Именно в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, происходит интенсивное развитие и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Опираясь на практический опыт, можно с уверенностью сказать, что число детей имеющих речевые нарушения не уменьшается, а увеличивается. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Зачастую здоровье у них ослабленное, нервная система нестабильна, проявляется либо эмоциональная возбудимость, либо заторможенность, артикуляционный аппарат развит слабо, нарушена общая и мелкая моторика, внимание неустойчиво, работоспособность снижена, повышена истощаемость нервных процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.
Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс (рис. 1). Поэтому особую роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя основано на следующих таких принципах как комплексность, системность и последовательность, индии6видуальность подхода, сотрудничество, единство и своевременность диагностики.
Коррекционно-воспитательная работа в логопедической группе должна быть продуманной и системной, в которой будет соблюдаться единый речевой режим, логопедизация во всех видах деятельности детей начиная от их прихода в детский сад и заканчивая уходом.). Благодаря такой организации коррекционно-образовательного пространства дети имеют возможность, дети закрепляют полученные речевые навыки и получают большую практику свободного речевого общения. Режим в речевой группе значительно отличается от общепринятого (нормы), нагрузка на протяжении всего дня распределена равномерно и реализация поставленных целей решается без лишнего напряжения и переутомления.
Взаимодействие в работе воспитателей и логопедов осуществляется в следующих формах:
- совместное обсуждение результатов обследования детей речевой группы;
- воспитатель предварительно проводит подготовку детей к восприятию программного материала на логопедических занятиях, тем самым обеспечивая познавательную и мотивационную базу используя необходимый словарный минимум намеченный логопедом;
- в вечернее время воспитатель проводит работу по закреплению результатов у детей по заданию логопеда (тетрадь взаимосвязи);
- воспитатель применяет различные комплексы самомассажа и гимнастик (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой);
- воспитатель совместно с логопедом планирует и проводит итоговые мероприятия после прохождения лексических тем;
- посещение воспитателем логопедических занятий, логопед контролирует занятия проводимые воспитателем;
- создание и пополнение логопедического уголка в группе;
- совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям;
- совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционные, так и образовательные задачи. Поэтому, развитие речи детей в логопедической группе осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Таблица – Задачи, стоящие перед участниками образовательного процесса
|
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом |
Задачи, стоящие перед воспитателем |
|
1. Создать необходимые условия для преодоления речевого негативизма и проявления речевой активности |
1. Создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, сгладить переживания, связанные с неправильной речью |
|
2. Обследование речевых навыков детей, интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики |
2. Обследование детей для выявления знаний, умений и навыков по всем видам учебной деятельности на начало учебного года |
|
3. Внесение данных диагностического обследования в речевую карту, определение уровня речевого развития ребенка |
3. Заполнение специальной схемы обследования, анализ результатов мониторинга, составление индивидуальных карт развития детей |
|
4. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха |
4. Проведение упражнений на закрепление фонематических процессов |
|
5. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой), внимания, словесно-логического мышления |
5. Развитие познавательных интересов и памяти |
|
6. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционных укладов для дальнейшей постановки звуков |
6.Совершенствование общей и тонкой артикуляционной моторики |
|
7. Коррекция звуковой стороны речи, постановка дефектных звуков, автоматизация и дифференциация исправленных звуков |
7. Закрепление поставленных логопедом звуков, контроль за речью детей в течение дня |
|
8. Актуализация словаря, накопление, расширение и уточнение словарного запаса |
8. Создание ситуаций для осмысленного употребления и закрепления словаря детей |
|
9. Формирование грамматической стороны речи |
9. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий |
|
10. Развитие связной речи (диалогической, монологической) |
10. Упражнение детей в связном высказывании, полных ответах, закрепление навыков пересказов, составление коротких рассказов |
Многие из коррекционных задач решаются совместно логопедом и воспитателем. Примером этому служат этапы работы по лексической теме (рис. 2).
Диагностическое обследование в речевых группах проводится не менее двух раз в год. Данные итоговой диагностики сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов логопед и воспитатель определяют дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, намечают пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.
Благодаря тесной взаимосвязи, сотрудничеству логопеда и воспитателя достигается конечная цель всей коррекционной работы – достижение положительной динамики речевого развития детей и их готовности к обучению в школе.
Список литературы
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 219 с.
2. Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. – Пермь: От и до, 2010. – 114 с.
3. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
4. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 8-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 445 с.
5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [и др.]. – М. Просвещение, 2008.
6. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: уч. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.