20 марта 2016г.
Информационная картина мира сегодня это социокультурная реальность, что подтверждается рядом причин.
Во-первых, современный мир переживает информационно-технический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Такая форма существования современного социума имеет высокие темпы изменений. Поскольку процесс информатизации затрагивает лишь часть социальных процессов, преобразуя их и создавая новые, то он особым образом связан с ранее освоенными и существующими формами системы социальных связей. Система отношений и связей этих социальных процессов получает отражение в представлениях и знаниях современного человека.
Современный мир насыщен техникой различной функциональности, особое место в ряду технических устройств занимают программно-аппаратные системы. Ведь общественное сознание нуждается в концептуальном характере осмысления происходящих перемен в связи с революционным характером использования компьютерной техники, «усиливающей» интеллект. С одной стороны, такая техника, становясь средством перехода человечества на новый уровень научно-технического прогресса, может развиваться только на основе полноценного, достоверного и исчерпывающего знания. С другой стороны, современная технология во все возрастающей степени концентрируется вокруг и на основе производства, хранения и распространения информации.
Помимо собственно технических и технологических составляющих мир современного человека стал лавинообразно заполняться различной информацией, то есть принципиально меняется окружение человека, во многом определяемое информационной революцией.
Во-вторых, картина мира является одной из основных бытийных характеристик человека как субъекта, понимающего и познающего мир, поэтому и картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения чело- века. Привычными для человека стали информационные технологии, информационные потоки, информационные продукты, образы которых закладываются в сознание современного человека. Эти предметы сегодня являются наиболее тиражи- руемыми, насыщающими предметный мир человека, так что можно говорить о формировании особого информационного мировоззрения.
В-третьих, именно развитие информационной области науки, начавшееся более полувека назад, привело сегодня к изменению многих видов предметной практики, деятельности, собственно человека. Сегодня наука перестала выполнять универсальную функцию полагания задач и объектов информатики. Так, технологическая и потребительская области социальной жизни диктуют задачи для большинства исследований в соответствующих научных областях. Дальнейшие шаги в развитии информатики как дисциплинарной области науки во многом связаны с рефлексией оснований научной дея- тельности с отдельными дисциплинарными предметами. Одним из таких общих оснований можно назвать научный образ мира в его информационном аспекте.
В-четвертых, информационная революция как динамичный социокультурный процесс может привести к изменению миропонимания, мироотношения, мировоззрения человека. Вместе с тем меняется понятийный и теоретический каркас науки и философии. В то же время, общенаучная схематика и наука в той социальной значимости, как они утвердились в обществе еще с нового времени, трансформируются вместе с развитием человека и картины мира эпохи.
В-пятых, развитие информационной сферы общества актуализировало проблему взаимосвязи целей и задач, средств и инструментов, ценностей и норм научного исследования. Информационные технологии в виде специальных вычисли- тельных процедур и инструментов используются сегодня в большинстве научных направлений. Современный ученый выступает как потребителем информационных продуктов, так и организатором эксперимента, конструктором коммуникаций, оператором по обработке текстов и т.д. Для эффективного решения задач ему требуется не только освоение набора инструментов, но и понимание принципов, моделей, схем, опираясь на которые он сможет различать то, что является собственно объектом научных исследований и то, что является инструментом для вычислений, моделирования и т.д.
Подход к пониманию того, как складываются отношения между информатизацией и формированием современной картины мира, вырастает из анализа диалектики взаимосвязи субъекта и объекта, в процессе трансформации социокультурной реальности, то есть создания научной картины мира на информационной основе.
Картина мира есть целостный, глобальный образ мира, который возникает у человека в результате мыслительной деятельности в ходе его контактов с миром. При такой трактовке картина мира как субъективный образ объективной реальности входит в класс идеального и нуждается в опредмечивании в знаковых формах и в то же время, как и всякое образование, относящееся к классу идеального, имеет и неопредмеченный элемент. Поскольку совокупный опыт человека и человечества богаче объективированного в определенных образах картины мира, то элементы картины мира можно обнаружить в различного рода социокультурных фрагментах жизнедеятельности как неосознанные элементы жизнедеятельности.
