Психологи определяют значение слова «адаптация» как постоянный динамический процесс, в ходе которого происходит не только интеграция личности в социум, но профессиональное, личностное развитие и самореализация. Опыт предыдущих лет показывает, что адаптационный период длится от полугода до года, в зависимости от качеств личности студента. Преодолев вступительные процедуры и будучи зачислены на первый курс, студенты находятся в состоянии эйфории. Большая часть студентов, приходя в медицинскую академию из «парниковых» школьных условий не подозревают, что обучение в вузе требует усидчивости, терпения, кропотливого труда.
На наш взгляд именно отношение к учебной деятельности студентов первых курсов является первой ступенью в формировании личности будущего врача. На первом курсе студенты медицинских ВУЗов изучают фундаментальные дисциплины, которые являются основой для изучения общих врачебных и специальных клинических дисциплин, а также для последующей врачебной и научной деятельности.
В последнее время из года в год наблюдается очень резкое падение качественной и количественной успеваемости при изучении дисциплины «Физика. Математика» студентами первого курса всех факультетов. В 2015-2016 учебном году вовремя получили зачёты 27% студентов.
Обеспокоенные таким результатом, мы предложили студентам лечебного (ЛФ) и педиатрического (ПФ) факультетов оценить ряд критериев для того, чтобы определить их собственное отношение к учебной деятельности.
В качестве критериев, влияющих на учебный процесс мы взяли:
1. мотивация к учебной деятельности;
2. самоорганизация;
3. самодисциплина;
4. способность к мыслительной деятельности, поиску и обработке информации;
5. реакция при столкновении с трудностями;
6. реакция на ошибки и замечания;
7. самоконроль;
8. работоспособность в аудиторное время;
9. работоспособность во внеаудиторное время.
Мотивация к учебной деятельности направлена на получение новых знаний и является одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели.
69% студентов ЛФ и ПФ считают, что они достаточно стабильно мотивированы, 31% и 27% - имеют неустойчивую мотивацию соответственно, а 4% студентов ПФ имеют низкую мотивацию.
Одной мотивации недостаточно. Важно планирование собственной деятельности студентом; рассмотрение
проблем учета времени и способов уменьшения его непродуктивных затрат. В связи с этим возникает необходимость проанализировать студентами их самоорганизацию (Табл.1) и самодисциплину (Табл.2).
Таблица 1
Оценка самоорганизации
|
Факультет/параметры самоорганизации |
Собранность, % |
Ориентирован на деятельность, % |
Имеет место растерянность, % |
|
лечебный |
19 |
59 |
22 |
|
педиатрический |
33 |
37 |
30 |
Таблица 2
Оценка самодисциплины
|
Факультет/параметры самодисциплины |
дисциплинированность, % |
Нуждается во внешнем контроле, % |
|
лечебный |
84 |
13 |
|
педиатрический |
73 |
27 |
Исходя из данных Табл.1 можно заключить, что студенты ЛФ в существенно большей степени ориентированы на деятельность, в то время как студенты ПФ значительно в меньшей степени. Поэтому и растерянность у студентов ЛФ меньше, чем у студентов ПФ.
Анализируя самодисциплину (Табл.2) видим, что оценка дисциплинированности у студентов и ЛФ, и ПФ до статочно высокая. Однако, потребность во внешнем контроле у студентов ПФ в два раза выше, чем у студентов ЛФ.
Способность к мыслительной деятельности, поиску и обработке информации побуждается мотивацией, что является очень важным в профессии будущего врача. По мнению студентов, этот критерий считают сформированным 81% студентов (ЛФ) и 83% студентов (ПФ), однако, неуспешная сдача зачета по дисциплине «Физика. Математика» противоречит данным результатам.
В ходе поиска и обработки информации у студентов возникают трудности, которые преодолеваются ими следующим образом: 94% студентов ЛФ и 79% студентов ПФ обращаются за помощью, но в основном к однокурсникам. Попытки получить информацию из учебной или научной литературы, а также в качестве консультации у преподавателя, студентами даже не рассматриваются. Остальные студенты предпочитают вообще отказаться от дальнейшей деятельности.
