Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА: (АНАЛИЗ ПОДХОДОВ В ПОЗНАНИИ МИРА)

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
23 января 2017г.

Аннотация: В статье раскрываются связи философии и литература, сходства и различия подходов в познании мира. Отмечается, что русская классическая литература тяготеет к философскому осознанию жизни и творчества.

Ключевые слова: Искусство, философия, филология, русская литература, сибирская литература.

Искусство является областью художественного, образного мышления, это есть особая форма познания человеком внешнего и внутреннего мира. Искусство начинается там, где художественная деятельность становится частью образа жизни человека, где создаётся новая, виртуальная реальность, несвязанную с действительностью. Человек становится творцом нового, оригинального, завораживающего…, творцом «другой» реальности, виртуальной по содержанию. Известный философ А.Г. Спиркин считает, что искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, изящного, вымышленного мира, в котором всё является эстетическим созданием человека. Однако этот вымышленный мир нельзя считать просто вымыслом, совершенно оторванным от действительного мира. Автор произведения создаёт свою реальность, которую можно назвать художественной картиной мира, считает А.Г. Спиркин [12]. Более того, художник создает «бесподобное подобие».

Новая реальность, создаваемая художником, или, иначе говоря, «художественная картина мира», облечённая в соответствующие изобразительно-выразительные формы, отражает философские и мировоззренческие позиции художника слова, кисти, резца, звука… На форму и содержание художественного произведения, бесспорно, оказывает влияние и бессознательное личности художника (по концепции З. Фрейда - ОНО). Результаты творчества художника связаны и с интуиция, которая периодически выражает его внутреннее Я. Если говорить о художественной литературе, то нужно обратить внимание на процессы и результаты понимания, толкования текстов читателем. Общеизвестно, что филология имеет интегративный характер и неразрывно связана с духовной культурой общества, с этнической и национальной культурой. Эта связь осуществляется через тексты, выработанные лучшими представителями этой культуры, порой неизвестными сегодняшней культуре лицами и живущими своей жизнью (например, «Слово о полку Игореве»). Д. Лихачёв писал: "Филология - это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук. …Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а ещё точнее, сочетание слов. Отсюда ясно, что слово лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляется через слово, и через преодоление косности слова рождается культура" [10]

Талантливое литературно-художественное произведение несёт в себе глубокое философское содержание, наполнено яркими образами, сложными сюжетными линиями и философскими смыслами, которые для исследователя всегда новы и свежи. Собственно, вся художественная литература строится на философском осмыслении мироустройства, предназначении человека, познании таких общечеловеческих и сугубо человеческих категорий, как человеколюбие, добро и зло, красота и уродство, любовь и ненависть, правда и ложь … В каждом художественном произведении находим образы мучительных поисков авторами ответов на одни и те же вечные вопросы. В произведении искусства, имеющем художественную ценность, проявляется оригинальное видение общеизвестных проблем, в котором отражается личностная, интеллектуально-философская, психологическая индивидуальность автора. Величайшими образцами таких произведений, наполненных философским осмыслением человеческой жизни, творческого процесса, вечных ценностями, толкованием символов, религиозного мировоззрения насыщены такие великие произведения мировой литературы, как «Божественная комедия» (Данте), «Рубайята» (О. Хайям), «Фауст» (Гёте), «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток» (Ф.М. Достоевский), «Война и мир», «Воскресенье» (Л.Н. Толстой), рассказы А.П. Чехова, «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья», «Волшебная гора» (Т. Манн), « Желтый Кром», «О, дивный новый мир» (О. Хаксли), «Игра в бисер» (Г. Гессе), поэмы и стихотворения А. Блока, рассказы В.М. Шукшина, повести В. Распутина, В. Трендякова, В. Астафьева. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Вся классическая, в том числе и русская классическая литература пронизаны глубокими философскими смыслами, социальными символами и общечеловеческими идеалами. Существовала и существует в настоящее время потребность в философском осмыслении реальности, в создании литературных произведений, наполненных символическими образами; эту потребность удовлетворяет русская классическая литература. Так, И.В. Киреевский писал: «Нам необходима философия: всё развитие нашего ума требует её. Ею одною живет и дышит наша поэзия: она одна может дать душу и целостность нашим младенствующим наукам, и сама жизнь наша, может быть, займет от неё изящество страстности» [9]

Художественная литература не только помогает понять мир этнических и национальных культур, но и участвует в формировании мировоззрения читателей. Русская литература несет в себе Русскую идею жизни и творчества; она работает на обеспечение преемственности русской культурной традиции. По мнению А.Г. Спиркина «… искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, её нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, Обломов и князь Мышкин, Мастер и Маргарита – это уже не просто художественные образы, это смыслы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определённое настоящее и, главное, будущее»[12]. Из литературы художественные образы «перекочевывают» на театральные сцены, в кино, живопись, которые затем утверждаются в стилях поведения людей, в их миропонимании, мышлении. Культура становится всё более и более виртуальной; человеку нравится жить в этой сложном искусственном мире, хотя он не всегда приемлет эту сложность жизни. Культура все больше и больше воздействует на сознание, «давит» на инстинкты, формирует поведенческие стереотипы и, в целом, преобразует жизнь человека.

