20 марта 2016г.
В современной России одной из ключевых проблем развития является конструктивное взаимодействие гражданского общества и государства. Основными институциональными субъектами общественной активности в гражданском обществе выступают неправительственные или некоммерческие организации: профессиональные, общественно-политические, молодежные, культурные и др. В 2011 г. В. Путиным была предпринята беспрецедентная попытка создания нового общественного объединения, способного стать площадкой взаимодействие между различными организациями гражданского общества, их сотрудничества с государством.
Предпримем попытку выявить типы общественных организаций в зависимости от характера их связи с государством.
1. Общественные организации, созданные самими гражданами без непосредственного участия государства, отдельных политиков и должностных лиц, например общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России».
2. Организации гражданского общества, созданные по инициативе государства. По нашему мнению, после обретения Россией суверенитета в 1991 г., в ходе модернизации государство и политическая система развиваются более быстрыми темпами, чем гражданское общество: в нашей стране созданы основные политические институты и процедуры, соответствующие демократическому политическому режиму, существует развитый федерализм.
Если же рассматривать состояние развития гражданского общества, то становится очевидным, что далеко не все россияне обладают гражданским самосознанием, способны выйти за рамки собственных повседневных нужд, проявлять интерес к значимым общественным проблемам, не все готовы к взаимодействию в рамках общественных ассоциаций для выражения групповых интересов. На наш взгляд, причина разных темпов развития общества и государства связана с тем, что модернизация государства является целенаправленным процессом, инициируемым главой государства и высшей политической элитой страны, в то время как модернизация общества – процесс, во многом зависящий от воли и активности граждан. В подобных условиях государство стремится к стимулированию развития гражданского общества, инициируя создание неправительственных организаций. Примером может служить создание Общественной палаты, органа гражданского общества, призванного «обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества» [6].
3. Организации гражданского общества, находящиеся под патронатом государства в силу государственной важности их деятельности, хотя сами они, безусловно, отделены от государственных органов. Примером могут служить спортивные федерации России, поскольку успешное выступление российских спортсменов на международных соревнованиях является вопросом престижа страны, задачи, связанные с выступлениями спортсменов на олимпиадах обсуждаются на государственном уровне. В начале XXI в. была весьма распространена практика, в соответствии с которой спортивные федерации возглавлялись чиновниками высшего уровня. В октябре 2009 г. Президент РФ Д. Медведев на спортивном форуме «Россия – спортивная держава» в Казани заявил: «Любую федерацию должны возглавлять спортивные люди, которые могут работать 24 часа над проблемами этого вида спорта, а никак не чиновники и министры» [3] и поручил чиновникам и министрам в месячный срок оставить руководящие посты спортивных федераций. Им было предложено перейти в попечительские и наблюдательные советы.
Одним из наиболее ярких внутриполитических событий накануне Думской избирательной кампании 2011 г. было создание по инициативе Председателя Правительства РФ В. Путина Общероссийского народного фронта, который он сам и возглавил. Представители ОНФ после парламентских выборов должны были получить определенное количество депутатских мандатов в Государственной Думе РФ по квоте «Единой России». По существовавшему на тот момент избирательному законодательству представители ОНФ не имели права принимать непосредственное участие в парламентских выборах, поэтому шли в связке с «Единой Россией».
Создание ОНФ никак не было оформлено юридически, и долгое время статус данного объединения был неопределенным, что позволяло некоторым аналитикам считать создание ОНФ предвыборным проектом и предрекать ему скорое расформирование, другие политологи придерживались мнения, что он будет преобразован в политическую партию и заменит «Единую Россию». Однако ОНФ продемонстрировал свою жизнеспособность, и на учредительном съезде 11-12 июня 2013 г. подтвердил свой непартийный статус, получив полное название Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию».
