Социально-экономические и политические преобразования в России требуют новые подходы в сфере образования. Образование признается важнейшим фактором общественного развития, обеспечивающим становление рыночной экономики и формирование в социуме новых культурных ценностей: свободы выбора, самостоятельности действия, предприимчивости и ответственности за состояние общества. С 2011 г. событием в системе высшего профессионального образования является переход вузов на реализацию федерального государственного стандарта третьего поколения, существенно изменившего систему подготовки студентов. Приоритетным направлением становится формирование готовности будущих специалистов действовать в информационном обществе, стремления к творческой преобразующей деятельности, умения ориентироваться в нестандартных ситуациях. Специалист готовится не к освоению какой-либо узкой профессии, да еще и на всю жизнь, а к отраслевому рынку труда. Результатом, мерой качества подготовки выпускника в этом случае становится интегральная характеристика - компетентность или совокупность компетенций.
Проведение экономических реформ, эффективное использование экономического потенциала невозможно без профессионального менеджмента, который для России сегодня имеет особое значение. Важнейшей тенденцией современного развития менеджмента является профессионализация управленческой деятельности. Потребность общества и производства в эффективном профессиональном управлении требует развития и совершенствования образования в области менеджмента.
Прежде чем говорить о специфике обучения, необходимо определиться с особенностями профессии менеджера. Авторы приводят разнообразные наборы навыков и способностей, необходимых специалисту в сфере управления. Например, М. Вудкок и Д. Фрэнсис в определение способностей и навыков, позволяющих менеджеру эффективно управлять, включают: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навыки решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы [1].
Благодаря формализации менеджмента удалось выстроить требования к деятельности управленцев. Управленец должен обладать тремя группами свойств: иметь определенные личностные качества, уметь решать профессиональные задачи и уметь пользоваться технологиями менеджмента, которые обеспечивают решение управленческих задач. Основным критерием результата деятельности менеджера, его профессионализма, является выполнение организацией поставленных целей.
Все перечисленные особенности необходимо учитывать при составлении программ обучения и методик преподавания. Подготовка менеджера — это не передача знаний от преподавателя студенту, а прежде всего, самоподготовка, т. е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения лежит на самом обучающемся. Обучение менеджера связано с побуждением к совершенствованию, развитием профессиональных и личностных качеств, повышением его требований к самому себе [4].
Особенностью ФГОС ВПО нового поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает перенос основного внимания с качества образовательных программ и организации учебного процесса на конечные результаты обучения и освоения программ. Основой компетентностного подхода является квалификационная модель в формате компетенций. Компетентность – это способность (готовность) на основе полученных знаний, умений, навыков и личностных качеств успешно осуществлять профессиональную деятельность. Компетентностный подход акцентирует внимание на обладание не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных ситуациях. Качество подготовки, конкурентоспособность выпускника зависят от уровня приобретенных компетенций [2].
В соответствии с новым стандартом менеджер должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя:
· способности находить организационно-управленческие решения и готовности нести за них ответственность;
· стремления к личностному и профессиональному саморазвитию;
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· способности использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
· способности эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
· способности оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности и др.
Менеджеры - это профессионалы, управляющие другими профессионалами. А чтобы профессионально управлять людьми, нужно глубоко понимать их мышление и поведение, уметь выявлять способности и потенциальные ресурсы. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, мировоззренческих, нравственных проблем, приобретение таких качества, как инициативность, мобильность, динамизм, конструктивность, предпринимательство и адаптивность.
Для развития высокого профессионального уровня менеджера необходимо использовать интерактивные образовательные технологии, которые позволяют приобрести такие умения и навыки, которые вознесут его на новый профессиональный уровень мышления и деятельности. Интерактивность в обучении – это нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения. Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является интеллектуальная активность, так как сама организация учебного процесса призвана активизировать мышление его участников.
Вовлекаясь в интерактивную деятельность, студенты учатся критически мыслить, решать поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
При организации активного обучения преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия обучающимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности. В связи с этим технологическая система познавательной деятельности обучающихся складывается из логической цепочки методов:
«исследование – диалог – игра», где исследование предполагает формирование способности студентов ставить проблемы и генерировать идеи по их решению; диалог – это обмен информацией с учетом разных позиций и точек зрения участников; игра – моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта будущего специалиста.
Существенное преимущество учебных занятий с использованием интерактивных методов обучения, их эффективность, определяют следующие факторы:
-организация учебной деятельности студентов построена на групповых способах обучения;
-изменяется характер домашних заданий, которые направлены на творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;
-гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы со студентами в зависимости от творческого замысла учебного занятия.