Пытаясь проанализировать произведения сибирских и уральских писателей, таких, как Р. Рождественский, В. Распутин, В. Астафьев, М. Анисимкова, Д. Мизгулин, Е. Айпин, Ю. Шесталов, А. Кердан, М. Вагатова, А. Тарханов, И. Рябий, С. Юрченко, П. Суханов и других, их тягу к осмыслению жизни и деятельности человека, общества, творчества и природы, мы обнаружили в них психологические мотивы и философские позиции, сложные характеры героев, символы и стереотипы поведения. Например, Роберт Рождественский и Александр Кердан создают свои философские концепции любви; Дмитрий Мизгулин объектом художественного осмысления избрал философию души; Ирина Рябий углубляется в изучение смысла символов религиозных убеждений человека. Мария Вагатова, Еремей Айпин, осмысливая историю своего народа, проникновенно, с огромной любовью описывают мировоззренческие, философские установки ханты, нашедшие отражение в обрядах, обычаях, повседневном общении. В произведениях сибирских писателей явно прослеживается стремление к философскому познанию мира, жизни людей, природы, своего творчества, своего Я [3, 4, 5, 6, 7, 10, 11]. Сибирских писателей не удовлетворяет только описание реальной жизни людей; они стремятся понять бытие человека в обществе, культуре и природе во всей полноте его драматического положения. Следует согласиться с утверждением В.Ф. Асмуса: «Редкая литература в кругу литератур мирового значения представляет пример тяги к философскому осознанию жизни, искусства, творческого труда, какой характеризуется именно русская литература. И это же время редкая литература отмечена в такой мере, как русская, своеобразием и порой причудливостью путей философского развития крупнейших её талантов»[1]

Философия нужна художникам слова: писателям, литераторам, журналистам, драматургам и др. Об этом говорили и говорят писатели. Философия помогает писателям глубже раскрыть сущность человека, понять эпоху, в какой он живет, осмыслить противоречия жизни, противоречия культурного развития. Философское осмысление жизни художником даёт ему инструмент для создания идеалов, формирования истинных ценностей, а, следовательно и показать путь, куда идти человеку в сложное время перемен, какое его ждет будущее.

В свою очередь  художественная литература даёт профессиональным философам материал  для глубокого понимания сущности жизни вообще, человека в частности, лучшего понимания тенденций общественного развития, преодоления «голого» рационализма, который периодически отрывает человека от чувственной сферы. Литература помогает философу сформировать целостную картину мира. Так, по мнению философа Б.В. Емельянова, «процесс взаимодействия русской философии и художественной литературы позволил русским философам преодолеть абстрактный, наукообразный рационализм, оторванный от эмоционально-чувственных сторон освоения действительности, и перейти к утверждению целостности человеческого духа» [2]. У отдельных мыслителей художественное видение жизни и деятельности человека сливается с философским видением. Они используют литературно-художественный жанры для изложения и популяризации своих философских концепций. Это делали зарубежные философы Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Ницше, С. Кьеркегор; русские писатели и философы М. Ломоносов, П. Чаадаев, В. Розанов, Ф. Достоевский, Л.Н. Толстой, В. Шукшин, В. Распутин и другие. Это традиция, как показал анализ произведений сибирских писателей, продолжается и в современных работах русских писателей.

Таким образом, произведения живописи, кино, музыки и скульптуры наполнены философскими, даже психологическими смыслами. Художник облекает их в определённые формы. Каждая талантливое художественное произведение, в том числе картина, художественный фильм, музыкальное и литературное произведение, скульптурное произведение искусства, несут мощную энергетику, богатую информацию, которые либо соединяют людей, либо их разъединяют. Их можно рассматривать и как текст, который полон идей, концепций, гипотез и теорий, символов. Произведения философии и искусства вечны, поэтому при их изучении у исследователя будут снова и снова возникать новые идеи, концепции, теории, связанные с содержанием этого произведения.

