Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Религиозное разнообразие является неотъемлемой частью окружающего нас мира и нашей сегодняшней жизни. Религия играет важную международную роль в жизни государств и различных культурных традиций. Последователи религий и верующие могут жить рядом с неверующими и атеистами. Несмотря на такое разнообразие, должно быть согласие относительно фундаментальных ценностей, таких как свобода выбора и свобода участия в социальной жизни, справедливость и человечность в самой высокой степени, которые закладываются в основу успешной жизни в таком разнородном обществе.

По всему миру, религиозная вера в значительной степени влияет на мышление человека и в последующем на его действия. Человек руководствуется ею при принятии решений и с ее помощью определяет смысл жизни. Религия также является основой для единения или ощущения сплоченности в пределах общества или даже нации. Однако не следует забывать и о том, что, несмотря на основные и общие ценности, проповедуемые в религиозных учениях, существуют и определенные различия, которые могут привести к возможным конфликтам. Можно с уверенностью утверждать, что существует взаимосвязь между религией и обществом, и даже то, что религия занимает свое особое место в обществе. Именно поэтому, если мы хотим продолжить жить вместе, с ощущением свободы и сохранить имеющееся разнообразие, мы должны стремиться лучше понять феномен религии и ее роль в общественном развитии.

В последние годы, обсуждение вопросов секуляризации [1] , возвращения религии [9], религиозности [4] и «столкновение культур» [5] стимулировали обсуждение религиозного вопроса в обществе. Несмотря на освещение данной темы в СМИ, время от времени возникают два противоречивых вопроса: о возрождении религии (в той или иной форме) или о потери религией социального значения, что можно подтвердить с помощью таких показателей как, посещение богослужений и количество людей официально покинувших церковь. Сторонники теории секуляризации, указывают, что важность религии для людей снижается, в то время как сторонники теории индивидуализации уверяют, что религия преуспевает и всего лишь приобрела иные формы, став более «индивидуальной», а поэтому «незаметной» [7].

Следует указать на то, что вышеуказанные тенденции применимы в значительной мере к Европе [2], но надо помнить и о том, что европейская картина может значительно отличаться от ситуации в остальных странах и частях мира. На международном уровне мы можем с большой уверенностью предположить, что значение религии остается неизменным и даже то, что оно может увеличиваться; об этом свидетельствуют показатели увеличения членов «традиционных» церквей в Африке, Азии и Латинской Америке, а также то, что религиозные убеждения играют решающую роль во многих политических конфликтах [6].

Идея о том, что людям необходима связь с трансцендентным миром или наличие трансцендентного опыта предполагает, что духовные верования и практики одинаково распространены среди населения по всему миру. Исследования, однако, постоянно показывают многообразие и превалирование определенных духовных верований и практик (таких как вера в Бога и регулярность чтения молитвы) и в области религиозности (частота посещений мест для молитвы или богослужений и религиозное самоопределение).

Проведенные исследования указывают на тот факт, что религиозность молодежи различна и частично это связано с историческими, культурными и экономическими отличиями. Так например, религия накладывает отпечаток на веру молодежи в таких странах, где государственными религиями являются Ислам или Католицизм, а поэтому живущие там молодые люди очень ответственно относятся к вопросам духовности и религиозности. При изучении вопроса о религиозности молодежи, следует отметить следующую закономерность: как только страна начинает развиваться экономически, внимание традиционным религиозным ценностям уделяется меньше. Здесь следует указать и на то, что социально-экономическое благосостояние также способствует снижению социальной значимости религии в обществе и уменьшению количества людей, которые строит свою жизнь согласно религиозным нормам и правилам.

Результаты исследований также подтверждают, что духовность не зависит от религиозности [6], [8]. Многие молодые люди, которые считают себя «духовными» не участвуют в традиционных «религиозных» практиках. Согласно многим европейским и американским исследованиям, мы можем говорить о низком уровне религиозности молодого поколения. Однако нельзя говорить об их незаинтересованности и безразличии к данному вопросу. Как было указано выше, так как вера является очень личным вопросом, то и проявление ее не всегда заметно. Важными составляющими религиозности является вера в существование Бога, личная молитва, практика своей религии (вероисповедания), вера в вечную жизнь и жизнь в соответствии с заповедями, то есть религия значима для молодежи, если она имеет практическое применение и значение в жизни. Молодые люди уделяют мало внимания размышлению и изучению религиозных вопросов, однако для них имеет значение личный опыт, полученный в данной сфере.