Поделить интерактивные методы на определенные группы довольно сложно. В одном занятии одновременно могут сочетаться и оригинальная форма проведения, и необычная компоновка содержания. Из всего многообразия методов обучения представим те, которые на наш взгляд позволяют при интеграции в реальный учебный процесс достигать поставленных программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету.
Первая группа представлена дискуссионными методами. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Участие в дискуссии - сложный интеллектуальный процесс, который предполагает владение целым спектром интеллектуальных умений критического мышления. Участники должны быть хорошо осведомлены в предмете дискуссии, знать историю вопроса, предвидеть возможные последствия того или иного решения. Для активного и плодотворного участия в дискуссиях необходимо быть компетентным в обсуждаемых вопросах, уметь работать с информацией, иметь навыки общения, быть толерантным к чужому мнению, уметь принимать совместные решения.
В зарубежной педагогике разработан и успешно применяется метод кейс-стади (case-study, или ситуационный анализ). Метод построен на предъявлении для обсуждения проблемной ситуации, но обязательно в виде текста. Причем этот текст должен быть построен на реальной, жизненной ситуации. В тексте должно быть достаточно материала для анализа фактов, аргументации собственной позиции. Ситуационный анализ стимулирует дискуссионное обсуждение проблемы, возможность рассмотрения ее с разных сторон. Кейс-стади представляет систему заданий, направленную на самостоятельное освоение знаний через поиск решений представленной в ситуации проблемы. Выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных и личностных компетенций обучаемых.
Вторую группу методов представляют игры. Игра - это деятельность, которая в учебном процессе направлена на развитие умений сотрудничества и взаимодействия, саморазвитие и самокоррекцию личности. Она формирует личностный и профессиональный потенциал обучаемого; развивает психологическую готовность к будущей деятельности, способствует адаптации, развивает уверенность в себе. Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирующей профессиональную деятельность, носящей условный характер. Чаще всего в учебном процессе применяют ролевые и деловые игры.
Ролевая игра как метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Участники берут на себя должностные, социальные роли и в специально создаваемой игрой ситуации, воссоздают деятельность людей и отношения между ними. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников [3,с. 76].
Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Применительно к условиям учебного процесса деловую игру называют формой моделирования будущей профессиональной деятельности специалиста и отношений с другими людьми. В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебные и профессиональные элементы (цели, средства, действия и др.). Знания и умения усваиваются не абстрактно, а в процессе совместного решения профессиональных задач.
При организации игр в процессе обучения обеспечивается:
-повышение интереса студентов к учебным занятиям;
-рост их познавательной активности, характеризующийся тем, что они осваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности;
-более правильная оценка реальных ситуаций обучающимися за счет накопленного в процессе деловой игры опыта и использования этого в профессиональной деятельности;
-развитие их экономического и аналитического мышления;
-реализация системного подхода к решению поставленной проблемы [5].
Ролевые и деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят многие часы и огромные усилия преподавателя.
Активно внедряются в учебную деятельность тренинги. Они являются сравнительно новой формой
организации учебного процесса. В обучении тренинги стали применяться для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других и т.п. В практике используют сенситивный, корпоративный, коммуникативный, мотивационный, креативный тренинги, тренинг лидерства, конкуренции и власти, тренинг делового общения и др. [3, с. 106-107].
Как показывает практика, применение интерактивных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным. Здесь одновременно происходит и развитие профессионального мышления студентов, и усвоение практических навыков работы с людьми.
Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений. Обратная связь – это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, деятельности, сопоставлять это содержание с собственным знанием, ситуацией, поведением, ощущением.
Необходимо отметить, что компетенции формируются не отдельной дисциплиной, а некоторой их совокупностью. Внедрение в образовательный процесс интенсивных технологий обучения является важным условием, обеспечивающим подготовку высококвалифицированного, востребованного, конкурентоспособного специалиста. Приоритетными методами обучения менеджменту являются интерактивные методы, в которых главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков, формированию профессиональных компетенций будущего менеджера.
1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ.— М.: Дело, 1991.— 320 с.
2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. №2. С.130-136.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2007. – 176 с.
4. Пономарев И. Работа менеджера, особенности его обучения // Менеджмент сегодня. 2002. №2.
5. Шарипов Ф.В. Педагогические технологии // Высшее образование сегодня. 2012. №6. С.30-39.