Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА (СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 января 2017г.

Одной из задач образования является совершенствование у развивающейся личности таких качеств, которые позволят ей адаптироваться к изменяющимся условиям. В связи с этим возрастает интерес к образованию, для которого ведущей ценностью выступает становление личности, развитие ее интеллекта. Целью образовательного процесса современной высшей школы является ориентация на решение задач интеллектуального воспитания студентов, т. е. не просто усвоения учебных дисциплин, а обогащение их интеллекта. В качестве критериев ума должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и уровень сформированности определенных качеств, характеризующих интеллектуальное развитие студента [2, с. 93].

Главной составляющей инновационного образования в России является обеспечение подготовки специалистов и научных кадров на уровне мировых квалификационных требований. При этом в современных условиях большое значение в подготовке специалистов и научных кадров имеет научная инновационная деятельность, проводимая в системе образования, являющаяся важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования, и представляющая собой деятельность, направленную на получение и реализацию результатов научных исследований в образовательном процессе [5, c. 40-44].

В частности, подготовка современных инженеров должна предполагать не просто их адаптацию к какой-либо новой производственной и др. ситуации, а также современные инженеры должны быть способны изменять ее, при этом изменяясь и развиваясь сами, т. е. основной целью инженерного образования является не усвоение студентом суммы знаний и умений, а овладение профессиональной компетентностью в инженерной деятельности. Сегодня именно инженер как творящий предметный мир становится ключевой фигурой в развитии социально-экономической сферы общества, он должен быть не просто техническим специалистом, решающим узкие профессиональные задачи, а специалистом, который владеет глубокими профессиональными знаниями и способен к творческим действиям «не по шаблону», а инженерное образование становится областью общенациональных стратегических интересов России [3, c. 119-122].

Следовательно, обучение и воспитание гармонически развитой личности связано с расширением ее реальных возможностей для применения их в различных социальных, духовных и производственных сферах жизнедеятельности. Сегодня образование, обращенное на развитие жизненного ресурса человека, становится все более ориентированным на формирование его готовности к быстро наступающим переменам в обществе, за счет развития способностей к творчеству, к разным формам мышления и продуктивной деятельности. Исключительно важным в этом плане становится осознание значимости непрерывного образования в течение жизни.

Система непрерывного образования предполагает, что для сохранения интеллектуальной, социальной и профессиональной активности человеку необходимо быть включенным в структуру образовательного процесса в течение всей своей жизни. Главными становятся два принципа: умение учиться и самостоятельность в овладении знаниями [4, c. 173-174].

Как отмечает Есенков Ю.В., стратегии самоуправляемого обучения – (Self-Directed-Learning) - основываются на теориях развития эмоционального интеллекта. Основу развития эмоционального интеллекта составляет самоуправляемое обучение - целенаправленное развитие или укрепление какого-то качества той личности, какой человек является и/или какой хочет быть [1, c. 164].

Самоуправляемое обучение способствует развитию потенциала самостоятельности обучающегося, данный вид обучения может включать в себя различные виды деятельности и ресурсы, например, проектное обучение, контекстное обучение, проблемное обучение, сократический диалог.

Сущность проектного обучения определяется тем, что образовательный процесс инициируется и определяется самим обучающимся. Организация образовательной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его способностями и возможностями, но главное — тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать. В рамках данного обучения ценностью становится развитие личности и овладение каждым обучающимся способами приобретения существующих и порождения новых знаний, из объекта обучающих и воспитательных воздействий он превращается в субъекта собственной познавательной и будущей профессиональной и социокультурной деятельности. В теории контекстного обучения моделируются в формах учебной деятельности студентов профессиональная деятельность специалистов, а именно, предметно-технологическая и социальная составляющие. Контекстным обучением является такое обучение, в котором последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. В основе проблемного обучения лежат проблемные ситуации. Главная функция проблемного обучения — это включение студентов в систематическую творческую деятельность, в решение проблемных задач, построенных на требованиях учебного предмета, самостоятельный поиск новых знаний. Ведущими здесь являются мотивы интеллектуального поиска, нахождения вариантов решения той или иной возникшей задачи. Проблемное обучение представляет способ приобретения знаний на основе анализа противоречивой ситуации. Так, одной из таких ситуаций является, противоречие между известными студенту знаниями и новыми фактами, событиями и явлениями, для понимания которых имеющихся знаний недостаточно. Технология проблемного обучения содействует развитию у  студентов критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт, поиску и определению собственных личностных смыслов и ценностных отношений [7, c. 20-23].

Проблемно-ориентированное обучение позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения.  При  этом  иногда  важно  не столько  решить  проблему,  сколько  грамотно  ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения. Контекстное обучение позволяет усваивать знания путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением [5, c. 40-44].

Сократический диалог подразумевает активное участие обучающего и обучающегося в обсуждении изучаемого предмета с учетом индивидуального мнения каждого из участников о предмете общения и создания в процессе общения общего смыслового поля. Такие диалогические взаимоотношения благоприятно сказываются на установлении доброжелательного и позитивного настроя, развивают умение слушать и слышать. В связи этим, программа индивидуального развития личности наиболее ориентирует преподавание на помощь субъекту обучения в достижении вершины его возможностей и наиболее полной реализации им потенциала своей личности [8, c. 6-9].

Таким образом, воспитывая будущего специалиста в вузе, необходимо заранее ориентировать учебный процесс на профессиональное творчество как область, в которой будущий специалист и после окончания вуза будет продолжать проявлять свою поисковую активность, тем самым обеспечивая себе творческий режим жизни. Поэтому важнейшая задача вуза заключается в создании соответствующих условий для развития творческого потенциала личности [6, c. 22-25].

Список литературы

 

1.  Есенков Ю.В. Теория и практика формирования профессиональных кадров нового поколения: практико-ориентированная монография / Ю.В. Есенков, Н.И. Нагимова, М.А. Фахретдинова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2015. – 192 с.

2.     Культура и образование: студент в инновационном образовательном пространстве: монография под ред. В.И. Волынкина. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. – 196 с.

3.     Шитов С.Б. Взаимосвязь высшего технического образования и техносферы в современном обществе как философская проблема // «Вестник МГТУ «Станкин». - 2015. - № 2 (33). - С. 119-122.

4.     Шитов С.Б. Высшее техническое образование в процессе становления общества знания: Дис… д-ра филос. наук. – М., 2010. – 356 с.

5.     Шитов С.Б. Инновационное высшее техническое профессиональное образование: перспективы развития (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015. - № 4. - С. 40-44.

6.    Шитов С.Б. Подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей в обществе знания // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 8. - С. 22-25.

7.     Шитов С.Б. Современная образовательная парадигма технической высшей школы: социально - философский взгляд // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХIV Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – С. 20-23.

8.     Шитов С.Б. Учебно-научная деятельность студента как основа личностно-ориентированного подхода к образованию (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2016.- № 3. - С. 6-9.