова //Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-30 октября 2014г. «Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России». - М., 2014. - С. 14-20.
3. Александров, Д.С. Применение принципов рационального режима питания в повседневной жизнедеятельности студента (на примере ФГБОУ ВПО РЭУ ИМ. Г.В. Плеханова [Текст]/ Д.С. Александров, Д.Г. Степыко, Н.Л. Блинкова, А.С. Садова, Н.В. Столбецова, А.И. Федотова, А.В. Шаптефрац, Г.В. Щербаков // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи, Материалы VII межвузовской научно-практической конференции. - Саратов, 26 ноября 2015 г. - Выпуск 7. - С. 3-6.
4. Витько С.Ю. Физическое воспитание как основа развития, совершенствования и гармонизации человека в условиях технического прогресса [Текст] / С. Ю. Витько, Е. Ю. Внукова, Т. И. Макаренкова, И. Н. Антонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. Материалы VII Международной научно-практической конференции - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 103–106.
5. Кущева, Д.В. Взаимосвязь хронотипа и режима дня студента как неотъемлемая часть здорового образа жизни [Текст]/ Д.В. Кущева, Д.Г. Степыко, Т.В. Григорьева, Г.И. Суджаева, В.А. Фролова, Н.В. Белоусова, К.Б. Баратова // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи, Материалы VII межвузовской научно-практической конференции. - Саратов, 26 ноября 2015 г. - Выпуск 7. – С. 39-42.
6. Точигин М.Ю. Дифференцированный подход к проведению учебных занятий по плаванию. /М.Ю. Точигин, Е.Ю. Сысоева, А.М. Смирнов, Р.Ю. Булычев// Теория и практика физической культуры и спорта. Журнал. (Москва, №1 январь 2016),-С.52-53.
7. Фарзалиев, Д.А. Организация пищевого поведения до и после тренировки на каждый соматотип [Текст]/ Д.А. Фарзалиев, Д.Г. Степыко, Н.Н. Кудряшов, И.А. Черкасов, О.М. Пискарева, В.К. Орлов, Д.Г. Шведов, А.Д. Галкин // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи, Материалы VII межвузовской научно-практической конференции. - Саратов, 26 ноября 2015 г. - Выпуск 7. – С. 59-63.