25 марта 2016г.
На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном процессе приобретения определенных знаний, взглядов, компетенций и накопления жизненного опыта, т. е. образования, в результате чего у него формируется образ как внешнего, так и внутреннего мира, что позволяет ему правильно организовать свою жизнь. Образование дает толчок новым технологиям, формирует общественное сознание, воздействует на функционирование и развитие социума, обеспечивает воспроизводство общества с помощью трансляции опыта и знаний, ценностей и норм культуры от поколения к поколению.
Социально-философский анализ образования позволяет рассмотреть его как процесс и как деятельность, когда акцент делается на субъект-объектные и субъект-субъектные отношения и механизмы их взаимодействия; как структурно-организационные и структурно-функциональные явления. Социальные функции образования определяются общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных людьми знаний и навыков от поколения к поколению. Образование выступает формой связи научного познания с преобразующей деятельностью человека.
Наука создает актуальные возможности для образования, создающего условия для профессиональной деятельности с помощью общетеоретической и профессиональной подготовки. Наука является главным ценностным ориентиром процесса образования, поскольку обеспечивает его содержательность, интегративность, всеобщность. Решающее воздействие науки на образовательную систему особенно отчетливо обнаруживается в том, что накопленное наукой знание обуславливает общие возможности его аккумуляции в образовательном процессе. И способ освоения добытого наукой знания и мера эффективности его использования в сфере образования в решающей степени зависят от методологического арсенала, выработанного наукой. Научное познание вооружает человека знаниями объективных законов природы и общества, что имеет высокое значение в его преобразующей деятельности. Преобразующая деятельность субъекта только тогда может быть эффективной, когда в ее основе будут лежать научно обоснованные методы реализации цели, когда деятельность субъекта будет соответствовать объективным законам бытия.
Интегрирующая функция синтеза науки и образования – это не поглощение одного комплекса другим, а глубокое, все усиливающееся взаимодействие и взаимопроникновение их при сохранении самостоятельности. Интеграция науки и образования означает преодоление разрыва между научными и образовательными комплексами, которые выполняют общественно значимые функции производства, передачи и распространения знаний [2, с. 66].
Между тем, новые социальные реалии предъявляют новые требования к образованию специалиста. Современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда соответствовать прогрессу науки и техники, его образование должно воспитывать в нем способность, как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально-активному восприятию сделанного другими. Поэтому, образовательный процесс - это не только процесс передачи и получения знаний, умений и компетенций, а также становление человека и воспитания его как личности. Данный процесс должен сопровождаться соответствующей атмосферой в режиме интеллектуального творческого поиска, личного общения в цепочке «обучающий - обучаемый » и во взаимодействии «обучаемый - обучающий».
В современных условиях большое значение в подготовке специалистов и научных кадров имеет научная инновационная деятельность, проводимая в системе образования, являющаяся важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования, и представляющая собой деятельность, направленную на получение и реализацию результатов научных исследований в образовательном процессе [3, с. 40-44]. Процессы развития и интеграции образования, науки и инноваций связаны с разработкой и применением новых информационных технологий в процессе самообучения и саморазвития человека [6, с. 88-90]. Таким образом, подготовка креативных специалистов сегодня является актуальной задачей и российской образовательной политики, включающей в себя обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [4, с. 211-215].
Поставленная цель развития кадрового потенциала предполагает возрастание роли интеллектуальной наполненности труда, проводящей к тому, что эффективность и качество общественного производства начинают напрямую зависеть от научной и образовательной деятельности. В связи с этим, наука приобретает характер решающей производительной силы, а образование, занимающееся подготовкой кадров, играет роль важнейшего фактора производственной деятельности, т. е. является инструментом производства человеческого капитала, который составляется комплексом внутренних возможностей гармонично развитой личности, определяющих постоянное возрастание ее интеллектуального, творческого потенциала и профессионального опыта. Возрастание роли человеческого капитала связано со становлением креативного (творческого) класса работников.
Согласно Бахаеву Н.П., формирование гармонично развитой личности - это сложный многогранный процесс, в основе которого лежит совокупность различных подходов: философского, психологического, педагогического, деятельностного, методического и др. [1, с. 82]. Следовательно, человек как личность представляет собой продукт всей предшествующей истории, существующих отношений, а также своего собственного деятельностного развития и самосознания – развитие личности возможно только через деятельность. Личность может формироваться только при включении обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания [1, с. 85].
Как отмечает К. Ясперс, становление человека происходит не только посредством биологического наследования, но и существенным образом посредством традиций. Воспитание человека — процесс, который повторяется применительно к каждому индивиду. Посредством фактического исторического мира, в котором вырастает индивид, а в этом мире посредством планомерного воспитания родителями и школой, посредственно свободно используемыми учреждениями, и, наконец, в течение всей жизни посредством всего, что он слышит и узнает, в него входит то, что, объединенное в активности его существа, становится его образованностью, как бы второй его натурой. Образование делает индивида посредством его бытия соучастником в знании целого. Вместо того чтобы неподвижно пребывать на своем месте, он вступает в мир, и таким образом его существование может быть в своей узости все-таки одушевлено всем. Человек тем решительнее может стать самим собой, чем яснее и наполненнее мир, с которым его собственная действительность составляет единство. Воспитание определяет будущее человеческое бытие; упадок воспитания был бы упадком человека [7, с. 144-147].
Таким образом, воспитание завершается формированием личности в человеке, развитием его индивидуальности. Средствами нравственного воспитания должны служить не столько наставления и слова, а правильный личностно-ориентированный подход к образованию.
Воспитывая будущего специалиста в вузе, необходимо заранее ориентировать учебный процесс на профессиональное творчество как область, в которой будущий специалист и после окончания вуза будет продолжать проявлять свою поисковую активность, тем самым обеспечивая себе творческий режим жизни. Поэтому важнейшая задача вуза заключается в создании соответствующих условий для развития творческого потенциала личности [5, с. 22-25].
Список литературы
1. Бахаев Н.П. Формирование системы непрерывного многоуровневого профессионально-технического образования: монография. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2011. - 227 с.
2. Пушкарева Е.А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография / Е.А. Пушкарева. –Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с.
3. Шитов С.Б. Инновационное высшее техническое профессиональное образование: перспективы развития (социально-философский взгляд) // Alma mater – Вестник высшей школы. - 2015.- № 4. - С. 40-44.
4. Шитов С.Б. Креативный специалист как перспектива развития высшего технического образования в России: социально-философский взгляд // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 211-215.
5. Шитов С.Б. Подготовка креативных компетентных специалистов-исследователей в обществе знания // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 8. - С. 22-25.
6. Шитов С.Б. Социально-философский анализ современных тенденций развития информационного общества// Alma mater – Вестник высшей школы. - 2013. - № 6. – С. 88-90.
7. Ясперс Карл Духовная ситуация времени / Карл Ясперс; пер. с нем. М.И. Левиной. – М.: АСТ, 2013. – 285 с.