Данные по оценке реакции на ошибки и замечания приведены в Табл.3.
Таблица 3
Оценка реакции на ошибки и замечания
|
Факультет/параметры самоорганизации |
Исправления, % |
Игнорирование, % |
Срывы, % |
|
лечебный |
94 |
3 |
3 |
|
педиатрический |
97 |
- |
3 |
Из Табл.3 видим, что к исправлению стремятся все студенты, срывы немногочисленны, а игнорирование ошибок и замечаний не сильно, но выше у студентов ЛФ. Срывы, очевидно, связаны с тем, что студенты психологически не готовы к критике их работы (инфантильность). Игнорирование ошибок и замечаний, скорее всего, связано с тем, что они не умеют критически относится к замечаниям, считая, что они всегда правы, а преподаватель их неверно оценивает.
Одним из критериев нами было предложено студентам оценить такой критерий как самоконтроль. Самоконтроль основывается на воле— высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным желаниям.
Самоконтроль считают достаточным и примерно одинаковым на обоих факультетах 81% студентов, у остальных студентов - ослабленный.
Однако, данные по оценке самоконтроля противоречат их же собственным оценкам работоспособности в аудиторное (Табл.4) и во внеаудиторное время (Табл.5).
Оценка работоспособности в аудиторное время.
|
Факультет/параметры работоспособности |
Выносливость, % |
Быстрая утомляемость, % |
Отвлечение внимания, % |
|
лечебный |
63 |
31 |
6 |
|
педиатрический |
62 |
28 |
10 |
Таблица 5
Оценка работоспособности во внеаудиторное время.
|
Факультет/параметры работоспособности |
Выносливост ь, % |
Быстрая утомляемость, % |
Раздражитель ность |
Отвлечение внимания |
|
лечебный |
56 |
31 |
- |
13 |
|
педиатрический |
52 |
37 |
6 |
6 |
Быстрая утомляемость, раздражительность и отвлечение внимания приводят к снижению результатов в освоении дисциплины.
От того, как осуществляется переход от школьной жизни к нормальной студенческой деятельности, зависит эффективность дальнейшего обучения и самочувствия первокурсников. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести и к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Большой процент студентов первого курса, имеющих низкую успеваемость, совсем не обязательно связан с тем, что студенты не имеют достаточных интеллектуальных и творческих способностей. Часто это случается со студентами, которые по объективным или субъективным причинам не смогли определиться в новых условиях, не готовы к самостоятельной жизни, имеют идеализированные представления об учебе в вузе, со студентами, которым трудно дается переход к общению с новыми людьми.
На сегодняшний день традиционные вузовские структуры и общественные организации не всегда могут помочь студенту в решении такого рода проблем. Психологические службы в нашем вузе имеют очень небольшой штат сотрудников, который не в силах решить многочисленные задачи вузовской жизни.
Преподаватели, для обеспечения психологической безопасности, с самого начала работы и на всем протяжении обучения с данным набором студентов должны руководствоваться следующими принципами: 1) показывать полное доверие студенту; 2) строить отношения со студентами на основе равноправного партнёрства, не мешающего преподавателю пользоваться у студентов авторитетом; 3) чувствовать и реагировать на эмоциональный настрой группы; 4) открыто выражать свои чувства; 5) быть честным и искренним в своих взаимоотношениях со студентами.
1. Бухтоярова В.И., Дадаева Г.Н., Салтанова Е.В., Тихонова М.В. Мотивация обучения у студентов первого курса. Материалы III Кемеровской государственной медицинской академии: внутривузовский сборник трудов/ ГБОУ ВПО КемГМА Минздравсоцразвития России. – Кемерово: КемГМА, 2011. – 157с. – С.21-24.
2. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с.