Следует исходить  из того, что каждый человек в какой-то степени философ, ибо он обладает национальным сознанием. Если это не так, значит – это бессознательное, безыдейное «существо на двух ногах». Философия, искусство, гуманитарные науки, в том числе и филология и литературоведение, ориентируют на одни и те же ценности, поэтому эти виды человеческой деятельности могут оказывать сильное влияние друг на друга, помогать логическому и художественному познанию мира. Так, по мнению Л.Н. Столовича, «…ценностная ориентированность и философии, и искусства, несмотря на специфическое её преломление в каждой из этих форм общественного сознания, является основой их взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения. В философии вырабатываются ценностные критерии, с которыми не может не считаться искусство. При этом ценностные критерии в виде идеалов разрабатываются одновременно, хотя и «с разных сторон», как философией, так и искусством. Философская проблематика всегда привлекала внимание выдающихся деятелей искусства. И дело не только в том, что они обращались к философии и сами писали философские и эстетические трактаты, становились тем самым философами, как Петрарка, Руссо, Дидро, Лессинг, Хогарт, Шиллер, Герцен, Толстой, Унамуно, Сартр, Камю. Великие художественные творения ставили и по-своему решали коренные проблемы человеческого бытия, смысла и ценности жизни людей. Античная трагедия, «Божественная комедия» Данте и «Человеческая комедия» Бальзака, шекспировский «Гамлет» и «Фауст» Гёте, романы Льва Толстого и Томаса Манна, скульптура и фрески Микеланджело и живопись Андрея Рублева, музыка Баха, Бетховена, Шостаковича – всё это великое искусство и одновременно художественно-образная философия» [13]. Действительно, философия и искусство решают коренные задачи и проблемы бытия человека, общества и культуры, но решают своими специфическими логическими и художественными методами и приемами. Чем сильнее будет влияние философии и искусства, в том числе и литературы, на мир, на умонастроения людей, тем гармоничнее он будет становиться.

Список литературы

 

1. Асмус, В.Ф. Круг идей Лермонтова [Текст] / В.Ф. Асмус // Литературное наследство. – М., 1948. – С. 83-84

2.    Емельянов, Б.В. Три века русской философии (ХУШ – ХХ вв.) [Текст]  / Б.В. Емельянов. – Екатеринбург: УГУ; Нижневартовск: НГПИ, 1995. – С. 8

3.   Каргаполов, Е.П. Всё начинается с любви, или Штрихи к философской концепции любви поэта Р.И. Рождественского [Текст] /Е.П. Каргаполов. – Шумиха: ОГУП «ШМРТ», 2013. – 326 с.

4. Каргаполов, Е.П. Пути творческой личности, или Штрихи к социально-психологическом портрету Д.А. Мизгулина [Текст] / Е.П. Каргаполов. - Шумиха: ОГУП «ШМРТ», 2013. – 224 с.

5.    Каргаполов, Е.П. Свет Вселенского Креста, или Штрихи символической философии поэтессы И.Г. Рябий [Текст] / Е.П. Каргаполов. – Ханты-Мансийск, 2012. – 200 с.

6.    Каргаполов, Е.П. Творчество писателей Обь-Иртышья. В 3-х книгах. Книга 2. [Текст] / Е.П. Каргаполов. – Ханты-Мансийск, 2011. –447 с.

7.    Каргаполов, Е.П. Творчество писателей Обь-Иртышья. В 3-х книгах. Книга 1 [Текст] / Е.П. Каргаполов. – Ханты-Мансийск, 2004. – 247 с.

8.    Каргаполова Л.А. Филологическое образование в современных условиях// Русская сибирская литература: история, сущность, современные проблемы: мат. IV окр. Науч.-практ. конференции ( 24-25 октября 2014 г., г. Ханты-Мансийск) [Текст] / Л.А. Каргаполов. -Ханты-Мансийск, ХМГМА, 2015

9.   Киревский, И.В. Избранные статьи [Текст] / И.В. Киреевский. – М.: Современник, 1084. – С. 51- 52.

10.   Лихачёв, Д.М. О филологии [Текст] / Д.М. Лихачев. - М.:1989. - С.206.

11.   Попова Л.А. Обрядовая и речевая культура ханты (на материале произведений Еремея Айпина) [Текст] / Л.А. Попова // Русская сибирская литература: история, сущность, современные проблемы: мат. III окр. Науч.-практ. конференции. 24-25 октября 2013 г., г. Ханты-Мансийск; Ханты- Мансийск, ХМГМА, 2014 г.

12.   Спиркин, А.Г. Философия. Учебник. 2-е изд. [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2004. – С. 687

13.   Столович, Л.Н. Философия в поэзии и поэзия в философии [Текст] / Л.Г. Столович // Вопросы философии. – 2010. - № 7. – С. 70