Подготовка специалистов для здравоохранения России предполагает освоение обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций. Содержание компетенций представляет способность и готовность выпускника выполнять профессиональные действия. Профессиональная готовность – это, прежде всего, формирование знаний, умений и навыков. Практическая подготовка обучающихся, базирующаяся на теоретических знаниях, призвана помочь студентам приобрести профессиональные умения и навыки. Практические навыки формируются только при многократном повторении алгоритмов практических манипуляций на практике.
Производственная практика студентов является важной частью практической подготовки специалистов. В контексте формирования профессиональных компетенций организацию процесса производственного обучения на практике можно рассматривать, как создание условий для установления студентом связи между теоретическим знанием и производственной ситуацией или, в более широком плане, как создание условий обнаружения процедуры (знания и действия), подходящей для решения профессиональной проблемы. Ежегодное погружение обучающихся в профессию происходит благодаря постепенному освоению ими профессиональных обязанностей младшего и среднего медицинского персонала, а только после этого врачебного персонала лечебного учреждения. Полученные в процессе обучения знания находят реальное отражение на производственной практике и именно там формируется готовность студента к профессиональной деятельности.
Рассмотрим формирование готовности студента к профессиональной деятельности в период производственной практики на примере студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». На производственных практиках данной специальности у обучающихся должна быть сформирована готовность в лечебной деятельности:
- выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;
В соответствии с требованиями стандарта производственная практика должна предоставлять студенту необходимые условия для оценки полученных знаний и умений в реальной рабочей обстановке и дальнейшему их совершенствованию. Базовыми учреждениями для проведения производственной практики, как правило, являются государственные медицинские учреждения, работа которых строго регламентируется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Студенты-практиканты уже на этапе подготовки к производственной практике знакомятся с профессиональными требованиями, предъявляемыми к работникам. На данном этапе обучающиеся готовятся столкнуться с профессиональными рисками, получают информацию о необходимости прохождения периодических медосмотров и вакцинации от инфекционных заболеваний. Однако, современная нормативная база работы лечебно-профилактических учреждений России не позволяет студентам, обучающимся по специальности «Лечебное дело» полноценно участвовать в работе медицинского персонала и сформировать, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования компетенции.
Анализ выполнения обучающимися заданий в период производственной практики в качестве помощника врача скорой и неотложной помощи за 2002-2011 годы показал, что студенты 5 курса лечебно- профилактического факультета ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России приняли участие в следующих манипуляциях медицинских работников (Рисунок 1):
Список литературы
1. Давыдова Н.С., Богословская Л.В., Теплякова О.В. Центр практических навыков. Новые возможности преподавания практических умений. // Медицинское образование и вузовская наука.-2012.- №2. - С.61-63.
2. Теплякова О.В., Богословская Л.В. Симуляционные образовательные центры как инновационная технология медицинского образования. Направления совершенствования их деятельности. // Медицинское образование. - 2012: - С.83-85
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, 2010. 42 с.