За последнее десятилетие психологический тренинг стал наиболее распространенной формой психологической практики. Представление о психологическом тренинге как инструменте воздействия на личность является принципиально важным теоретическим обоснованием этой формы практической психологической работы и может быть сформулировано в следующих положениях [1]:
- психологический тренинг – это инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность овладеть новым поведенческим навыком;
- в процессе использования тренинга, как инструментального действия можно выделить следующие этапы: выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения; построение модели идеального поведения во внешнем мире; трансформация поведения участников всей группы к эталону и его закрепление.
Следует отметить, что все методы тренинга характеризуются [2]:
- во-первых, ориентацией на использование обучающего и терапевтического эффектов группового взаимодействия;
- во-вторых, эти методы реализуют принцип активности обучающегося через включение в обучение элемента исследования, если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним;
- в-третьих, названные методы предполагают своеобразный вариант обучения на моделях.
Упомянутые методы могут использоваться каждый в отдельности, а также могут быть составной частью комплексной программы, включающей набор методов.
Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей повышения эффективности процесса группового освоения поведенческих навыков, что достигается благодаря практическому подкреплению в виде моделей и схем поведения, а также эмоциональному подкреплению и получению обратной связи.
Основная задача профессионального тренинга понимается отечественными психологами как «формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности, путем развития необходимых свойств индивида и формирования профессиональных навыков» [3]. По мнению большинства отечественных и зарубежных психологов в основе профессионального тренинга различных групп специалистов лежит идея достижения эффективности формирования профессионально важных качеств за счет различных феноменов групповой динамики [4].
В рамках реализации личностно-ориентированной модели преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни был разработан тренинг, включающий два блока. Первый направлен на формирование профессионально важных качеств у военнослужащих. Так, исходя из обязанностей и профиля профессиональной деятельности военнослужащего, были сформированы группы испытуемых, ориентированных на продолжение в гражданских условиях выполнение задач, сходных с военной специальностью, и группа испытуемых, которые хотели бы получить иные навыки, отличные от навыков, полученных по военной специальности. В связи с чем были обозначены профессионально-важные качества, необходимые по каждой из специальностей. В тренинге ставилась задача формирования необходимых профессионально-важных качеств, если таковые не были сформированы у военнослужащего. Под профессионально-важными качествами (ПВК) понимаются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК».
Таким образом, психологический тренинг по развитию ПВК военнослужащих был реализован по семи основным профилям профессиональной деятельности. В каждом блоке были представлены комплексы психологических упражнений, моделирование ситуации, ролевые игры, позволяющие сформировать необходимые профессионально важные качества. Еще на этапе психологической диагностики с помощью психодиагностического инструментария были выявлены доминирующие профили у военнослужащих, причем не всегда профиль реализуемый в рамках военной деятельности доминировал в условиях гражданской жизни. Иными словами, военнослужащие желали бы выполнять в гражданской жизни функции, отличные от их функций в армии. По каждому профилю были сформированы пакеты психодиагностических методик (Таблица 1), позволяющие диагностировать наличие ПВК до и после участия военнослужащих в тренинге. В ходе подробного изучения психологических характеристик специалиста, анализа имеющейся литературы по проблемам профориентации [5] для каждого профиля были отобраны самые необходимые профессионально важные качества.
Таблица 1 Психодиагностический инструментарий, измеряющий наличие ПВК у военнослужащих
|
Профиль |
ПВК |
Методики |
|
Организаторский |
Лидерские качества, организаторские способности, высокий уровень притиязаний |
Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний; Методика самооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера) |
|
Социально-педагогический |
Личностные компоненты деятельности: эмоционально- волевую сферу, коммуникативные и организаторские способности |
Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2); Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). |
|
Инженерно-технический |
Характеристики психофизиологических особенностей, нервно- психической устойчивости. |
диагностический опросник «Человек-машина», методика «Простая сенсомоторная реакция » |
|
Операторский |
Важны сенсорно-перцептивный (восприятие и внимание) и интеллектуальный (обработка информации, принятие решений) компоненты деятельности. |
таблицы Шульте; тест интеллекта структуры Амтхауэра |
|
Оперативно-штабной |
Самоконтроль, высокий уровень логического мышления |
Уровень субъективного контроля» в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, |
|
Экстремальный |
Стрессоутосйчивость, готовность идти на риск |
Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса; Готовность к риску» Г. Шуберта |
|
Обеспечивающий |
Морально-нравственный качества |
Опросник черт характера взрослого человека ОЧХ-В). В. М. Русалов, О. Н. Манолова. |
Второй блок тренинга имел перед собой цель обучить всех без исключения военнослужащих овладению продуктивными копинг-стратегиями, позволяющими преодолеть когнитивный диссонанса в адаптации офицера к условиям гражданской среды. Смена работы, а тем более освоение нового вида профессиональной деятельности требует от военнослужащего максимальных эмоциональных ресурсов, мобилизации функционального состояния организма, напряжения нервной системы. Несмотря на то, что военнослужащие в силу своего рода деятельности достаточно часто сталкиваются с эмоциональными перегрузками и критическими ситуациями, профессиональная адаптация в условиях гражданского коллектива также остро ставит вопрос о возможностях эффективного и продуктивного планирования поведения (выработка стратегии) офицера в непривычных для него условиях, что вызывает стресс. В связи с этим на этапе адаптации к условиям гражданской жизни важным представляется выработка конструктивных типов стратегий совладающего поведения (копинг-стратегий), что позволяет военнослужащим менее травматично пережить период перехода на новое место работы.
