Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Процесс возрождения российского казачества, начавшийся на волне демократических перемен конца 1980- х – начала 1990-х годов, изначально был направлен на объединение казаков, на возрождение казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, на удержание их от скатывания к экстремизму, сепаратизму, национализму, на вырабатывание идеологии казачества как одного из равноправных элементов российского гражданского общества. Процесс не был простым и прошел несколько стадий. В настоящее время исследователи казачества отмечают, что казачьи войска, как реестровые, так и казачьи общественные организации, охватил кризис [2, 6]. Он связывается с принятием в декабре 2005 г. Закона РФ «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которым государственная служба по сути дела становится единственным признаком принадлежности к казачеству. Требование госслужбы приходит на смену изначальной идее возрождения казачества как культурно-этнической общности. Сейчас четко прослеживается тенденция превращения казачества в специальность. Происходит огосударствление казачества. На смену такой привычной исторической формации объединения казаков, как войско, приходят новые формы – созданы Государственные автономные учреждения «Казаки Кубани» (2010 г.) и «Казаки Дона» (2014 г.). Государственное финансирование, например, Войскового казачьего общества  «Всевеликое Войско Донское» (ВКО ВВД) в 2014 г. должно составить 630 млн. руб. Эти средства реализуются через ГАУ «Казаки Дона», созданного для реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области (РО). Главным учредителем и распорядителем средств ГАУ КД является Департамент по делам казачества Администрации РО, численность управленческого аппарата ГАУ КД – около 250 чел.

Неудивительно, что такие процессы способствуют расслоению казачества и провоцируют кризис. По данным НИИ истории казачества при ЮРГТУ (г.Новочеркасск) на Дону сейчас действует более десятка различных казачьих организаций, включая реестровых казаков ВКО ВВД. Все они не стремятся к объединению, расходясь в своѐм отношении к истории казачества, к его социальному статусу, к земле, к собственности, к местному самоуправлению, к взаимодействию с государством и т. д.

Однако есть и объединяющие тенденции. В частности, в последние годы на Дону казаки стремятся заполнить социальную нишу, образовавшуюся после серии упразднений военных учебных заведений, создав в РО систему непрерывного казачьего образования. Тем самым делается попытка воспроизводства квалифицированных казачьих кадров. Эта социальная практика развивается в направлении интеграции казачества с государством, обеспечивающим финансовую поддержку казачьего образования.

Главной особенностью казачьего образования является обязательное присутствие в образовательном процессе элементов военного дела с акцентом на дисциплину, исполнительность и патриотическое воспитание. Через региональную компоненту образовательных программ также реализуются основы православия и учебные курсы, посвященные казачьей истории, культуре, традициям, быту. В зависимости от уровня учебного заведения и его профиля все эти составляющие реализуются в различных форматах и с разной глубиной. Методические основы образовательного процесса разрабатываются и контролируются Департаментом по делам казачества Администрации РО, который создан в январе 2004 г. Кадровую основу Департамента составляют средние и высшие чины реестрового ВКО ВВД.

Донское казачество в рамках ВКО ВВД обладает развитой многоуровневой системой образования. Только на территории Ростовской области система объединяет более 200 учреждений казачьего образования, среди которых 6 кадетских корпусов (4 областного и 2 федерального подчинения), 6 профессиональных училищ, 155 муниципальных общеобразовательных казачьих школ, 1 казачий детский дом, 18 казачьих центров дополнительного образования, 28 казачьих детских сада. Общая численность обучающихся составляет около 30 тыс. человек и охватывает 43 муниципальных района и городских округа [3]. В среднем 95% выпускников казачьих корпусов становится студентами вузов, из них 10% поступает в Академии погранвойск, остальные студенты делятся в отношении 70% к 30% между гражданскими и военными вузами. Например, в 2011 году в ЮФУ учились 136 студентов-казаков, выпускников кадетских корпусов, а в ЮРГТУ (НПИ) в 2012 году обучалось 153 студента-казака из Ростовской области, 60 – из Краснодарского края, 41 – из Ставрополья; для сравнения - на  всѐ Терское казачье войско приходилось 5 студентов-казаков, обучающихся в вузах, расположенных на территории войска [1, С.59]. В начале 2012 г. в Новочеркасске на базе ФГБОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ) создан НИИ истории казачества и развития казачьих регионов, а 29.09.2012 г. по трехстороннему соглашению Администрации РО, ВКО ВВД и ЮРГТУ уже сам университет назван именем Матвея Платова и получил статус «казачий» [5].