Согласно исследованиям, проведенным в Америке и Европе, большая часть опрошенных верит в Бога и придают особое значение личной молитве. Такой показатель как посещение религиозных служб часто оказывается на 3-м месте при определении религиозности. Среди остальных наиболее характерных показателей религиозности можно выделить следующие: чувство, что Бог помогает им или даже разрешает трудные ситуации; чтение религиозных или духовных книг; не критическое отношение к прочитанному; несогласие с некоторыми истинами. Важным дополнением может служить и тот факт, что женщины показывают более высокие результаты в отношении последних свидетельств религиозности, что можно объяснить их чувственной или эмоциональной природой [8].

Из всего вышеперечисленного следует, что религиозная практика влияет на различные составляющие повседневной жизни общества и отдельно взятого человека, что теоретически способствует процветанию нации и ее успешному развитию. Многие социальные проблемы достигли своей наивысшей точки и религия является той мощной силой, которая позволяет бороться с ними или, по крайней мере, осознавать их негативное влияние на социальную сторону жизни. Два действия могут свидетельствовать об осуществлении религиозной практики: посещение богослужений и индивидуальная молитва. И в данном случае мы можем говорить либо об осуществлении практики, либо ее отсутствии, что можно определить путем опроса или наблюдения. При проведении исследований для определения религиозности человека чаще всего первыми вопросами являются «Насколько человек религиозен?» и «Насколько религия важна для него?».

Люди могут иметь определенное отношение и веру по поводу многих вещей, однако и то и другое имеет малое влияние на их жизнь. Так, религия может быть значимой на личностном уровне, для людей религиозных, и наоборот, возможен и такой вариант, когда человек имеет сомнения по поводу религии, не ощущает своей принадлежности ни к одной из них или не посещает богослужений, однако рассматривает религию как центральный компонент своей жизни. Следует отметить, что заявленная важность очень сильно варьируется, то есть, то чему люди придают важность имеет некоторую градацию. Религиозная вера также может иметь место в этом списке важности.

Остановимся подробнее на вопросе о социальной значимости религии. Так как общество начинается с наименьшего элемента, то и мы остановимся на одном из основных элементов общества - семье.

Религиозная вера и регулярное посещение религиозных служб способствует здоровой и стабильной семейной жизни, крепкому браку и положительно влияет на процесс воспитания детей и его результат. Положительной стороной можно считать снижение вероятности насилия в семье, совершения преступления, употребление наркотиков и привыкание к ним. Отмечено также позитивное влияние на физическое здоровье и умственное состояние; чувство удовлетворенности и счастья; разрешение конфликтов и развитие навыков просоциального поведения; успешный переход к взрослой жизни [6].

Итак, религиозность связана с семьей, где мы обеспокоены вопросами отношений, ценностей и любви. Сегодня мы уже не удивляемся, когда журналист или психолог может опираться на религиозную этику или закладывать в свою работу христианские истины или основы. То есть грань, когда религия и наша каждодневная жизнь взаимодействуют постепенно стирается и мы часто руководствуемся христианскими (или в нашем случае православными) истинами, которые вполне оправданы, универсальны и применимы в нашей сегодняшней жизни. Что касается свободного времени, личной жизни и отношений, люди и молодежь в частности, в большей степени руководствуются своим собственным мнением и для религии здесь мало места. Хотя сегодня православными писателями и психологами написано много работ, в которых внимание уделено именно отношениям и семейной жизни.

Опираясь на результаты проведенных исследований в течение последних 5- 10 лет, можно отметить, что религиозность имеет наибольшее влияние на такие сферы жизни человека, как семейная жизнь и отношения и проявляется это в следующих вопросах: рождение и воспитание детей, брак, дружба. Удивительным является тот факт, что политические взгляды и сексуальная нравственность высокоустойчивы к религиозному влиянию. Такие составляющие нашей жизни, как кризисы, болезни, свободное время, работа, смысл жизни, как правило, не объясняют и не рассматривают с точки зрения религии. Однако те, кто считает себя религиозным, все-таки будет связывать вышеперечисленное с религией.