В англоязычной литературе в 60-70-е годы ХХ века для обозначения поведения человека, направленного на преодоление тревоги и стресса, стал использоваться термин «coping», производное от глагола «tocope» – который переводится, как «совладать, справиться, выдержать» [6]. Наиболее широко распространенное определение, данное Р. Лазарусом (1984) обозначает копинг как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия справиться с внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как уменьшающие или превосходящие ресурсы человека» [7].
В российской психологии применяется перевод английского термина «coping» как «совладание», предложенный в начале 1990-х годов Л.И. Анцыферовой, а также калька английского «копинг» [8].
Совладающее поведение таким образом, рассматривается как многоуровненвый процесс, сочетающий в себе требования ситуации, культуры, испытывающий на себе особенности личности и использующий процессы внутренней и внешней регуляции субъекта [9].
В рамках психологического тренинга по овладению копинг-стратегиями использовались отдельные группы методов, формирующие резистентность к ситуации профессиональной адаптациидо того, как они приобрели психотравмирующие характеристики. Это положение составляет сущность тренинга стресс - «вакцинации». М. Цайднер и его коллеги использовали такой тренинг в подготовке старших школьников [10].
Тренинг стресс - «вакцинации» состоит из нескольких базовых этапов. На первом этапе военнослужащим предоставляется необходимая информация об особенностях протекания процесса профессиональной адаптации и эмоциональных нагрузках, возникающих в них. Также военнослужащие мотивируются для продолжения участия в занятия. На втором этапе предоставляются основы релаксации и рационального мышления. Так, изучаются нервно-мышечная релаксация и иррациональные убеждения (например, катастрофизирующие мысли), приводящие к возникновению негативных состояний. Офицеры тренируются преодолевать нервное возбуждение и подавлять иррациональные мысли. На следующем этапе происходит отработка полученных навыков с помощью визуализации. Под руководством терапевта участники погружаются мысленно в ситуацию оценивания и представляют себе как они справляются с возникающим нервным напряжением, используя приобретенные навыки. Кроме того, на этой стадии они тренируют методы управления вниманием. На следующей стадии участники обучаются навыкам управления временем и рабочим схемам поведения в процессе профессиональной адаптации. В этой сессии им предоставляется информация о том, как правильно планировать подготовку к работе на новом месте, следовать назначенному плану, как распределять свои силы и т.д. Кроме того, они научаются стратегиям обработки полученных знаний в области профессиональной деятельности. Далее они отрабатывают навыки применения этих стратегий, представляя себя в ситуациях. Например, собеседования. Завершающий этап тренинга – пошаговый перенос приобретенных навыков в реальную жизнь.
Итак, тренинг был направлен на преодоления поведенческой составляющей когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни.
В условиях разработанного тренинга путь формирования ПВК по профилям военных специальностей и конструктивных копинг-стратегий выстраивался с учетом факторов и условий преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащего к условиям гражданской жизни. На протяжении всего этапа осуществлялся тщательный анализ всего предыдущего опыта и личностных качеств офицера запаса, максимально возможный учет их при подборе подходящей работы или профиля переподготовки. Учитывались следующие характеристики уволенного военнослужащего: уровень имеющегося образования, профиль профессиональной подготовки, степень соответствия образования требованиям гражданской деятельности, характеристики профессиональных качеств, возрастные характеристики увольняемых военнослужащих.
Таким образом, реализованный тренинг, с одной стороны, был призван помочь военнослужащим сформировать необходимые профессионально-важные качества для выполнения функциональных обязанностей в условиях работы по гражданской специальности, а с другой – преодолеть инертность динамического стереотипа, поскольку в условиях военной службы офицер сталкивается с относительно замкнутым характером выполнения служебных задач, ограниченным кругом социальных ролей, что, в свою очередь, порождает формирование жестко закрепленных стереотипов. Именно в условиях тренинга у военнослужащих были сформированы конструктивные копинг-стратегии, позволяющие им преодолеть стрессовые ситуации, связанные с адаптацией в условиях гражданской жизни.
1. Василенко М.А. Основы социально-психологического тренинга / авт.-сост. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 24 с.
2. Морозов В.В. Мастерская психологического тренинга: тренинг как метод актуализации субъектности и самопознания: обучение, развитие, открытия, структура тренинга, групповые процессы, методы тренинга, виды тренинга, позиция тренера: учебно-практическое пособие. Челябинск, 2011.- 15 с.
3. Никольская Н.И. Формирование и развитие профессионально важных качеств профконсультантов службы занятости населения: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1998.- 92 c.
4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М: Изд. Корпорация «Логос», 1996.- 41 с.
5. Цветков А.Н. Деятельность воспитателя по военно-профессиональной ориентации кадет: Учебно- практическое пособие. – М, 2011.- 45 с.
6. Aldwin C.M. Stress, coping, and development. An Integrative Perspective. Second Edition. N.Y.: Guilford press, 2007.- 67 p.
7. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y: Springer Publishing House. 1984. – 141 p.
8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. №1.- 16 с.
9. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.- 70 с.
10. Zeidner M. Test anxiety: Conceptions, findings, conclusions. // Emotions in education / Eds.: P. Schutz, R. Pekrun. Beverly Hills, CA: Sage, 2007.- 165 p.