После возникновения ОНФ, КПРФ, воспринимая новое объединение как сателлит «Единой России», попыталась дать симметричный ответ, заявив о создании «Всенародного ополчения», но инициатива потерпела крах, так как, по нашему мнению, у сторонников коммунистов отсутствовали мотивы вступления в структуру, параллельную коммунистической партии. Электорату, поддерживающему КПРФ, оказалось вполне достаточным быть либо членами, либо сторонниками КПРФ. Ситуация с ОНФ оказалась совершенно иной: коммунисты не учли, что ОНФ пополняется в основном не за счет сторонников «Единой России» (у партии существует такой институт), а сторонников В.Путина, готовых выступать с гражданскими инициативами, но не желающими связывать себя партийной принадлежностью.
Политолог А. Зудин подчеркивает инновационный характер нового движения: «… перед нами – необычная политическая организация. Таких раньше не было, сравнивать особо не с чем» [2]. Нужно уточнить, что ОНФ следует считать не чисто политической, а общественно-политической организацией, поскольку он задуман как структура-посредник между обществом и государством, призванная объединить усилия активных представителей общества, стремящихся улучшать жизнь страны.
Следует согласиться с А. Зудиным в том, что у Общероссийского народного фронта нет прямых аналогов. Вместе с тем в истории как нашей страны, так и зарубежных государств существовало немало организаций, именуемых «фронтами» или «народными фронтами».
Первые народные фронты появились в Европе накануне Второй мировой войны как форма сплочения левых и патриотических сил перед лицом фашистской угрозы. После Второй мировой войны народные фронты получили распространение в Восточной Европе: Чехословакии, Болгарии, ГДР. В странах народной демократии народные фронты были встроены в системы имитационной многопартийности при доминировании коммунистических партий. Например, в ГДР действовал широкий по составу Национальный фронт, организации- участники которого участвовали в выборах единым списком кандидатов, который составлялся в соответствии с заранее определенными квотами. В состав Национального фронта под руководством Социалистической единой партии Германии входили в 1980-х гг. еще 4 партии (Христианско-демократический союз, Либерально- демократическая партия, Демократическая крестьянская партия и национально-демократическая партия) и 5 массовых организаций (Объединение свободных немецких профсоюзов (ОСНП), Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ), Демократический женский союз Германии (ДЖСГ), Культурный союз (КС), Объединение крестьянской взаимопомощи (ОКВ)) [1: 7]. Возможно, В. Путин, работая в ГДР в 1985-1990 гг. был знаком со структурой и деятельностью Национального фронта.
В СССР народные фронты появились в конце 1980-х гг. в качестве движений, борющихся за национальный суверенитет в союзных республиках (в Литве, Эстонии, Латвии, Молдавии, Азербайджане).
Можно сделать вывод, что Общероссийский народный фронт по своей организационной форме ближе всего стоит к народным фронтам европейских стран народной демократии, поскольку не был создан в чрезвычайных условиях и не служит инструментом мобилизации для противостояния существенной угрозе или борьбы за национальную независимость. Но в отличие от социалистических стран ОНФ действует в условиях реальной, а не имитационной демократии, и не подчинен государству.
По способу формирования ОНФ можно отнести ко второму типу организаций гражданского общества, выделенных нами, то есть организаций, появление которых инициировано государством, поскольку его создателем и бессменным лидером является В. Путин.
Первоначально ОНФ представлял собой ассоциацию, объединяющую различные организации. В настоящее время на сайте движения отсутствует информация о членстве в нем других организаций, а в Уставе закреплен статус лишь индивидуальных его участников.
С момента формирования ОНФ было объявлено, что в его состав могут войти представители других партий. До 2013 г. зримого сотрудничества ОНФ с другими партиями, кроме «Единой России», не наблюдалось. Ситуация изменилась с момента проведения учредительного съезда, на котором среди учредителей движения фигурировали представители трех партий: замсекретаря генсовета «Единой России» О. Баталина, зампред партии «Патриоты России» Н. Корнеева и председатель партии «Родина» А. Журавлев [5]. Если вначале, помимо
«Единой России», ОНФ сотрудничал лишь с партиями «второго эшелона», не представленными в Государственной Думе, то в дальнейшем возможен альянс уже с достаточно влиятельной думской партией «Справедливая Россия»: в октябре 2014 г. лидер «Справедливой России» С. Миронов призвал однопартийцев, желающих участвовать в выборах в Госдуму в 2016 г., активно сотрудничать с Общероссийским народным фронтом [4]. Подобный сценарий усиливает организационное сходство ОНФ с Национальным фронтом ГДР.