Приведем лишь некоторые примеры влияния религии на социальную жизнь. Женщины признают, что религия влияет на процесс рождения и воспитания детей. Что касается отношений и брака, люди более взрослого возраста склонны основывать их на религиозной основе. И соответственно, чем моложе человек, тем меньше религиозное влияние на отношения.

Рассмотрим такой вопрос как человеческие отношения (личные отношения) и их взаимосвязь с религией. Согласно данным исследований в области социологии, люди не принимают вопрос сексуальной нравственности, диктуемый церковью также как и некоторые вопросы социальной этики. Как известно требования церкви предъявляемые к данной сфере жизни человека трудновыполнимы учитывая время, в котором мы живем и тенденции диктуемые западными странами, которые совсем не находят пересечений друг с другом. Тем не менее, те люди, которые считают себя религиозными основывают свои отношения с близкими людьми, согласно религиозным принципам или заповедям.

Как видим, религия становится более субъективным и личным вопросом, и люди адаптируют ее,  в значительной степени, согласно своим индивидуальным и личностным потребностям, в частности такая ситуация наблюдается в сфере личных (близких) отношений и мировоззрения человека. А исходя из этого, мы наблюдаем продолжающийся процесс снижения влияния религиозных учреждений. И наряду с этим можно отметить еще одну довольно стабильную тенденцию, а именно увеличение значимости индивидуальных предпочтений и выбор [8].

Давно известно, что крепкие семейные отношения сказываются на физическом, интеллектуальном, умственном и эмоциональном состоянии мужчины, женщины и детей, закладывая ценности и привычки, которые влияют на экономическую сторону жизни. Сочетание крепких отношений в браке и религиозной составляющей в результате формирует сильное и успешное последующее молодое поколение. Многие социологические исследования показали, что религиозный фактор благоприятствует более высокому уровню удовлетворенности семейной жизнью, осознанию положительных сторон брака и взаимопомощи [3]. Люди с семейным стажем более 30 лет сообщили, что вера помогла им пережить трудное время, была помощником при решении вопросов и конфликтов, а также стимулировала их быть верными своей семье [10].

Подводя итог, религиозная вера и практика положительно влияют на жизнь молодого человека и способствуют его успешному становлению как личности. Религиозная вера является той незаменимой составляющей, которая помогает справиться с трудностями сегодняшней жизни, возникающими в сфере личных и общественных отношений, которые на сегодня являются наиболее хрупкими и неустойчивыми.




Список литературы

1.     Bruce S. God is Dead: Secularization in the West: Oxford: Blackwell Publishing, 2002. - 269 p.

2.     Casanova J. Europas Angst vor der Religion. Berlin: Berlin University press, 2009. – 134 s.

3.     Ellison G.C., Anderson K.L. Religious Involvement and Domestic Violence Among U.S. Couples // Journal for the Scientific Study of Religion. - June 2001. - Vol. 40. Issue 2. - P. 269–286.

4.     Graf F.W. Die Wiederkehr der Götter. Religion in der modernen Kultur. Bonn: C. H. Beck, 2004. – 336 s.

5.     Huntington S.P. The Clash of Civilizations. New York: Simon & Schuster, 1996. – 368 p.

6.     Lippman L.H. and McIntosh H. The demographics of spirituality and religiosity among youth: international and U. S. patterns. – URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2013/01/Spirituality-and-Religiosity-Among- Youth.pdf. (дата обращения 25.12.2014)

7.     Luckmann T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. New York: Collier Macmillan Ltd., 1967. - 128 p.

8.     Pickel G. Religionsmonitor - verstehen was verbindet. Religiosität im internationalen Vergleich. – URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/en/publications/publication/did/religionsmonitor-verstehen-was-verbindet- religioesitaet-im-internationalen-vergleich/ (дата обращения: 02.12.2014).

9.     Riesebrod M. Die Rückkehr der Religionen. Fundamentalismus und der ―Kampf der Kulturen―. Munich: C.H. Beck, 2001. – 158 p.

10. Robinson L. C. ―Marital Strengths in Enduring Marriages,‖ Family Relations, Vol. 42, No. 1 (1993), pp. 38–45

11. Wineberg H. Marital Reconciliation in the United States: Which Couples Are Successful? // Journal of Marriage and Family. - February 1994. - Vol. 56, No. 1. - P. 80–88.