Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

В последнее десятилетие в нашей стране бизнес-образование стало неотъемлемой частью системы образования в целом. Семинары, бизнес-тренинги, курсы, как краткосрочные, так и долгосрочные, являются важным элементом повышения квалификации сотрудников, их профессионального и трудового потенциала, а программы обучения формируются с таким расчетом, чтобы удовлетворить самые разнообразные запросы работодателя.

Как весьма положительное явление, следует отметить тот факт, что если при своем возникновении система бизнес-образования полностью основывалась на западном опыте и программах, то впоследствии появляются тенденции обращения к опыту отечественной экономической ситуации, традициям российского образования и культуры. В современных условиях глобализации экономического и культурного обмена очень важно не копировать реалии западной системы образования, но, усваивая ее лучшие достижения в целом, и в бизнес- образовании, в частности, - осваивать их [1]. И освоение это должно осуществляться, исходя из конкретных социокультурных условий российской действительности.

Хорошо известно, какую роль играл моральный фактор в традициях русского предпринимательства в XIX–    начале XX веков [2]. Первое экономическое высшее учебное заведение в России, Коммерческий Институт Московского общества распространения коммерческого образования, основанный в 1907 году на собственные деньги А. Вишнякова, С. Морозова, А. Абрикосова и других российских предпринимателей был призван готовить, по словам министра финансов России В.Н. Коковцева, «просвещенных и преданных истинным интересам дорогой родины деятелей». Тем самым отцы-основатели Коммерческого Института изначально задали образ предпринимателя, на который должен ориентироваться его выпускник. Как и тогда, сегодня, более ста лет спустя, это должен быть, с одной стороны, грамотный специалист и квалифицированный профессионал в своей области, а с другой - полноценная личность, патриот и гражданин, направляющий свои усилия на благо России [3].

Однако, моральный компонент оказывается слабо затронутым в  программах бизнес-образования    [4], особенно при составлении программ краткосрочных курсов.

Рассмотрим данный тезис на примере бизнес-образования в сфере работы с персоналом, в частности, на примере программ Центра бизнес-образования в г.Екатеринбурге (www.cbo.ru).

Программа «Построение эффективной службы управления персоналом» состоит из семи занятий.

Программа занятия по мотивации  персонала включает в себя «определение и базовые понятия мотивации. Наиболее практичные теории мотивации. Нематериальная мотивация: обучение, профессиональный и карьерный рост, признание, постановка задач, оценка и контроль, обратная связь руководителя. Бонусы и премии, депремирование, долгосрочные поощрительные схемы. Социальный пакет». Бесспорно, все это важные аспекты мотивации. Однако важнейшие из «нематериальных» факторов –моральные - в этом списке отсутствуют. Отсутствует и моральная оценка, во имя чего работник нуждается в профессиональном и карьерном росте, признании, обучении – только ли ради повышения своего благосостояния, или в то же время во имя своей творческой самореализации, получения морального удовлетворения.

Программа занятия по формированию корпоративной культуры компании состоит из таких вопросов, как «определение корпоративной культуры. Этапы построения корпоративной культуры. Типы корпоративной культуры. Структура и функции корпоративной культуры. Диагностика корпоративной культуры. Способы формирования корпоративной культуры. Внутренний PR». Ни слова о моральном компоненте корпоративной культуры, об этическом кодексе организации, без которого, пожалуй, теперь не действует ни одна уважающая себя фирма. Ведь моральная мотивация поведения – самая глубинная, поскольку моральные нормы – это неотъемлемая часть личности человека, его духовного мира.

Программа «Диагностика и формирование корпоративной культуры компании» уточняет и конкретизирует приведенную выше программу. Темы занятий таковы: Понятие корпоративной культуры и ее место в общей системе организации; Диагностика существующей корпоративной культуры; Дизайн организации; Корпоративная культура как инструмент внутреннего управления.

Насколько недостаточно внимание, уделяемое здесь моральному компоненту в корпоративной культуре, легко понять из следующего примера. Такой этический фактор, как «создание атмосферы сплоченности, доверия как среди сотрудников одного уровня, так в отношениях типа: руководитель-подчиненный», включен в тему

«Дизайн организации» и стоит в одном ряду с оформлением офисов, сувенирной и рекламной продукцией, символикой и аксессуарами сотрудников.

Подтверждает это наблюдение и содержание темы «Корпоративная культура как инструмент внутреннего управления». Уже несколько десятилетий специалистами в области этики отмечается важнейшая роль морального элемента корпоративной культуры, в первую очередь вследствие того, что, как говорилось выше, этическая детерминация работника является наиболее эффективной [5]. В настоящей программе внимание вновь уделяется не внутреннему воздействию корпоративной культуры на сотрудников, но исключительно стороннему, вследствие чего последние могут внешне соответствовать требуемым стандартам, не разделяя ценностей фирмы и не испытывая к ней лояльность.

В долгосрочных программах бизнес-образования мы практически всегда встречаем такой курс, как «Этика бизнеса», этот курс присутствует также в программах российского высшего образования с 90-х годов [6]. И это не случайно, ведь этика, будучи практической частью философского знания, присутствует в любой сфере деятельности человека, как духовной, так и материальной. Предмет этики бизнеса весьма обширен. Он затрагивает не только уровень микроэтики в бизнесе – проблемы моральных отношений между индивидами, в трудовом коллективе, между руководителем и подчиненными, но и уровень макроэтики – проблемы моральных отношений в бизнесе между макросубъектами: фирмами, государством, обществом в целом [7]. Будучи в первую очередь прикладной наукой, она, тем не менее, выражает фундаментальные принципы человеческого бытия – справедливость, честь, добро, - и уточняет знание, вырабатываемое философией [8]. Изучение этики, как и других гуманитарных наук, например, истории [9], культурологии, помогает развитию личности, самовоспитания, способности к самообразованию, необходимых в системе обучения в вузе [10]. Тем самым при формировании программ бизнес-образования, и высшего образования, в целом, необходимость внедрения морального компонента, изучения теории и практики этики в целом, и этики бизнеса, в частности, является насущной потребностью [11].

 

Список литературы

1.      Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. С. 104-110.

2.      Корнилова И.М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С.19-24.

3.      Koshkin A., Katusheva K., Bolvachev A., Yablochkina I. Life balance of Russian students (by the example of students of the finance department of Plekhanov Russian university of economics)//Review of European Studies. 2014. Т. 6. № 4. С. 182-200.

4.      Васякин Б.С., Бережная М.С., Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Социально-психологическая адаптация абитуриентов и студентов регионов посредством социально-психологического тренинга // Горизонты экономики. 2014. № 6-2 (19). С. 119-125

5.      Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. Развитие управленческих компетенций современными тренинговыми методами // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума (Электронный ресурс). Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С.125-137.

6.      Корнилова И.М. Высшее образование в России в 1990-е гг. ХХ в.// Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 7. С.117-121

7.      Ивлева М.И. Этика и рынок: этический аспект рекламы // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С.186-197.

8.      Ивлева М.И., Левченко К.Г. Информационное пространство фундаментальных и прикладных наук в высшей школе// Инициативы XXI века. 2012. № 4. С. 102-104.

9.      Яблочкина  И.В., Меламуд М.Р. Преподавание  отечественной истории на факультете дистанционного обучения: опыт и проблемы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2006. № 2. С. 3-7.

10.   Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С. 124-138.

11.   Корнилова И.М. Формирование системы высшего образования в национальных районах России (на материалах Поволжья). Учебное пособие. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий гос. Ун-т». Элиста, 2008.