При этом характерно, что за последнее десятилетие численность казачьих образовательных учреждений по сравнению, например, с численностью казачьих обществ имеет существенно более высокую скорость роста: 9,1% в год против 4,2% в год у казачьих обществ. То есть казачье образование развивается наиболее динамично, а значит и в большей степени, чем другие виды социальных практик, должна определять будущее казачества.

С целью изучения перспектив и результативности казачьего образования автором было проведено анкетирование 82 выпускников двух кадетских казачьих кадетских корпусов – 2-го Донского Императора Николая II (2 ДКК ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, http://kadet2dkk.ucoz.ru) и Аксайского Данилы Ефремова (г. Аксай, РО, http://adekkk.edu.ru). Среди 63 вопросов анкеты, разбитых на 5 тематических разделов, был раздел

«Дистанция власти в казачьей среде». Вопросы этого раздела составлены по известной методике Герта Хофстеде (Geert Hofstede) [7], определяющей «Индекс дистанции власти» (PDI) - один из 6 социологических показателей,

«измеряющих» культурные характеристики различных народов (подробнее см. сайт «The Hofstede Centere»: http://geert-hofstede.com/united-states.html). PDI указывает, насколько исследуемая социальная группа ценит или не ценит иерархические взаимоотношения и уважение к авторитету.

Опрос выпускников кадетских корпусов, которые в настоящее время являются студентами различных вузов г. Ростова-на-Дону, дал результаты, резко отличающиеся от данных подобных опросов, проведенных среди обычных студентов вузов в разных городах России. Сводные результаты собственного анкетирования студентов- кадетов и данных студенческих опросов источника [4, С.78-79] представлены в Табл.1.

Таблица 1 Сравнение индекса «дистанции власти» (PDI) для студенчества различных городов России (показатели даны с округлением до целых чисел)

Города

Число опрошенных

Дистанция власти (PDI)  

студентов

Данные по городу

Данные по студенчеству

Данные исследования 2001 г. [4]

Нижний Новгород

68

48

38

Ярославль

70

45

40

Данные исследования 2004 г. [4]

Тула

73

48

51

Ставрополь

65

69

60

Данные исследования 2014 г.

Ростов-на-Дону (кадеты)

82

Нет данных

86

 

Полученные  результаты  свидетельствуют  о  том,  что  казачьи  учебные     заведения  формируют специфическую  ментальность  кадетов,  отличающуюся  меньшей  степенью     маргинальной  для  России «вестернизации» [4], чем у российского студенчества в целом. Это соответствует декларируемым целям и миссии казачьего образования по воспитанию казачьих традиций православной духовности, патриархального традиционного права и военной специализации.

 

Список литературы

1.     Вопросы казачьего кадетского образования и участия в этом вопросе зарубежных казачьих организаций и потомков казаков // Материалы круглого стола в рамках IV Всемирного конгресса казаков, 29 сент. 2012 г., г. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. – 128 с.

2.     Громов В.П. Кубанское казачество на пути возрождения: итоги и перспективы // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тез. Всеросс. науч. конф., 28-29 сент. 2010 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С.174-177.

3.     Казачье образование // Официальный портал Правительства Ростовской области: Социальная сфера, казачество. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82104 (дата обращения: 14.06.2014).

4.     Латова Н.В., Латов Ю.В. Исследование ментальных ценностей российского студенчества по методике Г. Хофстеда: феномены и парадоксы вестернизации сознания // В кн.: X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. Кн. 3. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 75-86.

5.     Платовская (казачья) страница // Официальный сайт ЮРГТУ (НПИ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.npi-tu.ru/index.php?id=1844 (дата обращения: 11.10.2014).

6.     Рыблова М.А. Проблема сохранения и воспроизводства культурного наследия российского казачества // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тез. Всеросс. науч. конф., 28-29 сент. 2010 г. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С.185-188.

7.     Hofstede Geert H. Culture`s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. Sage Publications, 2001.