На первый взгляд становление информационной картины мира укладывается в традиционную схему: объект- субъект познания, которые ложатся в основание научной картины мира. Творцом научной картины мира, как и прежде, остается человек, но дело в том, что появление компьютеров, которые благодаря микропроцессорной технике могут быть встроены практически в любой процесс, приводит к появлению новой формы рациональности — информационной. Возникает относительно самостоятельная и богатая информационная модель изучаемых структур, процессов, отношений познаваемой объективной и субъективной реальности. Более того, можно сказать, что информатизация всей науки, интегрируя фрагменты создаваемой информационной модели мира, способна создавать бессубъектные базы знаний, где познавательная деятельность будет осуществляться с помощью компьютеров. Вместе с тем широкое проникновение компьютерной техники в социальную жизнь человека идет параллельно с информационным взрывом. Известно, что объем научных публикаций во всем мире сегодня превысил все то, что было опубликовано от Возрождения и до наших дней, но разрешающая способность индивидуального чтения практически не растет, оставаясь где-то на уровне 300 книжных страниц в день, то есть нельзя читать быстрее, чем происходит процесс усвоения. Следовательно, в условиях все возрастающего количества научной информации проявляется тенденция убывания доли знаний, которыми в состоянии овладеть один человек, к общему их объему в общечеловеческом масштабе. Естественно, что возможность человека справиться с нарастающими потоками информации приходит в противоречие с исторически сложившимися формами и методами обучения, ориентированными главным образом на усвоение концептуально организованного знания, усугубляемое размежеванием большой науки и возможностями обычного человека.
Тем не менее, в фокусе информационного взрыва остается мыслящий человек во всей социокультурной упаковке, которая тесно связана с его биосоциальной природой. Именно это обстоятельство заставляет обратить внимание на существенную особенность формирования научной картины мира в условиях, когда компьютерная технология не видит принципиальных запретов на создание всеобъемлющей научной картины мира путем сканирования всего мирового научного знания.
Таким образом, информационная картина мира это сегодня социокультурная реальность, охватывающая миллионы людей, и нет сомнения, что это лишь начало неизведанного пути. Информационная картина мира характеризуется тем, что основным продуктом и ресурсом является информация как новая категория материи. Происходит информатизация общества, которое определяется как общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Информационная картина мира человека актуализируется в связи с решением задач по осуществлению действий над информационными объектами, она как составляющая мировоззрения может быть представлена как в знаниевых, так и в нормативных и ценностных типах мировоззрения. В современную эпоху человечество понимает, что разум, оснащенный современной интеллектуальной техникой, качественно меняется не с точки зрения физиологии или биоэнергетических параметров, а с точки зрения взаимосвязи и взаимообусловленности компьютерной техникой генерации, компоновки, хранения, передачи, переработки и использования знаний. Поскольку познание и применение последнего — самовоспроизводящийся и саморасширяющийся процесс, то и сфера информатизации ведет себя аналогично. Можно не сомневаться, что новый отряд работающего населения, непосредственно занятый в сфере интеллектуализации, будет определять социальную перспективу. Сегодня приоритет нужно отдавать развитию, созданию и использованию методологических средств освоения технических и технологических средств поддержки интеллектуальной деятельности каждого человека и общества в целом.
Список литературы
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.-336 с.
2. Антропный принцип в структуре научной картины мира (история и современность). - Л.: Наука, 1989. -83 с.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999. -956 с.
4. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. -704 с.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. - М.: Тайденс Ко, 6. 2003. -248 с.
7. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во СГПУ, 1981. -246 с.
8. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. — Краснодар: Изд-во Междунар. акад. информатизации (Краснод. регион, отд-ние), 1997. -477 с.
9. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 5-18.