Анализ деятельности ОНФ показывает, что в настоящее время движение воздерживается от политических заявлений и акций, отдав политическую инициативу своему лидеру В. Путину, концентрируясь на содействии решению конкретных проблем: экономических, экологических, ЖКХ и т.д. Например, вместо обнародования политических заявлений по ситуации на Украине, ОНФ занимается помощью украинским беженцам в российских регионах. А. Зудин отмечает, что « «движение» как форма жизни ОНФ – прежде всего способ решения практических задач» [2].
По нашему мнению, следует обратить внимание на особую информационную стратегию, избранную ОНФ. По всей видимости, движение старается избежать излишней публичности: вся информация о данном общественном объединении и его ежедневной деятельности многообразно представлена на его сайте, в то время как на федеральных телеканалах и радиостанциях ОНФ упоминается достаточно редко. При освещении действий фракции «Единой России» в Государственной Думе в новостях не сообщается отдельно об инициативах депутатов – представителей ОНФ в ее составе, хотя на сайте движения эта информация представлена. Судя по всему, ОНФ, оставаясь в тени в публичном информационном пространстве, делает ставку на формирование своей базы поддержки в регионах, занимаясь решением конкретных проблем без активного привлечения федеральных СМИ, и действует по примеру сетевых организаций современного гражданского общества.
Итак, ОНФ представляет собой совершенно новую форму институционализации политического участия и гражданского активизма, являясь неформальным объединением сторонников политической линии Президента РФ В. Путина. ОНФ является общественно-политической организацией, выступающей посредником между гражданским обществом и государством, инициатива при его создании исходила не от самого государства, но от В.Путина, являющегося ключевой фигурой российской политической системы. В организационном оформлении движения акцент сделан на минимальную формализацию его деятельности и минимизацию бюрократических процедур. Прообразом данного движения являются народные фронты европейских стран народных демократий, но, в отличие от них, ОНФ действует в условиях в отдельных моментах несовершенной, но все же реальной, а не имитационной демократии и напрямую не контролируется государством. С 2013 г. подтверждается статус ОНФ как надпартийной структуры, поскольку в его деятельность постепенно вовлекаются все новые партии.
В связи с изменением избирательного законодательства (возвращением к смешанной несвязанной системе выборов в Государственную Думу) в 2016 г. ОНФ с большой долей вероятности реализует свои возможности как участник избирательного процесса, выдвигая кандидатов в одномандатных округах как самостоятельно, так и в альянсе с политическими партиями.
Список литературы
1. Епиферова И.Д. «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт как инструменты политической мобилизации // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2012. - № 3. – С. 5-12.
2. Зудин А. Загадка ОНФ // Российская газета. – 20.06.2013.
3. Медведев Д.: Спортивные федерации не должны возглавлять чиновники // РБК. - 23.10.2009. – URL: http://top.rbc.ru/politics/23/10/2009/339820.shtml.
4. «Справедливая Россия» заявила о желании сотрудничать с ОНФ // РосБизнесКонсалтинг. - 27.10.2014. – URL: http://top.rbc.ru/politics/27/10/2014/544e1a4fcbb20f2d4f410b3a
5. Учредителями ОНФ станут представители трех партий // Коммерсант.ru. - 10.06.2013. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/2209276
6. Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» № 32-ФЗ от 4 апреля 2005 г. // Официальный сайт общественной палаты. – URL: https://www.oprf.ru/about/1391/law/418//.